Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 242-17/18-10 (опубликовано 19 декабря 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "18" августа 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено "31" августа 2010 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии - Харченко О.П., заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Бычкова Я.Ю., начальник отдела контроля размещения государственного заказа, Мосина Т.Н., начальник отдела естественных монополий (далее - Комиссия)
при участии представителей:
ответчика - ОАО "МРСК Сибири";
заявителя - ОАО "Страховая группа МСК";
заинтересованного лица - ОАО "СОГАЗ",
рассмотрев дело N 242-17/18-10 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а) (далее - ОАО "МРСК Сибири") части 1 статьи 17, части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") установила следующее.
Дело N 242-117/18-10 было возбуждено Красноярским УФАС России приказом от 30.06.2010 N 348 в отношении ОАО "МРСК Сибири" на основании заявления ОАО "Страховая группа МСК" на действия ОАО "МРСК Сибири" по факту неправомерных действий при проведении Открытого конкурса на право заключения договора страхования воздушного судна КАСКО для нужд ОАО "МРСК Сибири" N 10-1001-М (далее - Открытый конкурс) в форме необоснованного отказа в допуске к участию в Открытом конкурсе. ОАО "Страховая группа МСК" (127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 40) (далее - ОАО "СГ МСК") было привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя.
Представитель ОАО "Страховая группа МСК" при рассмотрении дела N 242-17/18-10 поддержал заявленные требования, указав на то обстоятельство, что доверенность на основании, которой действовал представитель общества при подаче заявки на участие в ОАО "Страховая группа МСК" конкурсе предусматривал объем прав, который позволял Каменевой Н.Я. участвовать от имени Общества в тендерах (конкурсах), проводимых, в том числе прочими организациями, по выбору страховой компании с правом подачи заявки на участие, подписывать договоры и контракты в случае выигрыша. Пунктом 7.14 указанной доверенности установлено, что договоры с превышением установленных доверенностью лимитов могут заключаться при наличии письменного согласования с должностными лицами Общества, имеющими полномочия на подписание соответствующих договоров.
ОАО "МРСК Сибири" не согласилось с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства. В обоснование указанной позиции ОАО "МРСК Сибири" привело следующие доводы: конкурсная заявка ОАО "СГ МСК" была подписана Директором Красноярского филиала на основании доверенности N 046 от 22.01.2010, пунктом 7 которой ограничено право подписи договоров страхования лимитами страховых сумм, указанных в пунктах 7.1-7.14 доверенности, в том числе по добровольному страхованию транспортных средств (КАСКО) в размере не более 2 000 000 рублей. При этом заявленная ОАО "СГ МСК" в конкурсной заявке цена договора, которая также была приведена в проекте договора N СТА/5106/000028 добровольного страхования воздушного судна (КАСКО), подписанном Директором Красноярского филиала ОАО "СГ МСК", действующим на основании указанной доверенности, превышала установленные доверенностью лимиты страховых сумм по соответствующему виду страхования. В случае признания заказчиком ОАО "СГ МСК" победителем по результатам проведения Открытого конкурса, в связи с указанными обстоятельствами, у ОАО "МРСК Сибири" возникают риски, связанные с неподписанием по результатам проведения Открытого конкурса договора страхования в случае, если лицу, действующему на основании доверенности N 046 от 22.01.2010 не будет согласована возможность заключения соответствующего договора.
Рассмотрев материалы дела N 242-17/18-10, Комиссия установила следующие обстоятельства.
ОАО "МРСК Сибири" (ОГРН 1052460054327) действует на основании устава, зарегистрированного 31.03.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю за государственным регистрационным номером 2082468180661. Согласно статье 3 Устава ОАО "МРСК Сибири" основной целью деятельности общества является получение прибыли, для получения которой общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-технологическое управление; оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Общество является собственником воздушного судна Як-40 N RA-87535 (Договор купли-продажи воздушного судна от 20.07.2008; Свидетельство о государственной регистрации прав на воздушное судно от 28.06.2010).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Основным видом деятельности ОАО "МРСК Сибири", в том числе на территории Красноярского края, является оказание услуг по передаче электрической энергии. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-э ОАО "МРСК Сибири", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 24.1.58.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг, в том числе страхование имущества.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулирует 25 Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Статья 25 указанного закона определяет порядок подачи заявок на участие в конкурсе, в том числе определяет перечень документов и сведений, которые допускается заказчику требовать от участника конкурса, который предусматривает следующую информацию и документы (часть 4 статьи 25 Закона):
а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее для целей настоящей главы - руководитель). В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем участника размещения заказа (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
д) копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц);
е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой.
