Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 9 июля 2015 г. N 38-14.9Ч.1/15
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) <> рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 38-14.9ч.1/15, возбужденного начальником отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России <> в отношении Главы Администрации Миасского городского округа Челябинской области (далее - Администрация) <> __________ года рождения, место рождения: _________________________________________________, зарегистрирован по адресу: __________________________________________________, паспорт: серия: __________, номер: ____________, выдан: ________________________
_________________________________________________, дата выдачи: ____________, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отсутствие Главы Администрации Миасского городского округа Челябинской области <> надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, которым разъяснены права знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также положения статьи 51 Конституции РФ и иные процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ (определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 38-14.9ч.1/15, проведении административного расследования и об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, от 06.04.2015, протокол N 38-14.9ч.1/15 об административном правонарушении от 25.05.2015, определение о продлении срока рассмотрения дела N 38-14.9ч.1/15 об административном правонарушении и о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 38-14.9.ч.1/15 от 25.05.2015), установил:
Решением Собрания депутатов Миасского округа от 24.01.2014 N 1 на должность Главы Администрации назначен <> Согласно Контракту с Главой Администрации от 27.01.2014 срок исполнения <> полномочий Главы Администрации установлен с 27.01.2014 по 26.01.2016. В соответствии с Распоряжением Главы Администрации от 27.01.2014 N 11-рк <> назначен на должность Главы Администрации с 27.01.2014.
В соответствии со статьей 26 Устава Миасского городского округа (далее - Устав) Глава Администрации является должностным лицом, назначаемым на должность Главы Администрации по контракту.
Согласно частям 1, 4 статьи 57 Устава Глава Администрации возглавляет Администрацию и в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом, решениями Собрания депутатов Миасского городского округа, издает постановления Администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области, а также распоряжения Администрации по вопросам организации работы Администрации.
Таким образом, Глава Администрации <> несет ответственность за подписываемые им постановления.
Глава Администрации <> подписал Постановления Администрации:
- от 26.02.2014 N 1270 (в редакции Постановления Администрации от 13.11.2014 N 6683), которым утверждено муниципальное задание на предоставление муниципальных услуг МБУ "Архитектурно-планировочный центр Миасского городского округа" (далее - МБУ "АПЦ") на 2014 год (далее - муниципальное задание на 2014 год);
- от 15.01.2015 N 89, которым утверждено муниципальное задание на предоставление муниципальных услуг и выполнение муниципальной работы МБУ "АПЦ" на 2015 год (далее - муниципальное задание на 2015 год).
Путем подписания указанных постановлений Главой Администрации <> совершены действия, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Так, согласно муниципальному заданию на 2014 год наименования муниципальных услуг определены, как: "Подготовка проектов межевания земельных участков, в т.ч. под многоквартирными жилыми домами"; "Подготовка и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане застроенных земельных участков и незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства".
Согласно муниципальному заданию на 2015 год наименования муниципальных услуг определены, как: "Подготовка проектов межевания земельных участков, в т.ч. под многоквартирными жилыми домами"; "Подготовка и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане застроенных земельных участков и незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства", наименование муниципальной работы - "Подготовка и выдача технических планов на нежилые здания и помещения, сооружения, объекты незавершенного строительства и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности".
Предоставление муниципальных услуг и муниципальной работы оказывается МБУ "АПЦ" за счет субсидий из бюджета Миасского городского округа.
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения N 44 от 27.02.2014 между учредителем и муниципальным бюджетным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальной услуги (выполнение работ), пунктом 1 дополнительного соглашения N 120 от 14.07.2014 к указанному соглашению размер субсидий на 2014 год составляет 3 592 680, 88 рублей.
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения N 20 от 29.01.2015 между учредителем и муниципальным бюджетным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальной услуги (выполнение работ), размер субсидий на 2015 год составляет 3 628 675, 62 рублей.
Потребители муниципальной услуги - нужды Миасского городского округа.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
В соответствии с частью 1 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать "определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг".
Из положений БК РФ следует, что работы, услуги бюджетного учреждения должны формироваться и оказываться категориям физических и (или) юридических лиц, а не обеспечивать потребность муниципального образования.
