Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 17 апреля 2015 г. N 1-17-1947/77-14
Резолютивная часть решения оглашена: 08.04.2015
В полном объеме решение изготовлено: 17.04.2015 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
N 1-17-1947/77-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии (.) - заместителя руководителя, членов Комиссии: (.)
- заместителя начальника отдела контроля органов власти, (.) - старшего
государственного инспектора отдела контроля органов власти, (_) - ведущего
специалиста-эксперта отдела контроля органов власти (далее - Комиссия),
рассмотрев дело N 1-17-1947/77-14, возбужденное по признакам нарушения
антимонопольного законодательства в действиях ГКУ г. Москвы "Дирекция по
ЭДУ основных фондов Департамента образования г. Москвы" (119017,
Москва, ул.Малая Ордынка, д. 13-13 А, стр. 6-7-8) части 1 статьи 17
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее
- Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном
укрупнении лотов при размещении в 2014 году государственных заказов на
право заключения контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту
в учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы,
в присутствии представителей ГКУ г. Москвы "Дирекция по ЭДУ основных
фондов Департамента образования г. Москвы": (.) (доверенность N (.) от
(.)), (.) (доверенность N (.) от (.)); ООО "Управление ОКР": (.)
(доверенность N (.) от (.)); в отсутствии представителей: ООО СК
"ЭТАЛОН", ООО "ГИДРОСЕРВИССНАБ", Уполномоченного при Президенте
РФ по защите прав предпринимателей, надлежащим образом уведомленных о
времени и месте рассмотрения настоящего дела, установила:
Московским УФАС России в целях осуществления контроля за
соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с п. 1 и п. 2
ст. 22 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения
коллективного обращения ООО СК "ЭТАЛОН", ООО "Управление ОКР", ООО
"ГИДРОСЕРВИССНАБ" (далее - Заявители), перенаправленного
Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей
(вх. N 26324 от 23.07.2014), на основании приказа о возбуждении дела и
создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного
законодательства от 21.11.2014 N 656, возбуждено дело N 1-17-1947/77-14, по
результатам рассмотрения которого установлено следующее.
По мнению заявителей, при формировании каждого из лотов при
размещении в 2014 году государственных заказов на право заключения
контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту в учреждениях,
подведомственных Департаменту образования города Москвы, были
искусственно объеденены не связанные между собой объекты (учреждения
образования) с суммированием стоимости выполнения работ по каждому из них
в общую стоимость работ по лоту (контракту) более 150 млн. рублей, что
позволило Заказчику провести закупку в форме открытого конкурса и, таким
образом, привело к ограничению конкуренции.
Как установлено в ходе рассмотрения обстоятельств размещения
указанных закупок, 09.04.2014 Государственным казенным учреждением города
Москвы "Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов
Департамента образования города Москвы" (далее - Заказчик) изданы
приказы о формировании лотов для размещения заказа и проведения открытого
конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту в учреждениях,
подведомственных Департаменту образования города Москвы.
15.04.2014 Заказчик разместил через Департамент города Москвы по
конкурентной политике (далее - Тендерный комитет) на официальном сайте
www.zakupki.gov.ru извещения о проведении открытых конкурсов на право
заключения контракта на выполнение работ по капитальном ремонту в
учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы с
реестровыми номерами NN 0173200001414000723, 0173200001414000722,
0173200001414000720, 0173200001414000719, 0173200001414000717 (табл. 1).
При этом, Заказчиком были объеденены работы по капитальному ремонту в
нескольких образовательных учреждениях (от 7 до 15), подведомственных
Департаменту образования города Москвы, не составляющих между собой
единый имущественно-хозяйственный комплекс, а также относящихся к
различным административным округам города Москвы.
Таблица 1. Открытые конкурсы на право заключения контракта на выполнение работ по
капитальном ремонту в учреждениях, подведомственных Департаменту образования города
Москвы, 2014 год
В ходе рассмотрения дела установлено, что "работы общестроительные по
ремонту нежилых зданий из сборных конструкций", предусмотренные
конкурсной документацией Заказчика, относятся к подгруппировке
Реестровый N Наименование Победитель
0173200001414000723 298618140 15.04.14 21.05.14 2 5,0
0173200001414000722 286737970 15.04.14 21.05.14 3 5,1
0173200001414000720 364307150 15.04.14 21.05.14 2 5,0
0173200001414000719 286603860 15.04.14 21.05.14 3 5,0
0173200001414000717 242887360 15.04.14 21.05.14 2 5,2
НМЦ
контракта,
ру б.
