Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 17 апреля 2015 г. N 504/2014
Резолютивная часть решения объявлена 10.04.2015
Полный текст решения изготовлен 17.04.2015
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
<_> - заместитель руквоводителя управления,
Члены комиссии:
<_> - заместитель начальника отдела контроля в ТЭК и связи
<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;
рассмотрев дело N 504/2014 по признакам нарушения ОАО "Кубаньэнергосбыт" (350000, г. Краснодар, ул. Гимназическая, 55/1) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07. 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Краснодарское УФАС России поступили обращения ОАО "Оборонэнергосбыт" филиал "Южный" (далее - Заявитель) на действия ОАО "Кубаньэнергосбыт" (далее - ГП), выразившиеся в создании угрозы введения режима ограничения электропотребления, в том числе фактического введения ограничения электропотребления на объекты ОАО "Оборонэнергосбыт" в соответствии с уведомлениями от 20.10.2014 N 1770 и от 27.11.2014 N 1160002345.
В целях исполнения данного обязательства между ОАО "Кубаньэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт" заключен договор купли-продажи электрической энергии от 29.12.2011 N 1169000 (далее по тексту - Договор N 1169000).
Предметом Договора от 29.12.2011 является продажа ОАО "Кубаньэнергосбыт" электроэнергии (мощности) для целей перепродажи Заявителем ОАО "Оборонэнерго".
20.10.2014 Гарантирующим поставщиком в адрес ОАО "Оборонэнергосбыт", в связи с неисполнением последним, обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направлено уведомление N 1770 о планируемом введении с 06.11.2014 полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов энергопотребления потребителей ОАО "Оборонэнергосбыт".
06.11.2014 введено ограничение режима потребления электрической энергии в отношении объектов, указанных в уведомлении от 20.10.2014 N 1770
27.11.2014 Гарантирующим поставщиком в адрес ОАО "Оборонэнергосбыт", в связи с неисполнением последним, обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направлено уведомление от 27.11.2014 N 1160002345 о планируемом введении с 12.12.2014 полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов энергопотребления потребителей ОАО "Оборонэнергосбыт".
12.12.2014, в соответствии с уведомлением N 1160002345, введено ограничение режима потребления электрической энергии в отношении объектов энергопотребления ОАО "Оборонэнергосбыт".
Нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) вводить ограничение режима потребления в отношении объектов энергопотребления ОАО "Оборонэнергосбыт" (Гарантирующего поставщика).
ОАО "Кубаньэнергосбыт" в соответствии с решением РЭК-ДЦиТ КК от 18.10.2006 г. N 45/2006-Э "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков" осуществляет деятельность в качестве гарантирующего поставщика, в границах зоны деятельности на территории Краснодарского края, за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков ОАО "НЭСК" и ОАО "Оборонэнергосбыт"
Согласно части 1 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, ОАО "Кубаньэнергосбыт" занимает доминирующее положение на рынке услуг энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) в вышеуказанных точках поставки, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях ОАО "Кубаньэнергосбыт" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом от 29.12.2014 N 598 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении ОАО "Кубаньэнергосбыт" возбуждено дело N 504/2014 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 504/2014 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 12.01.2015, назначена дата рассмотрения дела - 19.02.2015.
19.02.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО "Кубаньэнергосбыт" - отсутствовал, уведомлен надлежащим образом; представитель ОАО "Оборонэнергосбыт" филиал "Южный" - отсутствовал, уведомлен надлежащим образом.
19.02.2015 на заседании Комиссии в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств вынесено определение об отложении рассмотрения дела до 11.03.2015.
11.03.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО "Кубаньэнергосбыт" - <_> (доверенность от 22.12.2014); представитель ОАО "Оборонэнергосбыт" филиал "Южный" - <_> (доверенность от <>).
11.03.2015 на заседании Комиссии в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств вынесено определение об отложении рассмотрения дела до 10.04.2015.
10.04.2015 на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии представитель ОАО "Кубаньэнергосбыт" - <_> (доверенность от 22.12.2014), представитель ОАО "Оборонэнергосбыт" филиал "Южный" - <> (доверенность от <_>);
Комиссия в полном объеме, изучив все обстоятельства и имеющиеся в деле N 504/2014 доказательства, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее:
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 N 78-Р ОАО "Оборонэнергосбыт" определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованных во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" (далее - "Указ N 1359").
Руководствуясь указанным Распоряжением, ОАО "Оборонэнергосбыт" заключило соответствующие договоры энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителями, в частности, на период 2012-2014 годов - Государственный контракт N 156/8747 от 19.12.2011 (далее - Государственный контракт), по условиям которого ОАО "Оборонэнергосбыт" осуществляет снабжение электрической энергией объектов, подведомственных Министерству обороны России, в том числе, расположенных в пределах административных границ Краснодарского края.