1). Согласно пункту 3.2 раздела 1 муниципальных заданий на 2014 и 2015 годы одним из показателей объема муниципальной услуги является площадь разработанных проектов межевания территории, в том числе: под индивидуальное жилищное строительство и многоквартирные жилые дома, под объектами инфраструктуры. Источником информации о значении показателя являются утвержденные проекты межевания территории.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах ОМСУ) к вопросам местного значения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Пунктом 1 раздела 3.2.2 Постановления Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации" установлено, что проект межевания территорий разрабатывается соответствующими органами местного самоуправления или по заявкам собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3 статьи 43 ГрК РФ).
Соответственно, применительно к рассматриваемому случаю деятельность МБУ "АПЦ" по выполнению на основании муниципальных заданий на 2014 и 2015 годы работ по подготовке проектов межевания территории по существу направлена на обеспечение за счет средств местного бюджета потребностей муниципального образования "Миасский городской округ" в работах, необходимых для решения Администрацией вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления.
На основании части 8 статьи 45 ГрК РФ (в редакции от 22.10.2014) подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (пункт 3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах ОМСУ (в редакции от 04.10.2014)).
На момент утверждения МБУ "АПЦ" муниципальных заданий на 2014 и 2015 годы действовал Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (статья 1 Закона о контрактной системе).
Согласно статье 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, должны соответствовать данному закону.
Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Следовательно, применение Закона о контрактной системе является обязательным условием при использовании средств местного бюджета, которые направляются на оплату услуг для муниципальных нужд.
Исходя из системного толкования законодательства, выполнение работ по подготовке проектов межевания территории относится к муниципальным нуждам, обеспечение которых с 01 января 2014 года должно осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, например, посредством проведения конкурентных процедур.
Подписание Главой Администрации <> Постановления Администрации от 26.02.2014 N 1270 (в редакции Постановления Администрации от 13.11.2014 N 6683), которым утверждено муниципальное задание на 2014 год, и Постановления Администрации от 15.01.2015 N 89, которым утверждено муниципальное задание на 2015 год, привело к выдаче Администрацией МБУ "АПЦ" муниципальных заданий на выполнение работ, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами, с нарушением требований БК РФ и Закона о контрактной системе противоречит требованиям антимонопольного законодательства.
Установив безальтернативный порядок выполнения работ по подготовке проектов межевания территории посредством выдачи муниципальных заданий без проведения конкурентных процедур Администрация создала необоснованные преимущества осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта определенной организационно-правовой формы - МБУ "АПЦ", в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур, и в случае признания победителями - выполнять указанные работы.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2).
Таким образом, подписание Главой Администрации <> Постановлений Администрации от 26.02.2014 N 1270 (в редакции Постановления Администрации от 13.11.2014 N 6683) и от 15.01.2015 N 89 привело к утверждению муниципальных заданий на 2014 и 2015 годы в части выполнения работ по подготовке проектов межевания территории и созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности МБУ "АПЦ", что могло привести к устранению конкуренции при размещении муниципального заказа на выполнение указанных работ и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2). Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Закона об общих принципах ОМСУ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Под полномочиями органов местного самоуправления понимают закрепленный нормами муниципального права (федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, местными нормативными актами) за органами и должностными лицами местного самоуправления комплекс прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения на территории муниципального образования. Полномочия являются составной частью понятия "компетенция", включающего также предметы ведения, т.е. сферы деятельности, в которых действует компетентный в них орган. Полномочия органов местного самоуправления включают в себя два вида:
1) собственные полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, которые признает за ними государство;
2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы и должностные лица местного самоуправления.
Исполнение полномочий органами местного самоуправления связано с решением вопросов местного значения.
Действующее законодательство не содержит положений, указывающих на то, что вопросы местного значения, равно как и полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в части либо в полном объеме могут быть переданы муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным автономным учреждениям.
Возможность создания муниципального бюджетного учреждения в целях осуществления непосредственно полномочий органов местного самоуправления, не только не предусмотрена действующим законодательством, но прямо запрещена Законом о защите конкуренции.
Согласно пункту 3.1 раздела 2 муниципальных заданий на 2014 и 2015 годы показателями, характеризующими качество услуги, являются подготовка и выдача схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории застроенных земельных участков и незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства. Показателем объема указанной муниципальной услуги является количество земельных участков, на которые подготовлены схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Тогда как подготовка и выдача схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Так, согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта согласно пункту 4 статьи 30 ЗК РФ осуществляется в следующем порядке:
- проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Соответственно, проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) может быть осуществлено только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет.