Дата
опу бликования
извещения о
проведении
закупки
Дата
рассмотрения и
оценкии заявок
у частников
Количество
поданных
заявок
Ценовое
снижение, %
Выполнение работ по
капитальному ремонту в
у чреждениях,
подведомственных
Департаменту
образования г. Москвы
(ВАО, ЮВАО)
Общество с
ограниченной
ответственностью
"Проект 21-Строй"
Выполнение работ по
капитальному ремонту в
у чреждениях,
подведомственных
Департаменту
образования г. Москвы
(ЮАО)
Общество с
ограниченной
ответственностью
"Проект "Двадцать
Один" -
Строительство"
Выполнение работ по
капитальному ремонту в
у чреждениях,
подведомственных
Департаменту
образования г. Москвы
(ЮЗАО, ТиНАО)
Общество с
ограниченной
ответственностью
"Специализированн
ое у правление - 65"
Выполнение работ по
капитальному ремонту в
у чреждениях,
подведомственных
Департаменту
образования г. Москвы
(САО)
Общество с
ограниченной
ответственностью
"Крафтбау Гру п"
Выполнение работ по
капитальному ремонту в
у чреждениях,
подведомственных
Департаменту
образования г. Москвы
(СВАО, ЗелАО)
Общество с
ограниченной
ответственностью
"Крафтбау Гру п"
45.21.72.190, к общей группировке 45, и указаны в перечене товаров, работ,
услуг, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.10.2013 N 2019-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления
закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме
(электронный аукцион)" (далее - Распоряжение N 2019-р) в качестве работ,
право на выполнение которых должно размещаться на торгах посредством
проведения аукциона в электронной форме.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной
системе) заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если
осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень,
установленный Правительством Российской Федерации, либо в
дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской
Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем
проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у
единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вместе с тем, п. 6 Распоряжения N 2019-р регламентирует исключение,
согласно которому осуществление работ по строительству, реконструкции,
капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов
капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений,
включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или
межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту
группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при
осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает
150 млн. рублей должно проводиться в форме открытого конкурса.
Таким образом и в соответствии с п. 6 Распоряжения N 2019-р,
укрупнение лотов при проведении указанных торгов повлекло увеличение
начальной (максимальной) цены соответствующих контрактов до общей
стоимости выставляемых на торги работ более 150 миллионов рублей, что в
соответствии с положениями Закона о контрактной системе позволило
Заказчику провести их в форме открытого конкурса.
На основании анализа хода проведения торгов с реестровыми номерами
0173200001414000723, 0173200001414000722, 0173200001414000720,
0173200001414000719, 0173200001414000717 установлено, что для участия в
них было подано от 2 до 3 заявок, итоговое снижение составило не более
5-5,2% от начальной (максимальной) цены контрактов.
В рамках рассмотрения дела, Комиссией Московского УФАС России
сделан запрос информации в Тендерный комитет об аналогичных закупках на
право заключения государственного контракта на выполнение работ по
капитальному ремонту в государственных бюджетных учреждениях города
Москвы, проведенных Заказчиком в 2013 году.
В соответствии с представленной информацией, в 2013 году аналогичные
закупки проведены Заказчиком в форме открытых аукционов в электронной
форме, на участие в которых подано от 9 до 19 заявок, что позволило
заключить соответствующие государственные контракты со снижением от
начальной (максимальной) цены контрактов более чем на 25% (табл. 2).
Таблица 2. Аукционы в электронной форме на право заключения контракта на
выполнение работ по капитальном ремонту в учреждениях, подведомственных Департаменту
образования города Москвы, 2013 год
Таким образом, Комиссией Московского УФАС России установлено, что
необоснованное укрупнение лотов при размещении Заказчиком
государственных заказов на право заключения контрактов на выполнение
работ по капитальном ремонту в учреждениях, подведомственных
Департаменту образования города Москвы, повлекло сокращение числа
участников соответствующих торгов, а также заключение соответствующих
государственных контрактов с минимальным снижением от их начальной
(максимальной) цены.
В ходе рассмотения дела относительно укрупнения лотов при проведении
Реестровый N Наименование Победитель
0173200001413000303
296569128 25.04.2013 23.05.2013 12 25,5
0173200001413000297
175500000 25.04.2013 23.05.2013 9 26,5
0173200001413000259
158992280 25.04.2013 28.05.2013 13 31,2
0173200001413000274
196840690 25.04.2013 28.05.2013 14 2,0
0173200001413000275 191000000 25.04.2013 28.05.2013 19 1,0
НМЦ
контракта,
ру б.
