Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 120-10-11 (опубликовано 11 декабря 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 21 июня 2011 года. В полном объеме решение изготовлено 05 июля 2011 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М., руководитель управления, члены комиссии - Баранова А.В., начальник правового отдела, Куштысева Е.В., старший государственный инспектор контрольного отдела, рассмотрев дело
N120-10-11, возбужденное в отношении ОАО "Красноярский речной порт" (660059, г. Красноярск, ул. Коммунальная, 2) (далее - ОАО "КРП", ответчик) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции")
при участии в заседании Комиссии:
от ОАО "КРП": <_>
от ООО "КрасКом": <_>
Представитель ЗАО "Северянка" на заседание комиссии не явился. Общество надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В ходе рассмотрения дела N540-10-10 возбужденного по инициативе Красноярского УФАС России в отношении ОАО "КРП" управлением получена информация о том, что между ОАО "КРП" и ЗАО "Северянка" заключен договор N783/4 от 01.01.2007 на отпуск питьевой воды, содержащий условие об оплате ЗАО "Северянка" стоимости услуг по обслуживанию сетей водоснабжения согласно утвержденной калькуляции.
По данному факту приказом управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N230 от 22.04.2011 в отношении ОАО "КРП" возбуждено дело N120-10-11 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Определением от 22.04.2011 рассмотрение дела назначено на 10:00 21.06.2011; в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах привлечено ООО "КрасКом" (660049, г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, 41); у лиц, участвующих в деле запрошена информация.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено:
ОАО "КРП" зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН 1022401943563, ИНН/КПП 2461007121/246101001.
ЗАО "Северянка" зарегистрировано в качестве юридического лица ОГРН 1022402671290, ИНН/КПП 2466013721/246601001.
Нежилые здания: лит.Б, Б1,б, общей площадью 89.90 кв.м, по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Коммунальная, 2а; лит.В95,В96, общей площадью 1079.40 кв.м, по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Коммунальная, 2, строение 58 принадлежат Грималюк Людмиле Федоровне на праве собственности (свидетельства о государственной регистрации права: <_>).
ЗАО "Северянка" осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе, в указанном помещении.
Между ЗАО "Северянка" и Грималюк Людмилой Федоровной заключено соглашение о совместном сотрудничестве от 27 апреля 2007 года, согласно которому в целях содействия друг другу в решении управленческих и финансовых задач Стороны договорились о том, что ЗАО "Северянка" осуществляет оплату электроэнергии, водоснабжения и иных коммунальных расходов за Грималюк Людмилу Федоровну, а Грималюк Людмила Федоровна в зачет оплаченных сумм обязуется поставлять рыбную продукцию ЗАО "Северянка" в течение всего срока действия соглашения.
Между ООО "КрасКом" и ОАО "КРП" заключен договор N23-783 от 27.12.2005 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ. Перечень объектов, на которые осуществляется отпуск питьевой воды, и оказываются услуги по водоотведению, указан в приложении N2 к договору. В данном перечне значится объект - грузовой район "Злобино", по адресу г. Красноярск, ул. Коммунальная, 2
Водоснабжение объекта ЗАО "Северянка" осуществляется через объекты коммунального хозяйства ОАО "КРП" (Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.01.2007 к договору на отпуск питьевой воды N783/4 от 01.01.2007), по договору заключенному между ОАО "КРП" и ЗАО "Северянка" N783/4 на отпуск питьевой воды от 01.01.2007. Согласно пункту 1.1. данного договора, его предметом являются обязательства сторон по отпуску (приему) питьевой воды из системы городского водопровода.
В соответствии с пунктом 6.1. данного договора, расчеты за питьевую воду, израсходованную "Субабонентом" (ЗАО "Северянка"), производятся согласно утвержденных в установленном порядке тарифов, действующих на данный момент в ООО "КрасКом", плюс стоимость услуг по обслуживанию сетей водоснабжения согласно утвержденной калькуляции.
В материалы дела ОАО "КРП" представлена калькуляция стоимости услуг по обслуживанию сетей водоснабжения, сброса и очистки сточных вод ОАО "КРП", в которую включены следующие строки затрат: социальные отчисления, амортизация, ремонтный фонд, износ м/ц инвентаря.
