Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 8-01/165 (опубликовано 12 ноября 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в присутствии представителей ОАО "Cвязь объектов транспорта и добычи нефти", <_> рассмотрев дело N 8-01/165 по признакам нарушения ОАО "Cвязь объектов транспорта и добычи нефти" в лице его филиала - "Дальневосточное производственно-техническое управление связи" части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Хабаровское УФАС России поступило заявление ООО "Аудит ОТ" с жалобой на действия ОАО "Связьтранснефть" при проведении открытого конкурса на право заключения договора "Аттестация рабочих мест по условиям труда на объектах ДВПТУС".
По мнению заявителя, ему отказано в участии в конкурсе в связи с тем, что предложенная им цена договора в размере 908000,00 руб. превышает начальную (максимальную) цену договора, указанную в конкурсной документации, необоснованно, т.к. в извещении о проведении конкурса, в конкурсной документации такая цена указана равной 1 016 350,13 руб. (с НДС).
Также, по мнению заявителя, к участию в конкурсе необоснованно допущено ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения", т.к. указанное общество находится в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Как следует из пояснений ОАО "Связьтранснефть" от 20.08.2013 N 12-07/2145 заявка ООО "Аудит ОТ", применяющего упрощенную систему налогообложения, не допущена к участию в конкурсе обоснованно, т.к. предложенная обществом цена превышает начальную (максимальную) цену договора, составляющую без учета НДС 861313,67 рублей.
Из пояснений также следует, что установление требования к участникам закупки об их отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом о размещении заказов, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) является правом заказчика, которым ответчик при проведении конкурса не воспользовался, соответственно, такое требование к участникам конкурса не предъявлялось.
Из пояснений ООО "Научно-исследовательский образовательный центр" от 31.10.2013 N АФ-0654 следует, что права ООО "Аудит ОТ" при проведении конкурса не нарушены, т.к. предложенная ООО "Научно-исследовательский образовательный центр" цена договора, равная 449400,00 рублям, значительно ниже предложенной цены договора ООО "Аудит ОТ". Кроме того, при подаче жалобы в административном порядке ООО "Аудит ОТ" нарушены сроки подачи такой жалобы, установленные главой 9 Закона о защите конкуренции, т.к. протокол рассмотрения заявок N 31300341062-02 составлен 26.06.2013.
В данной связи ООО "Научно-исследовательский образовательный центр" считает, что в рассматриваемых действиях заказчика отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно информации ООО "Научно-исследовательский образовательный центр" договор на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда на объектах ДВПТУС от 25.07.2013 N 04-2013-87/161-АТ, заключенный с обществом как победителем конкурса, исполнен.
В заседании Комиссии представитель ответчика ранее представленные доводы, изложенные в письменных пояснениях, поддержал в полном объеме, пояснив, что договор от 25.07.2013 N 04-2013-87/161-АТ исполнен в полном объеме.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, пришла к следующим выводам.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом N 223-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона N 223 - ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Связьтранснефть (далее - Положение), утвержденное решением Совета директоров ОАО "Связьтранснефть" (протокол от 31.07.2012 N 3), в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.zakupki.gov.ru.
Согласно части 8 статьи 4 Закона N 223-ФЗ извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
В извещении о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) (пункт 5 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
В документации о закупке должны быть указаны, сведения, определенные положением о закупке, в том числе: сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункты 5, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
Указанные требования федерального законодательства к порядку информационного обеспечения закупки отражены в пунктах 3.5 - 3.7 Положения.
30.05.2013 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.zakupki.gov.ru размещены: извещение N 31300341062 о закупке 002-15/СОТ/ДВПТУС/2013 "Аттестация рабочих мест по условиям труда на объектах ДВПТУС", закупочная документация.
Организатор закупки - ОАО "Связь объектов транспорта и добычи нефти" ( ОАО "Связьтранснефть") в лице его филиала - "Дальневосточное ПТУС". Способ закупки - открытый конкурс.
Согласно извещению о проведении закупки, документации о закупке начальная (максимальная) цена договора составляет 1 016 350,13 рублей (с НДС). Дата окончания подачи заявок - 21.06.2013, дата вскрытия конвертов - 21.06.2013, дата рассмотрения заявок на участие в закупке и подведения итогов закупки - до 28.06.2013.
В установленные сроки на участие в конкурсе поступило 5 заявок: ООО "Научно-исследовательский образовательный центр", ООО "Аудит ОТ", ООО "Экопромпроект", ООО "Диагностика систем трубопроводов", ООО "Экостандарт "Технические решения" (протокол от 21.06.2013 N 2013/ВК/).
Согласно протоколу конкурса от 25.06.2013 N 2013/ДУ/5 к участию в конкурсе допущены заявки ООО "Научно-исследовательский образовательный центр", ООО "Экопромпроект, ООО "Диагностика систем трубопроводов", ООО "Экостандарт "Технические решения". Не допущена к участию в конкурсе заявка ООО "Аудит ОТ", как не соответствующая требованиям документации о закупке, в связи с тем, что предложенная обществом цена составляет 908 000,00 руб., в то время как начальная (максимальная) цена лота составляет 861 313,67 руб.