Для проведения государственного кадастрового учета образуемого земельного участка необходимо предоставление межевого плана, который изготавливается на основании утвержденной уполномоченным органом муниципального образования схемы расположения земельного участка (статьи 22, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно пунктам 1, 5 и 7 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
В соответствии с пунктами 1, 5, 7 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, на основании частей 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Более того, согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом об общих принципах ОМСУ и уставами муниципальных образований.
Соответственно, подготовка и выдача схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка является муниципальной услугой, которая должна предоставляться органом местного самоуправления в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
МБУ "АПЦ" осуществляет деятельность, приносящую доход. Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Следовательно, МБУ "АПЦ" является хозяйствующим субъектом.
Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Данная норма носит императивный (безусловный) характер, при этом доказывание факта ограничения конкуренции не требуется.
Подписание Главой Администрации <> Постановлений Администрации от 26.02.2014 N 1270 (в редакции Постановления Администрации от 13.11.2014 N 6683) и от 15.01.2015 N 89 привело к утверждению муниципальных заданий на 2014 и 2015 годы в части подготовки и выдачи схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка и наделению хозяйствующего субъекта - МБУ "АПЦ" полномочиями органа местного самоуправления, что является нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ).
В соответствии с примечанием к указанной статье под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Действия должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, являются составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
На составление настоящего протокола Главой Администрации <> представлены письменные пояснения о том, что у муниципального образования отсутствует потребность в выполнении работ по подготовке проектов межевания земельных участков, в том числе под многоквартирными домами. Потребителями данной услуги выступают конкретные физические и юридические лица, являющиеся собственниками помещений в многоквартирных домах или собственники индивидуальных жилых домов, у которых после проведения межевания земельных участков и постановке их на кадастровый учет возникает право на благоустройство и формирование придомовой территории. При этом Главой Администрации <> полагает, что отсутствуют квалифицирующие признаки, которые позволили бы отнести выполнение указанных работ к муниципальным нуждам. МБУ "АПЦ" проводились работы по подготовке и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровом плане застроенных и незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, так как в штате Администрации отсутствуют специалисты, которые бы обладали необходимой для выполнения этих работ квалификацией. Однако постановления Администрации об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории не изготавливались и выдавались непосредственно Администрацией. Поэтому Глава Администрации <> полагает, что нельзя говорить о наделении МБУ "АПЦ" полномочиями органа местного самоуправления.
Указанные доводы не могут быть приняты должностным лицом антимонопольного органа во внимание по основаниям, изложенным ранее в настоящем постановлении. Кроме того, состав правонарушения при неисполнении запретов, предусмотренных статьей 15 Закона о защите конкуренции, является формальным и не требует наступления конкретных негативных последствий. Сам факт утверждения МБУ "АПЦ" муниципального задания в части подготовки и выдачи схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка свидетельствует о наделении МБУ "АПЦ" полномочиями органа местного самоуправления и дает указанному хозяйствующему субъекту право осуществлять указанные полномочия, что запрещено антимонопольным законодательством.
На рассмотрение настоящего дела Глава Администрации <> надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела (уведомление Почты России о возврате определения о продлении срока рассмотрения дела N 38-14.9ч.1/15 об административном правонарушении и о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 25.05.2015 ввиду истечения срока хранения), не явился, дополнительных пояснений не представил, ходатайств и отводов не заявлял.
В соответствии с пунктом 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Объектом правонарушений по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере антимонопольного регулирования с участием органов власти и органов местного самоуправления.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, составляют нарушения запретов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключение предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Объективная сторона правонарушения, совершенного Главой Администрации <> выразилась в нарушении указанным должностных лицом при подписании Постановлений Администрации от 26.02.2014 N 1270 (в редакции Постановления Администрации от 13.11.2014 N 6683) и от 15.01.2015 N 89 предусмотренных частями 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запретов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат в числе прочих выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Одним из элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона, в числе характерных признаков которой имеется вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Вина Главы Администрации <> выразилась в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при подписании Постановлений Администрации от 26.02.2014 N 1270 (в редакции Постановления Администрации от 13.11.2014 N 6683) и от 15.01.2015 N 89, которыми утверждены муниципальные задания на 2014 и 2015 с нарушением положений действующего законодательства.