За период с 01.07.2008 по 31.01.2011 ЗАО "Северянка" перечислило
ОАО "КРП" плату за услуг по обслуживанию сетей водоснабжения ОАО "КРП" по договору N783/4 от 01.01.2007 в размере 5 091,35 (пять тысяч девяносто один) рубль 35 копеек, из них 776,66 (семьсот семьдесят шесть) рублей 66 копеек сумма налога на добавленную стоимость. Данный факт подтверждается платежными поручениями: N959 от 21.08.2008, N142 от 03.10.2008, N399 от 01.12.2008, N515 от 23.12.2008, N43 от 15.01.2009, N215 от 26.02.2009, N285 от 12.03.2009, N436 от 10.04.2009, N636 от 22.05.2009, N814 от 01.07.2009, N934 от 24.07.2009, N31 от 12.08.2009, N271 от 30.09.2009, N448 от 05.11.2009, N486 от 10.11.2009, N31 от 12.01.2010, N160 от 08.02.2010, N614 от 23.04.2010, N740 от 19.05.2010, N176 от 03.08.2010, N552 от 05.10.2010, N874 от 30.11.2010, N981 от 17.12.2010, N107 от 19.01.2011, N364 от 09.03.2011
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела N120-10-11 пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, в соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса").
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, среди прочего утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Во исполнение указанного положения, Правительством Российской Федерации принято постановление от 14.06.2008 N520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Пунктом 6 "Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, среди прочего, относятся тарифы на холодную воду, тарифы на водоотведение.
В соответствии с пунктом 4 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных вышеназванным Постановлением, тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N47 (далее - Методические указания), органы регулирования устанавливают один из следующих видов тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод:
1) одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно;
2) двухставочный тариф состоит из:
- ставки платы за потребление холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно;
- ставки платы за содержание системы холодного водоснабжения, водоотведения, объектов очистки сточных вод, 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности, 1 куб. метр отводимых сточных вод в час присоединенной мощности и 1 куб. метр очищенных сточных вод в час присоединенной мощности соответственно.
Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный), устанавливаемого на товары и услуги организации коммунального комплекса, осуществляется органом регулирования по предложению регулируемой организации.
Порядок расчета тарифов в сфере холодного водоснабжения регламентированы пунктами 48, 50 методических указаний, при этом при расчете тарифов в сфере холодного водоснабжения учитывается величина финансовых потребностей по соответствующему виду товаров (услуг). При этом в величину финансовых потребностей по соответствующему виду товаров (услуг), среди прочего включаются расходы по транспортировке воды.
Согласно пунктам 53, 55 методических указаний, расчет тарифов в сфере водоотведения производится в порядке аналогичном порядку расчета тарифов в сфере водоснабжения, установленному пунктами 48, 50 методических указаний.
В пункте 3.1. методических указаний, в числе прямых расходов на транспортирование воды в системах холодного водоснабжения названы: электроэнергия, амортизация, аренда основного оборудования, текущий ремонт и техническое обслуживание, капитальный ремонт, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды и т.д.
В пункте 3.2. методических указаний, в числе прямых расходов на прием (перекачку) и транспортирование стоков в системах водоотведения названы: электроэнергия, амортизация, аренда основного оборудования, текущий ремонт и техническое обслуживание, капитальный ремонт, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды и т.д.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, услуги водоснабжения/водоотведения оказываются организациями коммунального комплекса, при этом тарифы на холодную воду, на водоотведение являются регулируемыми. ОАО "КРП" не является организацией коммунального комплекса, тарифы на холодную воду, на водоотведение регулирующим органом для него не установлены.
Совместный анализ калькуляции стоимости услуг по обслуживанию сетей водоснабжения, сброса и очистки сточных вод ОАО "КРП", а также пунктов 3.1., 3.2. методических указаний, позволяет сделать вывод о том, что ОАО "КРП" фактически взимается плата за транспортирование воды, являющаяся составной часть тарифов на холодную воду, на водоотведение, а следовательно не может быть установлена обществом самостоятельно.
Исходя их анализа вышеназванных норм, Комиссия по рассмотрению дела N120-10-11 приходит к выводу, что ОАО "КРП" в нарушение норм действующего законодательства взимало плату за транспортирование воды через свои объекты коммунального хозяйства с ЗАО "Северянка" без установленных уполномоченным органом тарифов на холодную воду, на водоотведение.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе запрещается нарушать установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования.
Руководствуясь положениями административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС от 17.01.2007 N5, на основании аналитического отчета определения положения ОАО "КРП" на рынке распределения (транспортировки) воды от 12.04.2011 Комиссия по рассмотрению дела N120-10-11 установила, что ОАО "КРП" занимает доминирующее положение на рынке распределения (транспортировки) воды в географических границах территории расположения инфраструктурных объектов ОАО "КРП", по адресу г. Красноярск, ул. Коммунальная, 2, посредством которых осуществляется водоснабжение объектов коммунальной инфраструктуры ЗАО "Северянка", с долей более 50%.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", в отношении действий (бездействий), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органам.
