Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
N 72 (опубликовано 24 января 2012 г.)
Резолютивная часть оглашена 21 декабря 2011 года
В полном объеме изготовлено 23 января 2012 года
23 января 2012 г. г. Екатеринбург
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в составе (Приказ Свердловского УФАС России от 20.10.2011 N 496):
Колотовой Т.Р. - руководителя управления, председателя Комиссии;
Анисимовой Ю.В. - начальника отдела ограничения монополистической деятельности, члена Комиссии;
Сухорукова А.С. - главного специалиста-эксперта отдела ограничения монополистической деятельности, члена Комиссии;
При участии в качестве:
заявителя - гражданина Пинигина Т.В.;
ответчика - ЗАО "Управление тепловыми сетями" - Рубцова В.В. (доверенность N 380/01-09 от 16.11.2011, далее - ЗАО "УТС"),
заинтересованного лица - ООО "ЖКХ "Исеть" - Михалевой Р.Ф. (директор),
рассмотрев в порядке главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) дело N 72 по признакам нарушения ЗАО "Управление тепловыми сетями" ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении с 31.03.2009 от снятия показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии жителям дома N 16 по ул. Заводской в п. Исеть, что повлекло начисление платы за ГВС и теплоснабжение по нормативу потребления, установила:
Дело N 72 возбуждено приказом от 20.10.2011 N 496, определением от 20.10.2011 назначено к рассмотрению на 16.11.2011. Определением от 16.11.2011 рассмотрение дела было отложено на 21.12.2011 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а так же в связи с удовлетворением ходатайства ООО "ЖКХ "Исеть" об отложении рассмотрения дела N 72 в связи с невозможностью явки представителя Общества.
Основанием для возбуждения дела в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции явилась жалоба жителей дома N 16 по ул. Заводская п. Исеть г. Верхняя Пышма (вх. N 01-13293 от 07.09.2011) о нарушении ЗАО "УТС" Закона о защите конкуренции.
Как следует из жалобы, решением собственников помещений в данном многоквартирном доме избран непосредственный способ управления, вследствие чего с поставщиком ресурсов (ЗАО "УТС") гражданами заключены прямые договоры на поставку тепловой энергии, отопление и ГВС. Обслуживанием внутридомовых инженерных сетей на основании соответствующих договоров на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома с гражданами осуществляется ООО ЖКХ "Исеть" (г. Верхняя Пышма, п. Исеть, ул. Дружбы, 2/А, ИНН: 6666011932).
При строительстве дома для учета потребляемой тепловой энергии в доме N 16 по ул. Заводская п. Исеть был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии.
31.03.2009 и 18.11.2010 ЗАО "УТС" оформило акты допуска коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии для расчетов потребления тепловой энергии по показаниям прибора учета.
Вместе с тем, начиная с 31.03.2009 ЗАО "УТС" выставляет счета (квитанции) к оплате гражданам за ГВС и теплоэнергию по нормативу потребления, а не по показаниям прибора учета.
Граждане обращались в ЗАО "УТС" с просьбами о перерасчете платы за теплоснабжение, на что Общество ответило отказом (письмо от 25.02.2011), мотивируя свои действия тем, что согласно п. 3.2.1. публичного договора на поставку тепловой энергии на отопление и ГВС, обязательства по своевременному предоставлению показаний прибора учета возложены на граждан. Индивидуальные приборы учета тепла в помещениях отсутствуют.
По мнению заявителей, ЗАО "УТС" неправомерно, начиная с 31.03.2009 (Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя) производит жителям начисления за коммунальные услуги (ГВС) по нормативу потребления, а не по показаниям коллективного прибора учета.
Заявители просят признать факт нарушения ЗАО "УТС" ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и обязать Общество производить расчеты с потребителями по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии.
Представитель ЗАО "УТС" считает, что в действиях Общества отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, в письменных объяснениях и в заседании Комиссии он пояснил следующее.
Горячую воду и тепловую энергию на отопление жители этого дома приобретают у ЗАО "УТС". Обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляет ООО "ЖКХ "Исеть".
