Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
N 34-НТ-04-15 (опубликовано 30 июля 2015 г.)
Комиссия Астраханского УФАС России по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров в соответствии со ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", созданная приказом руководителя Астраханского УФАС России от 27.01.2015 N31-п, (далее - Комиссия), в составе:
председатель комиссии:
<___> - руководитель Астраханского УФАС России;
члены комиссии:
<___> - начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
<___> - главный специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствие представителя заявителя - индивидуального предпринимателя К. (сведения о надлежащем уведомлении в деле имеются), в присутствии представителей организатора конкурса - администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" <___> рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя К. <___> на действия организатора конкурса - администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" (416500, Астраханская область, Ахтубинский район, г.Ахтубинск, ул.Андреева, 9) при проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальному маршруту муниципального образования "Город Ахтубинск" N2 "АТП - Ахтуба", в соответствии со ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Астраханское УФАС России 16.07.2015 поступила жалоба индивидуального предпринимателя К. (далее - Заявитель) на действия организатора торгов -администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" (далее - Организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальному маршруту муниципального образования "Город Ахтубинск" N2 "АТП - Ахтуба" (далее - открытый конкурс).
По мнению Заявителя, Организатор торгов допустил существенные нарушения антимонопольного законодательства при разработке и утверждении документации об открытом конкурсе.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит провести проверку на предмет нарушения ст.17 Закона о защите конкуренции.
Представитель Организатора конкурса не согласился с доводами жалобы, указав, что конкурсная документация была разработана в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
Комиссия, заслушав представителей сторон, а также изучив документы, представленные сторонами, пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст.12 и ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) местное самоуправление обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения.
Как следует из пп.7 ч.1 ст.14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения.
Решение данных вопросов органами местного самоуправления взаимосвязано с полномочиями по обеспечению безопасности дорожного движения, возложенными на них в соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
П.7 ч.1 ст. 7 Устава муниципального образования "Город Ахтубинск", принятого Решением Совета муниципального образования "Город Ахтубинск" от 28.07.2009 N 42, предусмотрено, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения отнесены к вопросам местного значения.
В силу п.3.1 Положения об администрации муниципального образования "Город Ахтубинск", утвержденного Решением Совета муниципального образования "Город Ахтубинск" от 25.02.2009 N3, к полномочиям администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" относятся полномочия по решению вопросов местного значения.
Таким образом, действующим законодательством РФ на органы местного самоуправления возложены организационно-правовые, организационно-технические и распорядительные функции в сфере транспортного обслуживания населения.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" от 31.12.2014 N1001, утвержден Порядок организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования "Город Ахтубинск".
Постановлением администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" от 21.05.2015 N611 была утверждена конкурсная документация для проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования "Город Ахтубинск" (далее - Конкурсная документация).
26.05.2015 на официальном сайте администрации www.adm-akhtubinsk.ru муниципального образования "Город Ахтубинск" в информационо-телекоммуникационной сети "Интернет" было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальному маршруту муниципального образования "Город Ахтубинск" N2 "АТП - Ахтуба".
Постановлением администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" от 22.06.2015 N767 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" от 21.05.2015 N61" в конкурсную документацию были внесены изменения.
Рассмотрев Конкурсную документацию, Комиссия установила, что положения п.4.1 конкурсной документации, а также требования к перевозчику, установленные п.2.1.4, п.3.2.7.3 и разд.7 договора на организацию и выполнение перевозок пассажиров, который является неотъемлемой частью Конкурсной документации, не являются нарушением антимонопольного законодательства, поскольку обращены ко всем потенциальным участникам конкурса и не предоставляют кому-либо из них преимуществ перед другими участниками.
Вместе с тем, Комиссия полагает необходимым направить материалы жалобы в данной части в Ахтубинскую городскую прокуратуру с целью дачи оценки законности установления подобных требований к участникам конкурса.
Кроме того, Комиссия полагает необходимым отметить следующее.
Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, установлен ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
При этом, в силу ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Изучив критерии оценки заявок, установленные разд. 5 Конкурсной документации, Комиссия установила следующие нарушения.
1. В качестве критерия N2 п.6.2.1 конкурсной документации установлен "процент наличия резерва автобусов". Числовое значение критерия составляет от 10 баллов до 0.
При этом, процент наличия резерва транспортных средств рассчитывается как количество заявленных резервных транспортных средств к общему количеству транспортных средств, заявленных участником на маршрут.
Система оценки, установленная конкурсной документацией, фиксирует следующую градацию оценок:
- больше или равно 100% - 10 баллов;
- менее 100% но более 50% - 5 баллов;
- менее 50% - 0 баллов.
В силу требований извещения о проведении открытого конкурса, для участия в конкурсе необходимо предложить 3 транспортных средства категории М2.
Таким образом, для получения потенциальным участником конкурса 10 баллов, он должен предложить в качестве резервных 3 и более транспортных средств.