Кроме того, заявка может содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта, в том числе предложение о цене контракта, о цене единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, на оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных или муниципальных нужд конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа, а также документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе, в случае, если соответствующие требования предусмотрены конкурсной документацией.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
ОАО "МРСК Сибири" 07.05.2010 был объявлен Открытый конкурс на право заключения договора страхования воздушного судна КАСКО для нужд ОАО "МРСК Сибири" N 10-1001-М.
Условия конкурсной документации проведения Открытого конкурса предусматривали требования по представлению участниками размещения заказа оригинала заявки на участие в конкурсе и перечня документов, включаемых в оригинал заявки на участие в конкурсе (п. 5.3.1), в том числе документ или копии документов, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, в случае необходимости: заверенные участниками копии или нотариально заверенные копии паспорта директора и лица, подписавшего заявку по доверенности, если заявка подписана по доверенности (п. 5.3.1.3). Пунктом 6.1.3. Конкурсной документации Открытого конкурса было установлено требование к частникам размещения заказа по представлению в составе заявки на участие в конкурсе проекта договора, заполненного им в соответствии с приведенными в Конкурсной документации инструкциями.
ОАО "СГ МСК" была подана заявка на участие в Открытом конкурсе с предлагаемой ценой 555 001,20 рублей. Конкурсная заявка была подписана директором Красноярского филиала ОАО СК МСК" Каменевой Н.Я., действующей на основании доверенности N 046 от 22.01.2010. Доверенность N 046 от 22.01.2010 была выдана Генеральным директором ОАО "СГ МСК" Савосиным С.В. и предоставляла Каменевой Н.Я. проводить предстраховую экспертизу (осмотр принимаемого на страхование имущества, оценку страхового риска), заключать, изменять расторгать договоры страхования в соответствии с действующими лицензиями и правилами страхования Общества в пределах лимитов страховых сумм, указанных в пунктах 7.1-7.14 доверенности (пункт 7 доверенности). В названных пунктах доверенности установлены лимиты страховых сумм по видам страхования, в том числе страхование средств транспорта и ответственности при их эксплуатации (кроме автотранспортных средств) - воздушных судов - со страховой суммой не более 3 000 000 руб., договоров добровольного страхования транспортных средств (КАСКО) - со страховой суммой не более 2 000 000 руб. на один объект. Пункт 26 Доверенности N 046 от 22.01.2010 предоставлял Каменевой Н.Я. участвовать от имени Общества в тендерах (конкурсах), проводимых администрацией Красноярского края, другими бюджетными структурами и прочими организациями по выбору страховой компании с правом подачи заявки на участие, подписывать договоры и контракты в случае выигрыша, а также выносить изменения в заключенные договоры и контракты. В соответствии с документами, представленными ОАО "СГ МСК" осуществляет страховую деятельность на территории Российской Федерации на основании лицензии С N 0461 77 по видам страхования, которые включают страхование средств воздушного транспорта (на основании Правил страхования самолетов и вертолетов N 1 от 05.10.1995).
В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявок в открытом конкурсе на право заключения договора страхования воздушного судна КАСКО для нужд ОАО "МРСК Сибири" N 10-1001-М от 11.06.2010 в допуске к участию в конкурсе отказано следующим страховым компаниям: ОАО "Страховая акционерная компания "ЭНЕРГОГАРАНТ"; ОАО "Страховая группа МСК"; Страховому открытому акционерному обществу "Русский Страховой Центр"; Открытому акционерному обществу "Военно-страховая компания"; Обществу с ограниченной ответственностью "Страховая Компания "Согласие"; ООО "Страховое общество "Сургутнефтегаз"; Открытому акционерному обществу Страховая компания "РОСНО". Заявка ОАО "СГ МСК", поданная на участие в Открытом конкурсе, была признана не соответствующей требованиям конкурсной документации (п. 5.3.1.3) и п. 1 ч. 3 статьи 25 Закона о размещении заказов - нотариально заверенная копий доверенности N 046 от 22.01.2010, выданная Каменевой Н.Я., содержит ограничение полномочий представителя участника в части подписания договоров страхования воздушных судов со страховой сумме - не более 3 000 000,00 руб. и в части подписания договоров КАСКО - не более 2 000 000,00 руб.
Письмом от 15.06.2010 N 38-6236 ОАО "МРСК Сибири" информировало ОАО "СГ МСК" о том, что по итогам рассмотрения заявок на участие в Открытом конкурсе конкурсной комиссией принято решение об отказе в допуске ОАО "СГ МСК к участию в конкурсе. В соответствии с информацией, приведенной ОАО "МРСК Сибири" в указанном письме, заявка ОАО "СГ МСК" признана не соответствующей требованиям документации (п. 5.3.1.3) и п. 1 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов - нотариально заверенная копия доверенности N 046 от 22.01.2010, выданной Каменевой Н.Я., содержит ограничение полномочий представителя участника в части подписания договоров страхования воздушных судов по страховой сумме не более 3 000 000 руб., в части договоров КАСКО - не более 2 000 000 руб.