В соответствии с ч. 8 ст. 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Часть жителей дома обратилась в ЗАО "УТС" с заявлениями о заключении соответствующих договоров.
С жителями этого дома ЗАО "УТС" были заключены следующие договоры на отпуск и потребление тепловой энергии на цели отопления и горячего водоснабжения:
договор N 45-и-09 от 01.04.2009 г., потребитель Пинигина Жанна Николаевна (квартира N 1),
договор N 43-и-09 от 01.04.09 г., потребитель Семенцова Валентина Михайловна (квартира N 2),
договор N 44-и-09 от 01.04.09 г., потребитель Макарова Светлана Васильевна (квартира N 3),
договор N 51-и-09 от 01.04.09 г, потребитель Ляшенко Сергей Александрович (квартира N 4),
договор N 47-и-09 от 01.04.09 г., потребитель Демин Александр Юрьевич (квартира N 5),
договор N 50-и-09 от 01.04.09 г., потребитель Воробьев Денис Владимирович (квартира N 6),
договор N 54-и-09 от 01.04.09 г., потребитель Никифоров Александр Алексеевич (квартира N 7),
договор N 53-и-09 от 01.04.09 г., потребитель Кондратьев Юрий Геннадьевич (квартира N 9),
договор N 48-и-09 от 01.04.09 г., потребитель Курская Наталья Анатольевна (квартира N 10),
договор N 56-и-09 от 01.04.09 г., потребитель Хоренженко Галина Васильевна (квартира N 11),
договор N 55-и-09 от 01.04.09 г., потребитель Килунова Бибисания Миннехановна (квартира N 12),
договор N 46-и-09 от 01.04.09 г., потребитель Грачева Юлия Сергеевна (квартира N 14).
Все договоры по содержанию идентичны. В соответствии с пунктами 1.1. вышеуказанных договоров Поставщик (ЗАО "УТС") обязуется поставлять через присоединенную сеть Потребителю тепловую энергию в горячей воде, а потребитель обязуется принимать и оплачивать принятую тепловую энергию, обеспечивать безопасность эксплуатации и исправность находящихся на его балансе инженерных сетей, приборов учета и контроля.
Границей эксплуатационной ответственности между сетями Поставщика и потребителя является наружная стена многоквартирного жилого дома, в котором расположено жилое помещение потребителя.
В соответствии с пп. 3.2.1. договоров, потребители обязаны ежемесячно в срок до 1-го числа передавать показания счетчика поставщику, письменно или по телефону. В случае не предоставления показаний счетчика, начисления будут производиться по нормативам потребления, установленным органом местного самоуправления (в этом подпункте речь идет об индивидуальных приборах учета горячей воды в квартирах жильцов).
По отношению к потребителям ЗАО "УТС" является ресурсоснабжающей организацией (в соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
ООО "ЖКХ "Исеть" обслуживает внутридомовые инженерные системы и является по отношению к потребителям исполнителем коммунальных услуг (в соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
Наружная стена дома является точкой раздела сетей между ЗАО "Управление тепловыми сетями" и ООО "ЖКХ "Исеть" по признаку обязанностей содержания и обслуживания.
Между ЗАО "УТС" и ООО "ЖКХ "Исеть" в отношении дома по ул. Заводская, 16 нет никаких договорных и финансовых отношений. Между ООО "ЖКХ "Исеть" и гражданами-потребителями по ул. Заводская, 16 заключены соответствующие договоры на обслуживание дома.
В 2009 году в адрес ЗАО "УТС" обратился ЖСК "Исеть" в целях оформления допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. Между ЗАО "УТС" и ЖСК "Исеть" был оформлен Акт от 31.03.2009 г. допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя на период с 31 марта 2009 года по 15 сентября 2009 года.
18 ноября 2010 года между ЗАО "УТС" и старшим по дому Ляшенко С.А. был оформлен Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя на период с 18 ноября 2010 года по 15 сентября 2011 года.