Дата
опу бликования
извещения о
проведении
заку пки
Дата
рассмотрения и
оценкии заявок
у частников
Количество
поданных
заявок
Ценовое
снижение, %
Выполнение работ по капитальному ремонту в
у чреждениях, подведомственных Департаменту
образования города Москвы в 2013 году
(2013/ГД/КР-006(СТ-ЦАО, ЮВАОЮ СЗАО))
Общество с
ограниченной
ответственностью
"Симком"
Выполнение работ по капитальному ремонту в
у чреждениях, подведомственных Департаменту
образования города Москвы в 2013 году
(2013/ГД/КР-016(СТ-ЮЗАО, ЮАО))
Общество с
ограниченной
ответственностью "СФ
Тектоника"
Проведение работ по капитальному ремонту в
ГБОУ СОШ N646, расположенном по адресу:
Измайловский б., д.7, стр.1, 399 (708),
расположенном по адресу: Сиреневый б-р, д.3
подведомственных Восточному окружному
у правлению образования Департамента
образования г. Москвы в, 2013 году
(2013/ВАО/КР-012)
Закрытое акционерное
общество
"ЭНЕРГОПРОММОНТА
Ж"
Открытый ау кцион в электронной форме на
выполнение работ по капитальному ремонту в
образовательных учреждений Южного
административного окру га города Москвы
(2013/ЮАО/КР-017)
Общество с
ограниченной
ответственностью
"Биомонтаж-1"
Открытый ау кцион в электронной форме на
выполнение работ по капитальному ремонту в
образовательных учреждениях Южного
административного окру га города Москвы
(2013/ЮАО/КР-018)
Общество с
ограниченной
ответственностью "АМ
Констракшн"
аукционов в электронной форме, согласно Таблице 1, Ответчиком представлены
письменные пояснения, в соответствии с которыми, укрупнение лотов не
способствует дополнительным транпортным и логистическим издержкам, как
со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика, а также, по мнению
Ответчика, формирование лотов с меньшим количеством учреждений
приведет к существенному увеличению количества процедур, что сопряжено
со снижением качества их проведения.
Вместе с тем, указанные доводы Ответчиком документально не
подтверждены, соответствующие материалы в обоснование сказанного в
Управление не представлены.
Таким образом, доводы Ответчика об увеличении траспортных и
логистических издержек, а также о снижении качества проведения работ во
исполнение государственного заказа в случае формирования лотов с меньшим
количеством учреждений, Комиссией Управления не могут быть приняты в
качестве обоснованных.
В соответствии с п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаки
ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не
входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены
товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий
обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не
входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном
рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке
соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с
обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате
согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц,
своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие
возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих
субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия
обращения товара на товарном рынке, а также установление органами
государственной власти, органами местного самоуправления, организациями,
участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг,
при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к
хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при
проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия,
которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или
устранению конкуренции.
Учитывая указанные выше обстоятельства, Комиссией Управления
установлено, что путем необоснованного укрепнения лотов при размещении в
2014 году государственных заказов на право заключения контрактов на
выполнение работ по капитальному ремонту в учреждениях, подведомственных
Департаменту образования города Москвы, было достигнуто превышение
ценового порога, позволившего провести закупку не в форме электронного
аукциона, а в форме открытого конкурса, что в совокупности привело или могло
привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке по
выполнению работ по капитальному ремонту в городе Москве.
Таким образом, Комиссией установлено, что при размещении в 2014 году
государственных заказов на право заключения контрактов на выполнение работ
по капитальному ремонту в учреждениях, подведомственных Департаменту
образования города Москвы Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 17 Закона о защите
конкуренции.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела также установлено, что по
состоянию на дату принятия настоящего решения рассматриваемые
государственные контракты исполнены в полном объеме, в связи с чем,
Комиссия считает выдачу обязательного для исполнения предписания об
устранении нарушения нецелесообразной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41,
ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать ГКУ г. Москвы "Дирекция по ЭДУ основных фондов
Департамента образования г. Москвы" (119017, Москва, ул.Малая Ордынка,
д.13-13 а, стр.6-7-8) нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от
26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем необоснованного
укрепнения лотов при размещении в 2014 году государственных заказов на право
заключения контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту в
учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, что
привело или могло привести к ограничению конкуренции на соответствующем
товарном рынке по выполнению работ по капитальному ремонту в городе
Москве;
2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного
законодательства ГКУ г. Москвы "Дирекция по ЭДУ основных фондов
Департамента образования г. Москвы" в городе Москве не выдавать.
Примечание. Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в
течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: (.)
Члены комиссии: (.)
(.)
(.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 апреля 2015 г. N 1-17-1947/77-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016