При этом, в случае, если участник предложит в качестве резервных 2 транспортных средства, он получит 5 баллов, если 1 - 0 баллов.
Между тем такая система оценки фактически влечет ограничение конкуренции при участии в конкурсе, поскольку ставит участников в заведомо неравное положение, при котором при наличии 3 резервных транспортных средств участник получит 10 баллов, а при наличии 2 - только 5 баллов.
Указанное является следствием того, что Организатор конкурса не установил пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по указанному критерию, то есть не установил ни формулу расчета количества баллов, ни надлежащую шкалу оценки.
2. Аналогичная система оценки предусмотрена по критерию N3 - "Отношение собственных транспортных средств к арендованным", а именно:
- все транспортные средства в собственности участника - 30 баллов;
- 2 транспортных средства в собственности участника - 20 баллов;
- 1 транспортное средство в собственности участника - 10 баллов;
- ни одного транспортного средства в собственности участника - 0 баллов.
3. Согласно п.6 Конкурсной документации в случае равенства сумм баллов, полученных претендентами по критериям 1-3, конкурсная комиссия использует дополнительный критерий оценки заявок - опыт претендента по организации пассажирских перевозок по муниципальным регулярным маршрутам муниципального образования "Город Ахтубинск".
При этом в силу п.6.5 конкурсной документации, в случае наличия такого опыта, претенденту присваивается 10 баллов, при его отсутствии - 0 баллов.
Наличие такого критерия может привести к ограничению конкуренции при проведении открытого конкурса, поскольку участники, которые ранее осуществляли перевозки в г.Ахтубинске, фактически получили преимущество перед участниками, ранее перевозок в г.Ахтубинске не осуществлявшими.
Применение вышеописанных критериев при проведении конкурса фактически может привести к тому, что его цель - выбор участников, предложивших лучшие условия, фактически не будет достигнута.
В силу требований п.2 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе запрещается создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах.
Выявленные Комиссией нарушения влекут необходимость выдачи предписания об аннулировании проводимого конкурса, поскольку оценка поданных заявок по установленным в конкурсной документации критериям фактически не может выявить участника, который может предложить лучшие условия исполнения договора.
Также Комиссия полагает необходимым передать материалы жалобы, в т.ч конкурсную документацию, для дальнейшего изучения должностному лица Астраханского УФАС России, для выявления иных нарушений Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия решила:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя К. на действия организатора конкурса - администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" при проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом муниципальному маршруту муниципального образования "Город Ахтубинск" N2 "АТП - Ахтуба", необоснованной.
2. Признать организатора конкурса - администрацию муниципального образования "Город Ахтубинск" нарушившей п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 25.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом муниципальному маршруту муниципального образования "Город Ахтубинск" N2 "АТП - Ахтуба".
3. Выдать администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" предписание об устранении выявленных нарушений ст.17 Федерального закона от 25.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" путем аннулирования открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом муниципальному маршруту муниципального образования "Город Ахтубинск" N2 "АТП - Ахтуба" в срок до 14.08.2015.
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России для проведения проверки постановления администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" от 21.05.2015 N611 "Об утверждении конкурсной документации для проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования "Город Ахтубинск" на предмет наличия признаков нарушения ст.15-17 Федерального закона от от 25.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
5. Направить материалы жалобы в Ахтубинскую городскую прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.
Председатель комиссии <___>
Члены комиссии <___>
<___>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
| |
|
|
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел (851-2) 39-05-80 e-mail: to30@fas.gov.ru
Предписание N34-НТ- 04-15
по делу о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров
27 июля 2015 г. г. Астрахань
Комиссия Астраханского УФАС России по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров в соответствии со ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", созданная приказом руководителя Астраханского УФАС России от 27.01.2015 N31-п, (далее - Комиссия), в составе:
председатель комиссии:
<___> - руководитель Управления;
члены комиссии:
<___>- начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
<___> - главный специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти,
руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании пункта 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 22.07.2015 N34-НТ-04-15, администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" (416500, Астраханская область, Ахтубинский район, г.Ахтубинск, ул.Андреева, 9), предписывает:
1. Устранить нарушение п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 25.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом муниципальному маршруту муниципального образования "Город Ахтубинск" N2 "АТП - Ахтуба", для чего в срок до 14.08.2015:
- аннулировать открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом муниципальному маршруту муниципального образования "Город Ахтубинск" N2 "АТП - Ахтуба";
- разместить информацию об исполнении предписания в соответствии с требованием действующего законодательства РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. В срок до 14.08.2015 сообщить в Астраханское УФАС России об исполнении предписания, представив надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих факт его исполнения.
Председатель комиссии <___>
Члены комиссии <___>
<___>
Решение и предписание могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня их принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа ч.2.6 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области N 34-НТ-04-15 (опубликовано 30 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016