06 октября 2011 года между ЗАО "УТС" и ООО "ЖКХ "Исеть" был оформлен Акт недопуска в эксплуатацию узла коммерческого учета тепловой энергии в связи с его несоответствием требованиям Правил учета тепловой энергии и теплоносителя. В настоящее время узел учета тепловой энергии неисправен.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии расположен в подвале дома и находится вне зоны эксплуатационной ответственности ЗАО "УТС".
В соответствии с ч. 9 ст. 13 ФЗ РФ N 261-ФЗ от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки и т.д.
Собственники дома по ул. Заводская, 16 не обращались в ЗАО "УТС" с предложением о заключении с ними договора на оказание услуг по эксплуатации общедомового прибора учета тепловой энергии. (см. текст в предыдущей редакции)
В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, обязанность по снятию ежемесячно показаний общедомовых приборов учета возлагается на Исполнителя.
Таким образом, одной из обязанностей ООО "ЖКХ "Исеть" (исполнителя) является, при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета, обязанность ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
Ни ООО "ЖКХ "Исеть", ни какое-либо иное уполномоченное потребителями лицо в ЗАО "УТС" показания общедомового прибора учета не передавало. Соответственно, использовать его показания в начислениях потребителям платы за услуги отопления ЗАО "УТС" не имело возможности.
Все квартиры этого дома уже с момента постройки оборудованы индивидуальными приборами учета горячей воды. Потребители ежемесячно предоставляют в ЗАО "УТС" показания индивидуальных приборов учета горячей воды.
Расчеты с потребителями за поставленную горячую воду ведутся за фактически потребленный объем горячей воды на основании показаний их индивидуальных приборов учета.
Согласно п. 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, зарегистрированных в Минюсте России 25.09.95 за N 954, перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителя.
В соответствии с вышеуказанным пунктом Правил были составлены 31.03.2009 и 18.11.2010 акты допуска коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии для расчетов потребления тепловой энергии по показаниям прибора учета, а 06.10.2011 акт недопуска в эксплуатацию узла коммерческого учета тепловой энергии потребителей. ЗАО "УТС" 17.11.2011 был оформлен акт повторного допуска в эксплуатацию узла коммерческого учета тепловой энергии потребителей.
Представитель ООО "ЖКХ "Исеть" в письменных объяснениях и в заседании Комиссии пояснил, что жителями многоквартирного жилого дома по адресу: п. Исеть ул. Заводская, 16 с 01.04.2009 года реализовано право выбора способа управления многоквартирным домом - непосредственное управление.
В соответствии со статьей 164 ЖК РФ договора на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома заключены с ООО "ЖКХ Исеть". Договоры холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления заключаются каждым собственником помещения от своего имени с ресурсоснабжающей организацией.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, установлено, что исполнитель при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация производящая или приобретающая коммунальные услуги.
ООО "ЖКХ Исеть" не производит и не приобретает коммунальные услуги для нужд населения, поэтому не является исполнителем. В соответствии с п.п. "е" 49 Правил исполнитель обязан ежемесячно снимать показания приборов учета.
Оценив в соответствии с п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции полученные и исследованные в порядке ст. 25, ч. 2 ст. 39, ст. 44, ч. 4 и ч. 5 ст. 45 Закона о защите конкуренции доказательства, а также доводы, представленные лицами, участвующими в деле, заключения и пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
Федеральный закон от 26.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ст.1).
Антимонопольным законодательством согласно ч.1 ст.3 Закона о защите конкуренции определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.
При этом под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно ст.2 закона:
9) потребитель (здесь и далее выделено нами) тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;
11) теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
14) система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;
16) теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
28) единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В 1998 году для обслуживания и ремонта тепловых трасс и поставки тепловой энергии жителям города Верхней Пышмы было создано муниципальное предприятие "Управление тепловыми сетями". В августе 2003 года, согласно программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства, произошла смена организационно-правовой формы, и было создано закрытое акционерное общество "Управление тепловыми сетями", которому передан весь хозяйственный комплекс муниципального образования, связанный с генерацией и передачей тепловой энергии потребителям.
ЗАО "УТС" на сегодняшний день - основная теплоснабжающая организация на территории городского округа Верхняя Пышма.