Взимание ОАО "КРП" с ЗАО "Северянка" в период с 01.07.2008 по 31.01.2011 года платы за транспортирование воды через свои объекты коммунального хозяйства без установленного уполномоченным органом тарифа на холодную воду нарушает установленный вышеуказанными нормативно-правовыми актами порядок ценообразования и соответственно является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Поскольку данное действие прямо поименовано в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц не требует доказывания антимонопольным органам.
Документально подтверждённый доход ОАО "КРП" за данный период, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства составил
4 314,69 (четыре тысячи триста четырнадцать) рублей 69 копеек - сумма полученная ОАО "КРП" за транспортирование воды через свои объекты коммунального хозяйства без установленного уполномоченным органом тарифа на холодную воду за вычетом суммы налога на добавленную стоимость.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать ОАО "КРП" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части незаконного взимания с ЗАО "Северянка" платы за транспортирование воды через свои объекты коммунального хозяйства без установленного уполномоченным органом тарифа на холодную воду в период с 01.07.2008 по 31.01.2011.
2. На основании своего решения выдать предписание ОАО "КРП" о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а именно не требовать и не взимать с ЗАО "Северянка" плату за транспортирование воды через свои объекты коммунального хозяйства без установленного уполномоченным органом тарифа на холодную воду.
3. На основании своего решения выдать ОАО "КРП" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 4 314,69 (четыре тысячи триста четырнадцать) рублей 69 копеек.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии |
В.М. Захаров |
Члены Комиссии |
А.В. Баранова
Е.В. Куштысева |
ОАО "Красноярский речной порт"
ул. Коммунальная, 2,
г. Красноярск, 660059
ПРЕДПИСАНИЕ О НЕДОПУЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ К НАРУШЕНИЮ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛУ N120-10-11
05 июля 2011 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М., руководитель управления, члены комиссии - Баранова А.В., начальник правового отдела, Куштысева Е.В., старший государственный инспектор контрольного отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), на основании своего решения от 05 июля 2011 года по делу N120-10-11 о нарушении ОАО "Красноярский речной порт" (далее - ОАО "КРП") пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
ОАО "КРП" не допускать действий, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, а именно, с момента получения настоящего предписания не требовать и не взимать с ЗАО "Северянка" плату за транспортирование воды через свои объекты коммунального хозяйства без установленного уполномоченным органом тарифа на холодную воду.
Председатель Комиссии |
В.М. Захаров |
Члены Комиссии |
А.В. Баранова
Е.В. Куштысева |
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ОАО "Красноярский речной порт"
ул. Коммунальная, 2,
г. Красноярск, 660059
ПРЕДПИСАНИЕ О ПЕРЕЧИСЛЕНИИ В ФЕДЕРАЬНЫЙ БЮДЖЕТ ДОХОДА, ПОЛУЧЕННОГО ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛУ N120-10-11
05 июля 2011 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Захаров В.М., руководитель управления, члены комиссии - Баранова А.В., начальник правового отдела, Куштысева Е.В., старший государственный инспектор контрольного отдела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), на основании своего решения от 05 июля 2011 года по делу N120-10-11 о нарушении ОАО "Красноярский речной порт" (далее - ОАО "КРП") пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
ОАО "КРП" в срок до 09 сентября 2011 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно взимание с ЗАО "Северянка" платы за транспортирование воды через свои объекты коммунального хозяйства без установленного уполномоченным органом тарифа на холодную воду в период с 01.07.2008 по 31.01.2011, в сумме 4 314,69 (четыре тысячи триста четырнадцать) рублей 69 копеек.
Об исполнении предписания ОАО "КРП" надлежит сообщить в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (660017,
г. Красноярск, пр. Мира, 81 "д") в срок до 12 сентября 2011 года.
Председатель Комиссии |
В.М. Захаров |
Члены Комиссии |
А.В. Баранова
Е.В. Куштысева |
Доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства должен быть перечислен в федеральный бюджет по реквизитам:
Получатель (взыскатель - Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81 Д):
ИНН 2466009115 КПП 246601001 УФК по Красноярскому краю (Красноярское УФАС России) г. Красноярск р/сч. 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск БИК 040407001. ОКАТО 04401000000
Назначение платежа: (КБК 161 1 16 02010 01 0000 140)
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
414.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 120-10-11 (опубликовано 11 декабря 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016