Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 31 июля 2015 г. N ПК-08/11975
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<_> рассмотрев дело N 08-140/2015 возбужденное по признакам нарушения части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", в присутствии представителя ИП <_>- <_> по доверенности (доверенность б/н от 16.03.2015 г.), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) поступило обращение Национального банка по Республике Татарстан Волго - Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (вх. N 4665 от 22.04.2015 г.) о проверке соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете "Pro город" N 13 (222) от 28.03.2015 года на в разделе "Доска объявлений" рекламы услуг по представлению займов следующего содержания: "ДЕНЬГИ_помощь в получении_тел. 216-66-86. <_>".
В соответствии с частью 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите, не допускается.
Для объективного рассмотрения данного обращения Татарстанским УФАС России был направлен соответствующий запрос в редакцию газеты "Pro город" о предоставлении необходимой информации.
Из представленных документов и сведений установлено, что вышеуказанная реклама распространялась на основании договора от 1.01.2015 г., заключенного между ООО "Газета про Казань" и <_> согласно данному договору <_> является заказчиком/рекламодателем, ООО "Газета про Казань" - рекламораспространителем.
В соответствии с договором от 10 декабря 2013, заключенным между учредителем и редакцией СМИ газеты "PRO Город-ТВ" учредителем СМИ "PRO Город-ТВ" является ООО "Газета про Казань", редакцией СМИ является ИП <_> самостоятельное лицо, осуществляющее подготовку материалов и выпуск средства массовой информации, а также ответственным лицом за соблюдение законодательства РФ.
По данному факту Управлением было возбуждено дело N08-140/2015 в отношении ИП <_> по признакам нарушения части 13 статьи 28 Закона "О рекламе".
В рамках рассмотрения дела 22.07.2015 г. в адрес Управления от редакции газеты "Pro город" поступили следующие документы и сведения:
1. Согласованный рекламный макет;
2. Договор, заключенный между ООО "Газета про Казань" и Юсуповым Р. Ш. (договор без номера от 1.01.2015);
3. Письменные пояснения ИП <_>
4. Письменные пояснения ООО "Газета про Казань";
5. Письмо ФАС России исх. N АД/43975/14 от 30.10.2014 г.
6. Регламент передачи рекламных (рекламно-информационных) материалов от ООО "Газета про Казань" (Учредитель) к ИП <_> (Редакция) для целей последующего размещения в СМИ "PRO Город-ТВ".
Из письменных пояснений ИП <_> следует, что ООО "Газета про Казань" не является рекламопроизводителем, так как не принимает участие в изменении рекламного материала рекламодателя, либо в его изготовлении.
К ООО "Газета про Казань" клиенты рубрики срочных объявлений обращаются сами, Общество заключает договор с рекламодателями, но направляет полученные рекламные материалы от рекламодателей непосредственно Редакции - ИП <_> для дальнейшего размещения в газете, либо же рекламодатели направляются непосредственно в Редакцию газеты. Уже сама редакция либо изготавливает рекламный материал для клиентов ООО "Газета про Казань", либо приводит готовый материал в готовую для распространения в газете "PRO Город-ТВ" форму. ООО "Газета про Казань" и ИП <_> согласовали взаимоотношения по получению рекламных материалов в Регламенте по передаче рекламных материалов. Таким образом, ООО "Газета про Казань" не является ни рекламопроизводителем, ни рекламораспространителем, так как не осуществляет полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму и не распространяет данные функции, что подтверждается и Договором, и Регламентом передачи рекламных материалов. ООО "Газета про Казань" выступает в качестве посредника между рекламодателем и Редакцией.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия пришла к следующим выводам.
В пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, размещенная в газете "Pro город" N 13 (222) от 28.03.2015 года содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена в печатном издании; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
В соответствии с частью 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите, не допускается.
Стоит отметить, что в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, статьи 807, 819) и Закона о потребительском кредите услуги по предоставлению потребительских займов не являются услугами по предоставлению потребительских кредитов и наоборот. При этом кредитором по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, а заимодавцем по договору займа - иные лица.
Учитывая изложенное, в сферу регулирования части 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" подпадает исключительно реклама услуг по предоставлению потребительских займов.
Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами "О ломбардах" "О кредитной кооперации" "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" "О сельскохозяйственной кооперации"
Проанализировав федеральные законы, регламентирующие деятельность некредитных финансовых организаций, ФАС России пришло к выводу о том, что из числа финансовых организаций (в том числе некредитных финансовых организаций, поименованных в статье 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и поднадзорных Банку России, а также указанных в пункте 6 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" и не поднадзорных Банку России) индивидуальными предпринимателями могут являться только страховые брокеры.
При этом необходимо отметить, что страховые брокеры, осуществляя указанную в первом абзаце части 6 статьи 8 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" деятельность, в соответствии с третьим абзацем данной части вправе осуществлять иную связанную с оказанием услуг по страхованию и не запрещенную законом деятельность, за исключением деятельности страховщика, перестраховщика, страхового агента.
Из изложенного следует, что страховые брокеры не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.
Таким образом, согласно письму ФАС России от 31 июля 2014 г. N АД/30890/14 о рекламе финансовых услуг, несмотря на норму пункта 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите, содержащую формальное указание на возможность осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов индивидуальными предпринимателями, фактически они не имеют возможности ее осуществлять.
Учитывая, что в соответствии с регламентом ООО "Газета про Казань" выступает в качестве посредника между рекламодателем и Редакцией, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО "Газета про Казань" признаков нарушения Закона "О рекламе".
Также, согласно данному регламенту ИП <_> осуществляет приведение информации в готовую в виде рекламы форму для распространения в СМИ "PRO Город-ТВ", таким образом, ИП <_> является рекламораспространителем, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе признается ненадлежащей.
Из положений части 7 статьи 38 Федерального Закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных частью 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06. N 38-ФЗ "О рекламе" несет ответственность рекламораспространитель - ИП <_>
Руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1ст.36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в газете "Pro город" N 13 (222) от 28.03.2015 года в разделе "Доска объявлений" рекламы услуг по представлению займов следующего содержания: "ДЕНЬГИ_помощь в получении_тел. 216-66-86. <_>", поскольку в ней нарушены требования части 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Выдать <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 31 июля 2015 г. N ПК-08/11975
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016