Предприятие обслуживает:
- 13 тепловых пунктов, регулирующих режим подачи тепловой энергии;
- около 60 км тепловых сетей, расположенных непосредственно в городе;
- около 16 км сетей на территории поселков Исеть, Ольховка, Кедровое, Соколовка, Красный, села Балтым;
- 10 котельных, 8 из которых работают на газе и 2 - на твердом топливе.
Система теплоснабжения открытая, двух-, трех- и пятитрубная. Тепловая сеть от тепловых пунктов до потребителей проложена в основном подземно в железобетонных или кирпичных каналах.
На балансе предприятия находится 43,256 километра тепловых сетей в двухтрубном исчислении (средний диаметр трубопроводов 126 мм) и 13 тепловых пунктов, регулирующих режим подачи тепла и горячей воды потребителям.
ЗАО "УТС" осуществляет следующие виды деятельности:
- транспортировку тепловой энергии потребителям города Верхней Пышмы;
- капитальный ремонт и обслуживание тепловых сетей, оборудования и теплопунктов;
- наладку режимов работы индивидуальных тепловых узлов потребителей;
- установку режимов работы индивидуальных тепловых узлов потребителей;
- установку, прием в эксплуатацию и обслуживание приборов учета тепловой энергии;
- эксплуатацию котельных мощностью до 10 Гкал/час и снабжение тепловой энергией жителей поселков;
Постановлением РЭК Свердловской области от 23.12.2010 N 165-ПК для ЗАО "УТС" утверждены тарифы на производство тепловой энергии. Постановлением РЭК Свердловской области от 23.12.2010 N 166-ПК для ЗАО "УТС" утверждены тарифы на передачу тепловой энергии.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.
В силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к естественно-монопольным видам деятельности. При этом под передачей тепловой энергии (теплоносителя) понимается совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя. Передача тепловой энергии осуществляется теплосетевой и (или) теплоснабжающей организациями с использованием тепловых сетей, находящихся у них на праве собственности (ином законном основании).
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии в силу ч.5 ст.5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим.
Теплоснабжающая организация является владельцем теплогенерирующего оборудования, с использованием которой осуществляется выработка тепловой энергии для отопления потребителей, проживающих по ул. Заводская в доме N 16 п. Исеть г. Верхняя Пышма.
В эксплуатации теплоснабжающей организации также находятся тепловые сети, с использованием которых организация осуществляет поставку тепловой энергии, а также заявителям, в связи с чем, выступает по отношению к указанным абонентам в качестве теплоснабжающей организации.
В соответствии с п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст.2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.
Таким образом, Комиссия установила, что на момент совершения рассматриваемых действий ЗАО "УТС" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче и производству тепловой энергии.
Из материалов дела следует, решением собственников помещений в данном многоквартирном доме избран непосредственный способ управления, вследствие чего с поставщиком ресурсов (ЗАО "УТС") гражданами заключены прямые договоры на поставку тепловой энергии, отопление и ГВС. Обслуживанием внутридомовых инженерных сетей на основании соответствующих договоров на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома с гражданами осуществляется ООО ЖКХ "Исеть" (г. Верхняя Пышма, п. Исеть, ул. Дружбы, 2/А, ИНН: 6666011932).
При строительстве дома, для учета потребляемой тепловой энергии в доме N 16 по ул. Заводская п. Исеть был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии.
В 2009 году в адрес ЗАО "УТС" обратился ЖСК "Исеть" в целях оформления допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. Между ЗАО "УТС" и ЖСК "Исеть" был оформлен Акт от 31.03.2009 г. допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя на период с 31 марта 2009 года по 15 сентября 2009 года.
18 ноября 2010 года между ЗАО "УТС" и старшим по дому Ляшенко С.А. был оформлен Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя на период с 18 ноября 2010 года по 15 сентября 2011 года.