Предметом Контракта является обязанность Поставщика (ОАО "Оборонэнергосбыт") в обусловленный контрактом срок поставить Государственному заказчику (Министерство обороны РФ) на объекты потребления электрическую энергию (мощность) на условиях, предусмотренных Контрактом и действующим законодательством, а также предоставить иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией. Государственный заказчик обязался принять и оплатить электрическую энергию (мощность), поставленную в соответствии с требованиями Государственного заказчика на условиях, содержащихся в контракте.
В целях исполнения данного обязательства между ОАО "Кубаньэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт" заключен договор купли-продажи электрической энергии от 29.12.2011 N 1169000 (далее по тексту - Договор N 1169000).
Предметом Договора от 29.12.2011 является продажа ОАО "Кубаньэнергосбыт" электроэнергии (мощности) для целей перепродажи Заявителем ОАО "Оборонэнерго".
20.10.2014 Гарантирующим поставщиком в адрес ОАО "Оборонэнергосбыт", в связи с неисполнением последним, обязательств по оплате электрической энергии (мощности), направлено уведомления от 20.10.2014 исх. N 1770 о планируемом введении с 06.11.2014 полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов энергопотребления ОАО "Оборонэнергосбыт": МТМ, Электроцех, Консервный цех, Плодоперевалка, Стройцех, Фруктохранилице, Магазин N 75, Магазин "Дарница", уличное освещение п. Головинка, контора освещения, в том числе потребителей Министерства обороны Российской Федерации (Турбаз, ТУ N 2179, Санаторий ЦВС, Д-О Адлер, Бассейн "Аврора").
Уведомление получено ОАО "Оборонэнергосбыт" филиал "Южный" 20.10.2014 (вх. N 32-01/1165).
06.11.2014 введено полное ограничение режима потребления электрической энергии на следующие объекты ОАО "Оборонэнергосбыт": МТМ, Электроцех, Консервный цех, Плодоперевалка, Стройцех, Фруктохранилице, Магазин N 75, Магазин "Дарница".
Действий по введению ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов энергопотребления ОАО "Оборонэнергосбыт" (потребителей Министерства обороны Российской Федерации) не осуществлено.
27.11.2014 Гарантирующим поставщиком в адрес ОАО "Оборонэнергосбыт", в связи с неисполнением последним, обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направлено уведомление от 27.11.2014 исх. N 1160002345 (о планируемом введении с 12.12.2014 полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов энергопотребления потребителей ОАО "Оборонэнергосбыт": МТМ, Электроцех, Консервный цех, Плодоперевалка, Стройцех, Фруктохранилице, Магазин N 75, Магазин "Дарница", уличное освещение п. Головинка, контора освещения, в том числе потребителей Министерства обороны Российской Федерации (Турбаз, ТУ N 2179, Санаторий ЦВС, Д-О Адлер, Бассейн "Аврора").
Уведомление получено ОАО "Оборонэнергосбыт" филиал "Южный" 27.11.2014 (вх. 32-01/1307).
12.12.2014 введено полное ограничение режима потребления электрической энергии на следующие объекты ОАО "Оборонэнергосбыт": МТМ, Электроцех, Консервный цех, Плодоперевалка, Стройцех, Фруктохранилице, Магазин N 75, Магазин "Дарница".
Действий по введению ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов энергопотребления ОАО "Оборонэнергосбыт" (потребителей Министерства обороны Российской Федерации) не осуществлено.
Постановлением Правительства РФ N442 от 04.05.2012 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила), которыми установлен порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителями своих обязательств. Данный порядок не подлежит расширительному толкованию и не может быть изменен по усмотрению сторон.
Согласно пункту 18 Правил, в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
Согласно пункту 4 Приложения "Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям" к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, относятся воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" предусмотрено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства.
Ограничение или прекращение поставки энергии, поименованных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N1173, органов, в том числе и военных комиссариатов, квалифицируются данным актом как действия, нарушающие безопасность государства.
При этом, такой запрет на ограничение и прекращение отпуска электрической энергии на обозначенные объекты является безусловным и не допускает исключений и в случаях неоплаты поставленных ресурсов организациями, осуществляющими устойчивое функционирование объектов, обеспечивающих безопасность государства, поскольку входит в число мер по поддержанию в готовности сил и средств обеспечения безопасности государства.
