Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
N 900-ФАС 52-02/15 (опубликовано 13 августа 2015 г.)
Резолютивная часть объявлена 10 августа 2015 года
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Гребнев Юрий Николаевич, рассмотрев материалы дела N 900-ФАС52-02/15 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении автономного учреждения "Редакция газеты "Знамя труда" (ИНН/КПП 5239001644/523901001, ОГРН 1025201286538 (дата присвоения ОГРН 18.09.2002)),
при личном участии законного представителя учреждения К.Д.Н. (К. Д. Н.), установил:
26 июня 2015 года в отношении автономного учреждения "Редакция газеты "Знамя труда" составлен протокол об административном правонарушении, закреплённом частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Данная норма предусматривает административную ответственность за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Одним из видов подлежащей обязательному размещению информации является публикация сведений о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки, а также о количественных характеристиках отдельных категорий закупок.
В частности, пунктом 19 статьи 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) предусмотрена обязанность заказчика не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещать в единой информационной системе:
1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи;
4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Между тем из поступивших 5 мая 2015 года в Нижегородское УФАС России материалов следовало, что автономным учреждением "Редакция газеты "Знамя труда" в 2014 году оплачены услуги типографии г. Дзержинска в размере 1 632 385 рублей, но информация о закупке таких услуг и о заключении договоров с исполнителем, о дате заключения договора и объемах приобретённых полиграфических услуг на сайте www.zakupki.gov.ru не размещена.
В рамках административного дела установлено, что договоры с исполнителями услуг МУП "Шахунская типография" и ЗАО "Дзержинская типография" заключены в 2013 году, тогда как требование применять Закон о закупках для заключения договоров на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ вступило в силу для автономных учреждений с 1 января 2014 года.
Договор N 01 с МУП "Шахунская типография" заключен 30 декабря 2013 года, срок его действия установлен до 31.12.2014 (см. пункт 5.1 договора).
Договор N 2/7 заключен с ЗАО "Дзержинская типография" 01 января 2013 года, срок его действия определён пунктом 8.1 соглашения до 31.12.2013. По дополнительному соглашению N2 от 1 декабря 2013 года срок действия договора продлён до 31 декабря 2014 года.
И тот, и другой договор предполагают периодические поставки товара, явившегося предметом каждой сделки, а конкретнее - ежемесячное исполнение материала газеты в печатном виде определённым тиражом по заявке учреждения и последующей оплатой услуг.
Таким образом, полиграфические услуги в течение 2014 года оказывались двумя типографиями: МУП "Шахунская типография" и ЗАО "Дзержинская типография" в соответствии с договорами от 2013 года.
То есть фактически полиграфические услуги оказывались учреждению обеими типографиями и соответственно оплачивались последним в течение всего 2014 года, однако сведения об их объемах и совокупной стоимости АУ "Редакция газеты "Знамя труда" не публиковались.
С 1 января 2014 года АУ "Редакция газеты "Знамя труда" обязано руководствоваться требованиями Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", соответственно январь 2014 года следует считать первым отчётным месяцем в контексте требований части 19 статьи 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и по отношению к указанным договорам, учитывая исполнение данных договоров, начиная с января 2014 года.
Отсутствие на сайте закупок информации о закупках полиграфических услуг: сведений о заключенных договорах на оказание полиграфических услуг, их количестве и общей стоимости, об исполнителях соответствующих услуг указывало на событие административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ и явилось основанием к возбуждению настоящего административного производства.
Законный представитель АУ "Редакция газеты "Знамя труда" Конев Дмитрий Николаевич при рассмотрении дела об административном правонарушении предоставил следующие пояснения по существу фактических обстоятельств.
Договоры с ЗАО "Дзержинская типография" и МУП "Шахунская типография" заключены в 2013 году, когда положения Закона о закупках не распространялись на автономные учреждения, образованные органами местного самоуправления. Соответственно договоры заключены без организации конкурентных процедур и сведения о данных договорах в сети "Интернет" не размещались. Просил обратить внимание на то, что Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" обратной силы не имеет, поэтому вменение учреждению обязанности размещать указанную информацию незаконно.
Ненадлежащая публикация сведений, составляющих отчётность по договорам, объясняется отсутствием необходимого опыта и ошибками в заполнении отдельных разделов реестра отчётности.
Более подробно пояснения главного редактора АУ "Редакция газеты "Знамя труда" изложены также в письмах от 24.06.2015 N76, от 14.07.2015 N81.
В ходе рассмотрения настоящего дела предусмотренные статьями 25.1 КоАП РФ права законному представителю учреждения разъяснены, отводов не заявлено.
Изготовление постановления по делу об административном правонарушении в полном объеме откладывалось на срок, не превышающий трёх дней.
Заслушав доводы главного редактора АУ "Редакция газеты "Знамя труда", изучив материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, приходит к следующим выводам.
