Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
N 99 (опубликовано 20 августа 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 августа 2015 года.
Комиссия Липецкого управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя комиссии Л.А. Черкашиной - вр.и.о. руководителя управления,
членов комиссии:
А.В. Хохольских - государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Т.Н. Ролдугиной - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии представителей администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации - <_> <_> <_>
рассмотрев дело 99 по признакам нарушения администрацией Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее-Закон о защите конкуренции), установила:
Приказом Липецкого УФАС России от 17.07.2015 N 243 возбуждено дело N 99 по признакам нарушения администрацией Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (399373, Липецкая область, г. Усмань, ул. Ленина, д. 40) п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении в административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка" (утв. постановлением администрации Усманского муниципального района от 22.06.2012 N 519) необоснованных требований к заявителям о предоставлении документов, обязанность по предоставлению которых не предусмотрена действующим законодательством, поскольку они находятся в распоряжении органов государственной власти.
Определением от 22.07.2015 назначено время и место рассмотрения дела.
На заседании Комиссии велась аудиозапись.
Представители ответчика по факту нарушения антимонопольного законодательства пояснили, что с замечаниями полностью согласны и 24.07.2015 в постановление были внесены изменения согласно которым административный регламент принят в новой редакции.
Рассмотрев представленные ответчиком документы, заслушав мнение его представителей, Комиссия установила следующее:
Постановлением администрации Усманского муниципального района Липецкой обл. от 22.06.2012 N 519 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка" (далее - административный регламент).
Пунктом 14 административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:
1) документ, удостоверяющий личность (для физических лиц);
2) учредительные документы (для юридических лиц);
3) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя);
4) свидетельство о постановке на налоговый учет юридического лица (индивидуального предпринимателя);
5) имеющиеся сведения об историческом назначении объектов культурного наследия и их фактическом использовании, о включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр, дата и номер постановки на учет (при наличии таких объектов);
6) правоустанавливающие документы на земельный участок;
7) кадастровый план земельного участка;
8) материалы топографической основы, соответствующей современному состоянию ситуации на земельном участке, рельефу местности и подземных коммуникаций;
9) правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства (при наличии на земельном участке таких объектов);
10) технический паспорт на объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке (при наличии на земельном участке таких объектов);
11) основные технико-экономические показатели: планируемое целевое назначение объектов, этажность и основные параметры объекта капитального строительства;
12) технические условия служб муниципального образования на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, выданные в установленном порядке.
В ходе анализа установленных требований Комиссией установлено, что кадастровый план земельного участка, правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства (при наличии на земельном участке таких объектов) и правоустанавливающие документы на земельный участок находятся в распоряжении такого государственного органа как Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. А свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) и свидетельство о постановке на налоговый учет юридического лица (индивидуального предпринимателя) выдаются Федеральной налоговой службой (и сведения о юридических лицах находятся в свободном доступе на официальном сайте данной службы).
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
Указанный Закон определяет административный регламент как нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Статьей 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:
1) наименование государственной или муниципальной услуги;
2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;
3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;
4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги;
5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;
6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Также в силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;
3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции, целью указанного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии со ст. 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Исходя из смысла антимонопольного законодательства, акты органов местного самоуправления не должны вступать в противоречие с федеральным законодательством, ущемлять права и интересы участников гражданского оборота, в связи с чем, административный регламент не может противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу п. 2. ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В связи с изложенным, подпункты 3, 4, 6, 7, 9 пункта 14 административного регламента ограничивают возможность заявителям, в частности хозяйствующим субъектам, получить градостроительный план земельного участка, что является необоснованным препятствием осуществления деятельности таким хозяйствующим субъектам.
Более того, Комиссия в ходе анализа положений подпункта 12 пункта 14 административного регламента установила, что он не содержит указания от каких конкретно служб и какого муниципального образования необходимо предоставить технические условия, в то время как содержит требование о предоставлении для получения муниципальной услуги технических условий служб муниципального образования на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, выданные в установленном порядке.
Таким образом, установив в административном регламенте требования к заявителям о предоставлении документов, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, и предоставлении документов от неопределенных служб, администрация Усманского муниципального района Липецкой области нарушила запрет, установленный п. 2 части 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В тоже время, на рассмотрение дела ответчиком представлена копия постановления администрации Усманского муниципального района от 24.07.2015 N 593 "О внесении изменений в постановление администрации Усманского муниципального района от 22.06.2012 года N 519".
Рассмотрев данное постановление, Комиссией установлено, что в административном регламенте (в новой редакции) закреплена обязанность получения вышерассмотренных документов посредством межведомственного взаимодействия.
Таким образом, на момент рассмотрения дела ответчиком устранены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Данное обстоятельство является основанием для прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 23, ст. 41, ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях администрации Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (399373, Липецкая область, г. Усмань, ул. Ленина, д. 40) нарушение п. 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении в административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка" (утв. постановлением администрации Усманского муниципального района от 22.06.2012 N 519) необоснованных требований к заявителям о предоставлении технических условий от неопределенного круга служб и документов, обязанность по предоставлению которых не предусмотрена действующим законодательством, поскольку они находятся в распоряжении органов государственной власти.
2. Прекратить рассмотрение дела N 99 о нарушении администрацией Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 99 (опубликовано 20 августа 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016