Следовательно, объекты, в отношении которых общество планировало ввести режим ограничения электроэнергии, являются объектами, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно пункту 15 Правил, введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:
а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:
размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;
даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;
даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;
б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:
введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок;
введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;
в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
Исходя из анализа пункта 15 Правил следует, что направление уведомления об ограничении режима потребления является неотъемлемой частью процесса введения ограничения режима потребления электроэнергии. Общество своими действиями приступило к первому этапу процедуры введения ограничения режима потребления электроэнергии.
На основании изложенного, у ОАО "Кубаньэнергосбыт" отсутствовали основания для направления уведомления об ограничении режима потребления в адрес ОАО "Оборонэнергосбыт".
Материалами дела подтверждается, что обществом неправомерно было инициировано введение ограничение режима потребления электроэнергии объектов Минобороны РФ (Турбаз, ТУ N 2179, Санаторий ЦВС, Д-О Адлер, Бассейн "Аврора"), прекращение подачи электрической энергии могло повлечь социально опасные последствия.
Также, ОАО "Оборонэнергосбыт" заключены соответствующие договоры энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителями, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа N 1359, в частности ОАО "Оборонэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения N 06.23.316 от 01.07.2011 с ОАО "163 БТРЗ".
Во исполнение обязательств по поставке электрической энергии, в соответствии с вышеуказанным заключенным договором энергоснабжения N 06.23.316 от 01.07.2011) между ОАО "Кубаньэнергосбыт" (ГП) и ОАО "Оборонэнергосбыт" (Покупатель) заключен договор энергоснабжения от 29.12.2011 N 1169000.
Предметом указанного договора является продажа ГП электроэнергии (мощности) и оплата ее Покупателем.
Объекты (МТМ, Электроцех, Консервный цех, Плодоперевалка, Стройцех, Фруктохранилице, Магазин N 75, Магазин "Дарница"), в отношении которых введено ограничение режима потребления электрической энергии, находятся в управлении ОАО "163 БТРЗ".
Из представленных актов сверок и взаиморасчетов, Комиссией по делу N 504/2014 установлено, что ОАО "163 БТРЗ" не имеет перед ОАО "Оборонэнергосбыт" задолженности за потребленную электрическую энергию.
При этом при получении уведомления от 20.10.2014 N 1770 о планируемом введении режима ограничения потребления электрической энергии, ОАО "Оборонэнергосбыт" осуществлены действия по уведомлению ОАО "Кубаньэнергосбыт" и сетевых организаций по недопущению ограничения электропотребления потребителей ОАО "Оборонэнергосбыт", надлежаще исполняющих обязательства по оплате за потребленную электрическую энергию (письма от 27.10.2014 N ИС-32-06/1107).
По смыслу статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
В соответствии с п. 8 Основных положений N 442, если ограничение режима потребления, вводимое в отношении одного потребителя, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии другим потребителям, не имеющим задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющим иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, либо может повлечь за собой технологические нарушения на объектах электроэнергетики, то:
исполнитель обязан в течение 1 рабочего дня со дня получения уведомления инициатора о необходимости введения ограничения режима потребления уведомить об этом инициатора введения ограничения (а в случае, если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то субисполнитель обязан в течение 1 рабочего дня с даты получения соответствующего письменного уведомления исполнителя уведомить об этом исполнителя, который не позднее следующих суток обязан уведомить об этом инициатора введения ограничения);
исполнитель (а в случае, если ограничение режима потребления вводится субисполнителем на основании письменного уведомления исполнителя о необходимости введения ограничения режима потребления, - то исполнитель совместно с субисполнителем) обязан не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления инициатора о необходимости введения ограничения режима потребления разработать дополнительные организационно-технические меры, позволяющие ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима потребления.
Если введение ограничения режима потребления в отношении лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии таким потребителям, то такое лицо обязано обеспечить поставку электрической энергии таким потребителям без ограничения режима их потребления, в том числе обеспечить подачу электрической энергии таким потребителям в объеме их потребления по соглашению с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и уведомить об этом инициатора введения ограничения до даты и времени введения в его отношении ограничения режима потребления.
До реализации соответствующих организационно-технических мер, позволяющих ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления, ограничение режима потребления не вводится.
Исходя из вышеизложенного Комиссией установлено следующее, Заявитель приобретает у ОАО "Кубаньэнергосбыт" электроэнергию не для собственных нужд, а осуществляет в качестве основного вида деятельности по поставке электрической энергии другим лицам и обладает в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике статусом Гарантирующего поставщика, о чем было известно ОАО "Кубаньэнергосбыт"
Нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) вводить ограничение режима потребления в отношении энергоснабжающей организации. Кроме того подобные действия противоречат принципам надежного обеспечения потребителей электрической энергии, установленным статьей 38 Закона N 35-ФЗ.