06 октября 2011 года между ЗАО "УТС" и ООО "ЖКХ "Исеть" был оформлен Акт недопуска в эксплуатацию узла коммерческого учета тепловой энергии в связи с его несоответствием требованиям Правил учета тепловой энергии и теплоносителя. ЗАО "УТС" 17.11.2011 был оформлен акт повторного допуска в эксплуатацию узла коммерческого учета тепловой энергии потребителей в жилом доме N 16 по ул. Заводская.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с п.п. "е" 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, исполнитель обязан при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 3 Правил N 307 ЗАО "УТС" является исполнителем коммунальных услуг для потребителей в жилом доме N 16 по ул. Заводская.
Согласно п. 4 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) ущемления интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях ЗАО "Управление тепловыми сетями" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в уклонении с 31.03.2009 от снятия показаний коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии жителям дома N 16 по ул. Заводской в п. Исеть, что повлекло начисление платы за ГВС и теплоснабжение по нормативу потребления.
При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления. При этом Комиссия учитывает следующие обстоятельства.
Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 5 статьи 39 ФЗ "О защите конкуренции").
Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица несут административную ответственность за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ.
За злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке ст. 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц.
Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ осуществляют его законные представители. При этом законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В соответствии с ч. 1.2. ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия (ч. 2 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции").
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать факт нарушения ЗАО "Управление тепловыми сетями" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в уклонении с 31.03.2009 от снятия показаний коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии жителям дома N 16 по ул. Заводской в п. Исеть, что повлекло начисление платы за ГВС и теплоснабжение по нормативу потребления и ущемило права и законные интересы граждан.
Выдать ЗАО "Управление тепловыми сетями" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем использования (начисления) при расчетах с потребителями, проживающими в доме N 16 по ул. Заводской в п. Исеть г. Верхняя Пышма (Свердловская область), начиная с 26.12.2011 года показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии.
Законному представителю ЗАО "Управление тепловыми сетями" надлежит явиться 28 февраля 2012 года в 10 часов 00 минут в Свердловское УФАС России (620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 11, каб. 219) для составления протокола об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ с документами, удостоверяющими личность и служебное положение.
4. ЗАО "Управление тепловыми сетями" на основании статьи 25 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" надлежит в срок до 17 февраля 2012 года представить в Свердловское УФАС России:
выписку из учредительных документов ЗАО "Управление тепловыми сетями", подтверждающую полномочия законного представителя юридического лица;
копию протокола о назначении законного представителя ЗАО "Управление тепловыми сетями";
сведения о размере выручки ЗАО "Управление тепловыми сетями" полученной от оказания услуг по теплоснабжению с 01.01.2010 по 31.12.2010 (указать сумму в рублях в денежном выражении без учета НДС и представить в отдельной справке, заверить надлежащем образом);
отчет о прибылях и убытках ЗАО "Управление тепловыми сетями" за 2010 год по форме N 2 по ОКУД "Отчет о прибылях и убытках", утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 года N 67н.
Председатель Комиссии |
Т.Р. Колотова
|
Члены Комиссии |
Ю.В. Анисимова
А.С. Сухоруков
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Свердловской области.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 72
23 января 2012 г. г. Екатеринбург
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в составе (Приказ Свердловского УФАС России от 20.10.2011 N 496):
Колотовой Т.Р. - руководителя управления, председателя Комиссии;
Анисимовой Ю.В. - начальника отдела ограничения монополистической деятельности, члена Комиссии;
Сухорукова А.С. - главного специалиста-эксперта отдела ограничения монополистической деятельности, члена Комиссии;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании п.2 решения Свердловского УФАС России от 12 января 2012 г. по делу N 72, предписывает:
ЗАО "Управление тепловыми сетями" прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем использования (начисления) при расчетах с потребителями, проживающими в доме N 16 по ул. Заводской в п. Исеть г. Верхняя Пышма (Свердловская область), начиная с 26.12.2011 года показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии.
О выполнении настоящего предписания сообщить в течение 3 (трёх) дней с момента исполнения предписания.
Председатель Комиссии |
Т.Р. Колотова
|
Члены Комиссии |
Ю.В. Анисимова
А.С. Сухоруков
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области N 72 (опубликовано 24 января 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016