Неисполнение АУ "Редакция газеты "Знамя труда" в течение 2014 года обязанности по размещению информации о фактическом оказании учреждению в 2014 году полиграфических услуг типографиями МУП "Шахунская типография" и ЗАО "Дзержинская типография" и их оплате указывает на событие административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Вместе с тем должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, учитывает следующее.
Обязанности размещения информации о дате, сумме, условиях и процедуре заключения договоров с МУП "Шахунская типография" от 30 декабря 2013 года и с ЗАО "Дзержинская типография" от 1 января 2013 года на АУ "Редакция газеты "Знамя труда" Законом о закупках не возлагалось.
В соответствии с частью 19 статьи 4 Закона о закупках заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:
1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи;
4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Автономные учреждения в соответствии с частью 8 статьи 8 Закона применяют положения Закона о закупках с 1 января 2014 года.
Статья 4.1 Закона о закупках предусматривает ведение реестра договоров, заключенных заказчиками, в частности:
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивает ведение в единой информационной системе реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - реестр договоров). Порядок ведения указанного реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре, устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. В течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.
3. В реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат размещению в единой информационной системе.
Приведённое правило введено Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в силу его части 2 статьи 48 применяется с 1 января 2015 года.
Таким образом, поскольку заключение договоров, согласно фактическим обстоятельствам дела, осуществлялось учреждением в 2013 году, в тот период, когда с целью приобретения отдельных товаров обязанности организовывать закупки в том смысле, в каком это понятие используется в Федеральном законе "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на заказчика не возлагалось, как и обязанности по включению рассматриваемых сделок в реестр договоров, соответственно отсутствовала и вытекающая из предыдущей обязанность по информационному обеспечению процедур закупок, а также и по формированию отчётности о заключенных по итогам закупок договорах, стоимости и количестве оказанных автономному учреждению услуг.
В том же, что касается осуществляемых в течение 2014 года по договорам между АУ "Редакция газеты "Знамя труда" и ЗАО "Дзержинская типография", МУП "Шахунская типография" поставок товаров (исполнения услуг), следует применять положения Гражданского кодекса РФ, поскольку возникающие отношения субъектов в данном случае отражают процесс исполнения обоих договоров и регулируются положениями заключенных в 2013 году сделок.
Между тем по смыслу применяемого Закона о закупках под "закупкой" понимается именно выбор заказчиком поставщика и обсуждение условий сделки посредством конкурентных или неконкурентных процедур, а равно обязанность обеспечить равный доступ к таким закупкам неограниченному кругу лиц, прежде всего, возможным поставщикам посредством размещения сведений о проводимых закупках.
Соответственно и приведённые положения статей 4, 4.1 Закона о закупках направлены на обеспечение информационной открытости результатов закупок, состоявшихся именно в рамках применения заказчиком данного нормативного акта.
Реестр составляемой отчётности по заключенным договорам отражает, прежде всего, общую стоимость и количество договоров как результат организованных заказчиком процедур закупки, изначально закреплённых планом и порядок проведения которых регламентирован Положением заказчика о закупках, то есть в совокупности перечисленные этапы закупок образуют систему закупочной деятельности заказчика.
Таким образом, периодические поставки товара по единому договору нельзя признать отдельными закупками, регулярно совершаемыми заказчиком, и опубликование отрывочных сведений о стоимости оказанных в отдельном периоде услуг при отсутствии сведений о договоре, которым предусматривается само оказание этих услуг не согласуется с изложенным выше системным подходом законодателя при осуществлении контроля закупочной деятельности заказчика в порядке применения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
На этом основании должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, приходит к заключению, что в отсутствие у АУ "Редакция газеты "Знамя труда" по состоянию на 1 января 2014 года в Плане закупок закупки на приобретение полиграфических услуг (с учётом договоров от 2013 года), в отсутствие заключенных непосредственно в 2014 году договоров с типографиями необходимости размещения в порядке статьи 4.1 Закона о закупках о сведений о состоявшихся в 2013 году закупках полиграфических услуг, а равно включения сведений об исполнении ранее заключенных договоров в порядке ежемесячной отчётности по договорам, заключенным по итогам закупок, не усматривается.
С учётом изложенных фактических обстоятельств в бездействии АУ "Редакция газеты "Знамя труда" отсутствует состав административного правонарушения по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.83, 26.11, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Прекратить производство по делу N 900-ФАС52-02/15 в отношении автономного учреждения "Редакция газеты "Знамя труда" (ИНН/КПП 5239001644/523901001, ОГРН 1025201286538 (дата присвоения ОГРН 18.09.2002) в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 207, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель
руководителя управления Ю.Н. Гребнев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области N 900-ФАС 52-02/15 (опубликовано 13 августа 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016