Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области
N 04-78/2011 (опубликовано 27 октября 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена "18" октября 2011 года
Полный текст решения изготовлен "28" октября 2011 года
Комиссия Калужского УФАС России
в присутствии ИП А.И.Г.,
представителя ИП А.И.Г. - Я.С.А. по доверенности от 12.08.2011 г.
рассмотрев дело N 04-78/2011 по признакам нарушения ИП А.И.Г. части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
1. В адрес Калужского УФАС России поступила информация из Администрации г. Обнинска Калужской области о том, что на территории муниципального образования "Город Обнинск" на городском маршруте N12 ИП А.И.Г. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров без заключения соответствующего договора с Администрацией (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Обнинск".
Перевозчиком, с которым Администрацией городского округа "Город Обнинск" по результатам проведенного конкурса заключен договор на перевозку пассажиров на муниципальном маршруте N12, является ООО "Геокон".
В соответствии с п. 2.2.1 Правил организации регулярных перевозок населения города Обнинска, утвержденных решением Обнинского городского собрания городского округа "город Обнинск" N 11-78 от 27.10.2009 года (далее - Правила), перевозчик обеспечивает качественное и бесперебойное обслуживание пассажиров автомобильным транспортом на маршруте в строгом соответствии с расписанием. Пункт 3.3 указанных Правил устанавливает, что регулярные перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление данного вида деятельности, только на основании Договора, заключенного с Заказчиком (организатором).
ИП А.И.Г. в нарушение этих Правил осуществляет незаконную деятельность по перевозке пассажиров на муниципальном маршруте N12 г. Обнинска одновременно с ООО "Геокон", которое является перевозчиком пассажиров согласно соответствующего договора с Администрацией городского округа "Город Обнинск".
Между тем Администрацией городского округа "Город Обнинск" при составлении паспорта маршрута были проведены замеры протяженности маршрута, обследованы и изучены пассажиропотоки на муниципальных маршрутах. На основании чего было установлено необходимое количество автомашин категории "М2" на каждый маршрут. Таким образом действия ИП А.И.Г. препятствуют осуществлению ООО "Геокон" предпринимательской деятельности, нанося существенный ущерб деятельности организации.
2. Ознакомившись с полученными доказательствами, объяснениями сторон и иными материалами дела, Комиссия считает, что действия ИП А.И.Г. по осуществлению перевозок на маршруте N12 г. Обнинск Калужской области без заключения соответствующего договора являются актом недобросовестной конкуренции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Органы местного самоуправления при организации транспортного обслуживания населения руководствуются соответствующими федеральными законами и, в первую очередь, Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, предусматривающими, что осуществление регулярных перевозок пассажиров осуществляется по утверждённому расписанию.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, вопросы транспортного обслуживания населения, в том числе, по обеспечению безопасности дорожного движения возложены на органы местного самоуправления путём установления оптимальных маршрутов движения, на организацию дорожного движения, исключающую возможность возникновения дорожно-транспортных происшествий, обеспечение защиты жизни, здоровья и имущества граждан, укреплению транспортной дисциплины на предприятиях и индивидуальных предпринимателей, удовлетворению потребностей населения в области пассажирских перевозок и качества обслуживания населения.
3. В целях решения вопросов транспортного обслуживания населения на территории городского округа "Город Обнинск" приняты Правила организации регулярных перевозок населения города Обнинска утвержденные решением Обнинского городского собрания городского округа "город Обнинск" N 11-78 от 27.10.2009 года
Пункт 3.3 указанных Правил гласит, что регулярные перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление данного вида деятельности, только на основании Договора, заключенного с Заказчиком (организатором). В свою очередь заключение договора на использование регулярного маршрута осуществляется только по результатам конкурса.
Установление положений о проведении конкурсных процедур для отбора перевозчиков не может привести к ограничению конкуренции, так как в конкурсе могут принять участие все лица.
У ИП А.И.Г. соответствующий договор с Администрацией городского округа "Город Обнинск" отсутствует, в связи с чем данный предприниматель осуществляет перевозки на городском маршруте N12 муниципального образования "Город Обнинск" в нарушение Правил, что подтверждается представленными Администрацией городского округа "Город Обнинск" материалами, объяснением начальника отдела по организации обеспечения услугами связи, бытового и транспортного обслуживания населения Управления потребительского рынка К.А.В., объяснением ИП А.И.Г. Таким образом, ИП А.И.Г. осуществляет незаконную деятельность по перевозке пассажиров на маршруте N12 г. Обнинск, поскольку в соответствии с разделом 2 Правил под перевозчиком понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозку пассажиров по муниципальной маршрутной сети города на основании договора регулярного муниципального маршрута с Заказчиком (организатором). Кроме того, пунктом 4.4. Правил установлено, что перевозчик, в том числе обязан осуществлять регулярные перевозки по муниципальному маршруту в соответствии с Договором с Заказчиком (организатором), обеспечивать на начальных, конечных и промежуточных остановочных пунктах и внутри транспортных средств наличие информации в соответствии с законодательными нормами; обеспечивать соблюдение водителями графика движения по закрепленному маршруту; обеспечивать наличие у водителя автомобильного транспорта путевой документации, схемы движения на регулярном муниципальном маршруте (с указанием опасных участков), графика движения на муниципальном маршруте. Учитывая, что у ИП А.И.Г. указанный договор на осуществление перевозок на муниципальном маршруте N12 с Администрацией городского округа "Город Обнинск" не заключен, то не установлено и исполнение обязанностей, предусмотренных Правилами и Договором.
4. В силу пункта 1 части 1 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции" целью настоящего Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно пункту 9 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Частью 1 статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
5. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что деятельность по осуществлению перевозок на маршруте N12 г. Обнинск Калужской области без заключения соответствующего договора с Администрацией городского округа "Город Обнинск" предоставляет ИП А.И.Г. преимущества по сравнению с другими участниками рынка, которые являются её конкурентами на рынке пассажирских перевозок; противоречит обычаям делового оборота, поскольку нарушает понятие добросовестности при осуществлении перевозок пассажиров в нарушение Правил. Следовательно, деятельность ИП А.И.Г. по осуществлению перевозок на маршруте N12 г. Обнинск Калужской области без заключения соответствующего договора с Администрацией городского округа "Город Обнинск" направлена на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с помощью неправомерных методов и средств, противоречит действующему законодательству, принципам добропорядочности, разумности и справедливости, способна причинить имущественный ущерб добросовестному перевозчику, осуществляющему перевозки на данном маршруте по договору с Администрацией городского округа "Город Обнинск" в виде убытков как реальных, так и в виде упущенной выгоды. При этом возможность причинения ущерба конкурентам сама по себе является правонарушением без необходимости доказывания его фактического причинения.
Таким образом, действия ИП А.И.Г. по осуществлению перевозок на маршруте N12 г. Обнинск Калужской области без заключения соответствующего договора с Администрацией городского округа "Город Обнинск" признаются комиссией недобросовестной конкуренцией, то есть нарушением части первой статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции".
Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Калужского УФАС России, решила:
1. Признать действия ИП А.И.Г. по осуществлению пассажирских перевозок на маршруте N12 г. Обнинск Калужской области без заключения соответствующего договора с Администрацией городского округа "Город Обнинск" недобросовестной конкуренцией, то есть нарушающими часть 1 статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ИП А.И.Г. предписание о прекращении недобросовестной конкуренции (нарушение части 1 статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции") путём прекращения пассажирских перевозок на маршруте N12 г. Обнинск Калужской области без заключения соответствующего договора с Администрацией городского округа "Город Обнинск".
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области N 04-78/2011 (опубликовано 27 октября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016