Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
N 133-ФАС22-Р/10-13 (опубликовано 14 ноября 2013 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
<_>
Члены Комиссии:
<_>
рассмотрев дело N 133-ФАС22-Р/10-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в г.Бийске, на здании киоска "Пивная лавка у Модного", расположенного по пер.Гастелло, 27, наружной рекламы пива, в которой усматриваются признаки нарушения п.1 ч.3 ст. 5, п.5 ч.2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее ФЗ "О рекламе"),
в присутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - рекламодателя, рекламораспространителя - ИП Нелина А.В. (659325, г.Бийск, ул.Ленина, 76-23);
в отсутствие заявителя, установила:
Представитель заявителя на рассмотрение дела не явился. В силу п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя указанного лица, в связи с тем, что заявитель своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В Алтайское краевое УФАС России поступило письменное заявление жителя Алтайского края по признакам нарушения Федерального закона "О рекламе" (вхд. N 8359 от 25.09.2013 г.).
Согласно указанному заявлению, в г.Бийске, по пер.Гастелло, 27, расположен киоск "Пивная лавка у Модного", на котором размещены 2 рекламные конструкции:
1) "Пиво Чешское Бориха Завод пивобезалкогольных напитков ООО "Идея", Алтайский край, с.Бориха. Чрезмерное употребление пива может вредить Вашему здоровью!";
2) "Пивная лавка. Больше чем пиво! Самое лучшее всех сортов".
В соответствии с п.5 ч.2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе", наружная реклама алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их не допускается.
На основании изложенного при размещении указанной рекламы усматриваются признаки нарушения п.5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе".
Согласно п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Использованное в рекламе словосочетание "Самое лучшее пиво всех сортов" предполагает, что в других магазинах пива реализуется товар более низкого качества, что является признаком нарушения п.1 ч.3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных п. 5 ч.2 ст. 21 настоящего Федерального закона несет рекламораспространитель.
Ответственность за нарушение требований п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель (ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ст. 3 Федерального закона "О рекламе").
Установлено, что деятельность в указанном киоске осуществляет ИП Нелин А.В., в связи с чем, он является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы.
На заседании Комиссии, ИП Нелин А.В. пояснил, что реклама размещена давно, поставщиками пива. Указанный плакат не рассматривался предпринимателем как реклама. В информацию: "Пивная лавка. Больше чем пиво! Самое лучшее всех сортов" не закладывался смысл того, что у других продавцов пиво хуже.
Комиссия, изучив материалы дела, исследовав доказательства по делу, заслушав доводы стороны, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия "реклама", закрепленному в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, которыми являются пиво, пивная лавка.
Согласно подпункту "г" пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 18.07.2011 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", с 1 июля 2012 г. под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Таким образом, объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является алкогольная продукция.
Статьей 21 Федерального закона "О рекламе", к рекламе алкогольной продукции установлены специальные требования и ограничения, в том числе запрет на размещение наружной рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Рассматриваемая реклама является наружной - размещена на внешней стене здания киоска "Пивная лавка у Модного", в связи с чем, при ее размещении нарушены требования п. 5 ч.2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе".
Пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" запрещает сообщать недостоверные сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Данная норма вводит ограничительные требования к рекламе, в которой делаются сравнения. При сравнении с другим товаром в рекламе не должны приводиться не обладающие достоверностью, сомнительные и искаженные сведения о качестве или свойствах, выгодно отличающих один товар от другого, о превосходстве товара в сравнении с товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, о выгодах или возможностях, которые товар имеет по сравнению с другими.
Определением о возбуждении дела N 133-ФАС22-Р/10-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.10.2013 г. у ИП Нелина А.В. запрашивались документы, подтверждающие достоверность использования в рекламе словосочетания "Самое лучшее пиво".
Указанные документы на заседание Комиссии, не представлены.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении в рассматриваемой рекламе требований п.1 ч.3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, Комиссией установлено, что при размещении в г.Бийске, на здании киоска "Пивная лавка у Модного", расположенного по пер.Гастелло, 27, наружной рекламы пива, рекламодателем, рекламораспространителем - ИП Нелиным А.В. нарушены требования п.1 ч.3 ст. 5, п. 5 ч.2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с ч.4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей наружную рекламу пива, размещенную в г.Бийске, на здании киоска "Пивная лавка у Модного", расположенного по пер.Гастелло, 27, поскольку при ее размещении нарушены требования п.1 ч.3 ст. 5, п. 5 ч.2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать рекламодателю, рекламораспространителю - ИП Нелину А.В. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении ИП Нелина А.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ N154 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
<_>
Члены Комиссии:
<_>
на основании своего решения от 07 ноября 2013 г. по делу N 133-ФАС22-Р/10-13 о признании ИП Нелина А.В. нарушившим требования п.1 ч.3 ст. 5, п.5 ч.2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" при размещении в г.Бийске, на здании киоска "Пивная лавка у Модного" по пер. Гастелло, 27, ненадлежащей наружной рекламы пива, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Нелину А.В. (Алтайский край, 659650, г.Бийск, ул.Ленина, 76-23), в течение 15 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации, а именно прекратить размещать наружную рекламу алкогольной продукции, в которой также нарушены требования п1.ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
2. ИП Нелину А.В. (Алтайский край, 659650, г.Бийск, ул.Ленина, 76-23), представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 22 ноября 2013 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражным процессуальным кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 133-ФАС22-Р/10-13 (опубликовано 14 ноября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016