К участию в Открытом конкурсе были допущены: ОАО "Страховое общество газовой промышленности"; ЗАО "ГУТА-Страхование".
Победителем по результатам проведения Открытого конкурса было признано ОАО "Страховое общество газовой промышленности".
По результатам проведения Открытого конкурса ОАО "МРСК Сибири" с ОАО "СОГАЗ" был заключен договор N 3710 AV 0001 добровольного страхования воздушного судна (КАСКО) от 07.07.2010.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, оценив доводы, лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. ОАО "МРСК Сибири" является лицом обязанным отбор финансовой организации для заключения договора страхования имущества производить путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями о размещении заказов. Обществом был объявлен Открытый конкурс. Нормы Закона о размещении заказов содержат исчерпывающий перечень документов и информации, установленный частью 4 статьи 25 Закона, представление которой может требовать заказчик при проведении конкурса.
Конкурсная документация, разработанная и утвержденная ОАО "МРСК Сибири" (пункт 6.1.3), устанавливала к участникам размещения заказа требование по представлению проекта договора, заполненного в соответствии с инструкцией, приведенной в конкурсной документации, которое не основано на нормах Закона о размещении заказов. Проведение Открытого конкурса не в соответствии с положениями Закона о размещении заказов образует состав нарушения ОАО "МРСК Сибири" части 1 статьи 18 Закона "О защите конкуренции".
2. Довод ОАО "СГ МСК" о неправомерности действий ОАО "МРСК Сибири" при проведении Открытого конкурса в связи с отказом в допуске к участию в конкурсе по причине не соответствия заявки требованиям конкурсной документации и Закона о размещении заказов, Комиссией признан не обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом (представляемым) другому лицу (представителю) для представительства перед третьими лицами (статья 185 ГК РФ). Заявка на участие в Открытом конкурсе, поступившая от ОАО "СГ МСК", была подписана представителем общества - Каменевой Н.Я., действовавшей на основании доверенности N 046 от 22.01.2010, пава которой на заключение договоров страхования были ограничены лимитами страховых сумм по видам страхования, в том числе по страхованию воздушных судов со страховой сумме - не более 3 000 000,00 руб., договоров добровольного страхования (КАСКО) - не более 2 000 000,00 руб. (пп. 7.10, 7.14 доверенности). Полномочия на участие представителя на основании указанной доверенности в тендерах (конкурса), проводимых, в том числе организациями, не определяли специальным образом право на участие указанного лиц в торгах независимо от величины страховой суммы. При этом заявка на участие в Открытом конкурсе, которая была подписана представителем ОАО "СГ МСК", содержала предложение заключить договор страхования с ценой договора, превышающей лимиты страховых сумм по договорам страхования, право на заключение которых было получено по доверенности, на основании которой действовало лицо. Нормы подп. "в" пункта 1 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов содержат требования о подтверждении полномочий лица на осуществление действий от имени участника размещения заказов с соответствующим объемом прав.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО "МРСК Сибири", принимая решение о признании заявки ОАО "СГ МСК" на участие в Открытом конкурсе не соответствующей требованиям конкурсной документации и Закону о размещении заказов, действовало в соответствии с положениями конкурсной документации и нормами Закону о размещении заказов.
Таким образом, обстоятельств, свидетельствующие о неправомерных действиях ОАО "МРСК Сибири", направленных на сокращение числа участников Открытого конкурса - ограничение конкуренции при его (Открытого конкурса) проведении, Красноярским УФАС России при рассмотрении дела установлены не были. Нарушение ОАО "МРСК Сибири" требований части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" при проведении Открытого конкурса не выявлено.
3. По результатам проведения Открытого конкурса между ОАО "МРСК Сибири" и победителем Открытого конкурса - ОАО "СОГАЗ" был заключен договор N 3710 AV 0001 добровольного страхования воздушного судна (КАСКО) от 07.07.2010.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции", решила:
Признать ОАО "МРСК Сибири" нарушившим требования части 1 статьи 18 Закона "О защите конкуренции" при проведении Открытого конкурса на право заключения договора страхования воздушного судна КАСКО для нужд ОАО "МРСК Сибири" N 10-1001-М.
Прекратить рассмотрение дела о нарушении ОАО "МРСК Сибири" части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" в связи с отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
В связи с заключением договора добровольного страхования воздушного судна (КАСКО) по результатам проведения Открытого конкурса на право заключения договора страхования воздушного судна КАСКО для нужд ОАО "МРСК Сибири" N 10-1001-М предписание не выдавать.
Председатель Комиссии |
|
О.П.Харченко |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
Я.Ю.Бычкова |
|
|
|
|
|
Т.Н.Мосина |
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
338.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 242-17/18-10 (опубликовано 19 декабря 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016