Введение ограничения режима потребления электрической энергии возможно лишь в отношении таких субъектов электроэнергетики как потребители электрической энергии.
Потребителями электрической энергии в соответствии со статьей 3 Закона N 35-ФЗ признаются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд
Вышеуказанные объекты находящиеся под управлением "163 БТРЗ", не имеют договора и задолженности перед ОАО "Кубаньэнергосбыт".
Таким образом, законодательно не установлено право Гарантирующего поставщика вводить ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, с которыми у него отсутствуют договорные отношения, и потребителей, имеющих договорные отношения с другим Гарантирующим поставщиком (ОАО "Оборонэнергосбыт"), а также надлежащим образом исполняющих обязательство по оплате за поставленную электрическую энергию.
В условиях функциональной и технологической связанности процессов выработки, передачи, сбыта и потребления электроэнергии, высокой степени монополизации рынка электроэнергии в Российской Федерации, в случае отсутствия у участников спорных отношений реальных возможностей (механизмов), обеспечивающих индивидуальное ограничение режима потребления неисправных потребителей (неплательщиков), реализация сбытовыми и сетевыми организациями предоставленного им статьей 328 ГК РФ права на прекращение (ограничение) подачи электроэнергии организации-неплательщику не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц и влечь социально опасные последствия. В противном случае применение указанного способа защиты имущественных интересов приведет (может привести) к причинению вреда, несоизмеримого с потерями сбытовой организации в рамках обязательственных (договорных) отношений с конкретным неплательщиком.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением являются экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Кроме того, в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 было разъяснено, что исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст.ст. 3 и 10 ФЗ "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в ч. 1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Оценивая действия (бездействие) хозяйствующих субъектов как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
На основании вышеизложенного в действиях ОАО "Кубаньэнергосбыт" установлен факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ОАО "Оборонэнергосбыт" путем создания угрозы введения режима ограничения потребления электрической энергии на объекты ОАО "Оборонэнергосбыт" - потребителей Министерства обороны Российской Федерации" (объекты ТУ N 2129 Д-О Адлер, ТУ N 2025 ТУР ПРИЮТ, ТУ N 2347 бассейн "Аврора" Хоста), в соответствии с уведомлениями от 20.10.2014 N 1770 и от 27.11.2014 N 1160002345, а также необоснованного введения режима ограничения энергоснабжения потребителям ОАО "Оборонэнергосбыт" (МТМ, Электроцех, Консервный цех, Плодоперевалка, Стройцех, Фруктохранилице, Магазин N 75, Магазин "Дарница"), надлежаще исполняющих обязательства по оплате за потребленную электрическую энергию, в соответствии с уведомлениями от 20.10.2014 N 1770 и от 27.11.2014 N 1160002345.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, 39.1, ч. 1-3 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Признать в действиях ОАО "Кубаньэнергосбыт" факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ОАО "Оборонэнергосбыт" путем создания угрозы введения режима ограничения потребления электрической энергии на объекты ОАО "Оборонэнергосбыт" - потребителей Министерства обороны Российской Федерации" (объекты ТУ N 2129 Д-О Адлер, ТУ N 2025 ТУР ПРИЮТ, ТУ N 2347 бассейн "Аврора" Хоста), в соответствии с уведомлениями от 20.10.2014 N 1770 и от 27.11.2014 N 1160002345, а также необоснованного введения режима ограничения энергоснабжения потребителям ОАО "Оборонэнергосбыт" (МТМ, Электроцех, Консервный цех, Плодоперевалка, Стройцех, Фруктохранилице, Магазин N 75, Магазин "Дарница"), надлежаще исполняющих обязательства по оплате за потребленную электрическую энергию, в соответствии с уведомлениями от 20.10.2014 N 1770 и от 27.11.2014 N 1160002345.
Предписание ОАО "Кубаньэнергосбыт" не выдавать ввиду того, что факт нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установленного в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО "Кубаньэнергосбыт", устранен путем восстановления энергоснабжения на объекты ОАО "Оборонэнергосбыт" (МТМ, Электроцех, Консервный цех, Плодоперевалка, Стройцех, Фруктохранилице, Магазин N 75, Магазин "Дарница"), ограничение режима электропотребления которых осуществлено, в соответствии с уведомлениями от 20.10.2014 N 1770 и от 27.11.2014 N 1160002345.
Передать материалы дела N 504/2014 по факту нарушения ОАО "Кубаньэнергосбыт" пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 апреля 2015 г. N 504/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016