Победителем конкурса признано ООО "Научно-исследовательский образовательный центр" (протокол от 28.06.2013 N 2013/ВКА/69). С победителем конкурса 25.07.2013 заключен договор на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда на объектах ДВПТУС N 04-2013-87/161-АТ. На дату рассмотрения материалов дела договор исполнен.
В извещении N 31300341062 начальная (максимальная) цена договора указана в размере 1016 350,13 рублей (с НДС). Сведений о размере начальной (максимальной) цены договора без НДС конкурсная документация не содержит.
Требования к порядку проведения ОАО "Связьтранснефть" закупок в форме конкурса установлены разделом 6 Положения.
Допущенные заявки на участие в закупке, оцениваются организатором закупки в соответствии с критериями и порядком оценки заявок, установленными документацией о закупке (пункт 6.11.1 Положения). Победителем конкурса признается участник закупки, который по заключению конкурсной комиссии предложил лучшие условия исполнения договора (пункт 6.12.1 Положения). Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке входят в состав документации о закупке (пункт 6.10.2 Положения).
В случае непредставления установленных документацией о закупке документов, либо наличия в таких документах неполных и недостоверных сведений, либо несоответствия заявки на участие в закупке требованиям документации о закупке, конкурсная комиссия вправе не допустить к участию в закупке лицо, подавшее заявку на участие в закупке (пункт 6.10.5 Положения).
Пунктом 2.8.3 Инструкции для участника закупки по подготовке заявки на участие в конкурсе (закупке) на выполнение работ (оказание услуг) для нужд ОАО "Связьтранснефть", являющейся приложением к конкурсной документации, установлено, что при рассмотрении заявок на участие в закупке конкурсная комиссия не допускает к дальнейшему участию в закупке, в том числе, в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям документации о закупке.
Таким образом, согласно Положению, конкурсной документации заявка участника подлежит отклонению в случае ее несоответствия требованиям конкурсной документации.
Из Порядка оценки конкурсных заявок, установленного конкурсной документацией, следует, что заявки оцениваются по следующим критериям: оценка коммерческой части (К) - 40 % (40 баллов); оценка квалификационно-технической части (КТ) - 60 % (60 баллов), где 40 и 60 баллов являются максимальными значениями показателей по данным критериям. При этом оценка квалификационно-технической части проводится по следующим показателям: опыт выполнения работ, услуг аналогичных по характеру и объему работ, услуг за последние три года; наличие в штате участника закупки квалифицированного персонала, в т.ч. имеющего специальную подготовку и опыт для выполнения работ по предмету закупки. Победителем признается заявка, набравшая по сумме обоих оценок наибольшее количество баллов.
Из протокола конкурса от 28.06.2013 N 2013/ВКА/69 следует, что заявка ООО "Научно-исследовательский образовательный центр" набрала 60,43 балла при максимально возможном значении, установленного конкурсной документацией, равном 100 баллам.
Конкурсная документация не содержит указаний на то, что в случае поступления от применяющего упрощенную систему налогообложения претендента конкурсной заявки с предложением цены без НДС такое предложение будет сопоставляться с указанной в извещении начальной (максимальной) ценой, рассчитанной без НДС. По иным основаниям заявка общества не отклонялась.
В данной связи отказ в допуске ООО "Аудит ОТ" к участию в конкурсе, обусловленный тем, что предложенная обществом цена в размере 908 000,00 руб. превышает начальную (максимальную) цену, является необоснованным.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Из положений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что действия ОАО "Связьтранснефть", выразившиеся в необоснованном отказе "Аудит ОТ" в допуске к участию в конкурсе, ограничили конкуренцию между его участниками, что прямо запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 7 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом о размещении заказов.
Указанное требование к участникам в документации о закупке не установлено, в связи с чем доводы заявителя о необоснованности допуска к участию в конкурсе ООО "ЭКОСТАНДАРТ "Технические решения", находящегося в предусмотренном Законом о размещении заказов реестре недобросовестных поставщиков, подлежат отклонению.
Комиссией учтено, что по результатам конкурсной процедуры заключен договор, договор исполнен, в связи с чем выдача предписания не приведет к устранению нарушения антимонопольного законодательства
На основании изложенного, руководствуясь статьями 22, 23, частями 1 - 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать действия ОАО "Связь объектов транспорта и добычи нефти" в лице его филиала - "Дальневосточное ПТУС", выразившиеся в необоснованном отказе ООО "Аудит ОТ" в допуске к участию в конкурсе на право заключения договора "Аттестация рабочих мест по условиям труда на объектах ДВПТУС (извещение N 31300341062), нарушением части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 8-01/165 (опубликовано 12 ноября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016