Глава Администрации <> при подписании Постановлений Администрации от 26.02.2014 N 1270 (в редакции Постановления Администрации от 13.11.2014 N 6683) и от 15.01.2015 N 89 должен принять все зависящие от него меры по проверке соответствия конкретных актов требованиям действующего законодательства.
Соответственно, указанное должностное лицо могло обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению, в том числе путем отказа от подписания указанных постановлений, направления их на доработку и т.п.
В материалы административного дела документов, подтверждающих, что <> были приняты все возможные меры по недопущению нарушения, не представлено.
Подписание Главой Администрации <> Постановлений Администрации от 26.02.2014 N 1270 (в редакции Постановления Администрации от 13.11.2014 N 6683) и от 15.01.2015 N 89 повлекло вступление в силу актов, нарушающих антимонопольное законодательство, о чем указано в решении по делу N 03-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства.
С учетом указанных обстоятельств, Глава Администрации <> должен был осознавать, что его действия не соответствуют законодательству, т.е. противоправный характер своих действий, мог предвидеть наступление вредных последствий.
Исходя из изложенного, Глава Администрации <> несет ответственность за допущенные нарушения.
Таким образом, в действиях Главы Администрации <> выразившихся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при подписании Постановлений Администрации от 26.02.2014 N 1270 (в редакции Постановления Администрации от 13.11.2014 N 6683) и от 15.01.2015 N 89, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Администрация расположена по адресу: пр. Автозаводцев, д. 55, г. Миасс, 456300.
Постановление Администрации N 6683 "О внесении изменений в постановление Администрации от 26.02.2014 N 1270 "Об утверждении Муниципального задания на предоставление муниципальных услуг МБУ "АПЦ" на 2014 год"" утверждено 13.11.2014.
Постановлений Администрации N 89 "Об утверждении Муниципального задания на предоставление муниципальных услуг и выполнение муниципальной работы МБУ "АПЦ" на 2015 год" утверждено 15.01.2015.
Таким образом, местом совершения административного правонарушения является пр. Автозаводцев, д. 55, г. Миасс, 456300, временем совершения административного правонарушения -13.11.2014 и 15.01.2015.
Факт совершения административного правонарушения Главой Администрации <> подтверждается протоколом по делу N 38-14.9ч.1/15 об административном правонарушении от 25.05.2015, а также другими материалами дела.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности.
Данное административное правонарушение посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования товарных рынков, в связи с конкуренцией между хозяйствующими субъектами, что является необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности.
Государственное регулирование в области поддержки конкуренции и нормального функционирования товарных рынков обусловлено необходимостью защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публичных правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, также не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольной службы в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.
Кроме того, о значительной степени общественной опасности рассматриваемого правонарушения свидетельствуют установленный КоАП РФ значительный размер штрафа и годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, в данном случае невозможно квалифицировать рассматриваемое правонарушение в качестве малозначительного.
Должностное лицо антимонопольного органа, всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснив обстоятельств настоящего дела об административном правонарушении, приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении настоящего дела учтены личность правонарушителя, совершение подобного административного правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность. Деяние, являющееся составом административного правонарушения, не содержит иных составов административных правонарушений.
Поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении, на основании части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ является принятие комиссией Челябинского УФАС России решения по делу N 03-07/15, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства (исх. N 4292/07 от 18.03.2015) (размещено в сети Интернет на официальном сайте Челябинского УФАС России www.chel.fas.gov.ru).
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, составляет один год со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (части 1, 6 статьи 4.5 КоАП РФ).
Решение по делу N 03-07/15, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, изготовлено в полном объеме 18 марта 2015 года, соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности Главы Администрации <> на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ, постановил:
1. Признать Главу Администрации Миасского городского округа Челябинской области <> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
2. Привлечь Главу Администрации Миасского городского округа Челябинской области <> к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Штраф должен быть перечислен в доход бюджета. КБК 16111602010016000140, ОКТМО 75742000 на счет федерального казначейства: УФК по Челябинской области (Челябинское УФАС России), банк получателя: Отделение Челябинск, г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа <> предлагается направить в Челябинское УФАС России (телефон/факс: (351) 263-18-39) надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд с учетом местожительства должностного лица и юрисдикции антимонопольного органа.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 июля 2015 г. N 38-14.9Ч.1/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016