Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
от 19 ноября 2013 г. N 487/04-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Приморское УФАС России) в составе:
Председатель комиссии: - заместитель руководителя;
Члены комиссии:
- ведущий специалист - эксперт отдела контроля размещения заказов;
- специалист - эксперт отдела контроля размещения заказов,
рассмотрев жалобу организации с ограниченной ответственностью "ЛАР",
в присутствии:
от Заявителя:- представитель по доверенности;
- представитель по доверенности;
от Заказчика:- представитель по доверенности;
- представитель по доверенности, установила:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "ЛАР" (далее - заявитель) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет" (далее - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по дератизации для "Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа" филиала ФГБОУ ВПО "Дальрыбвтуз" (извещение N 0320100011013000297) (далее - открытый аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), а именно части 1 статьи 41.6 Закона N 94 - ФЗ, так как документация об открытом аукционе не соответствует требованиям, предусмотренным частью 2.1 и частью 3.1 статьи 34 Закона N 94 - ФЗ, а именно содержит требования к участнику и оказанию услуг, которые влекут ограничение количества участников размещения заказа, а также других положений Закона N 94 - ФЗ.
Представители заказчика с доводом заявителя не согласились, представили письменные возражения, и считают, что нарушение требований Закона N 94 - ФЗ со стороны заказчика отсутствуют.
Заслушав объяснения, присутствующих при рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1-6 статьи 34 Закона N 94-ФЗ.
Согласно части 2.1 статьи 34 Закона N 94-ФЗ не допускается включать в документацию об аукционе требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом N 94 - ФЗ.
Частью 3.1 статьи 34 Закона N 94-ФЗ установлено, что документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Заявитель пояснил следующее.
1. В извещении заказчик указал классификацию товаров, работ, услуг: 8513102 "Проведение дератизационных работ", чем ограничил (число, количество) участников, так как, данный ОКПД (ОКВЭД 85.14.5) относится только к услугам, предоставляемым санитарно-профилактическими учреждениями (дезинфекционными станциями, отделениями и лабораториями санитарно-эпидемиологических станций, центрами здоровья), которые осуществляют услуги по дератизации в рамках оказания медицинской помощи.
2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет" не является медицинским учреждением, не находится в очаге инфекционных заболеваний, то есть отсутствуют показатели для привлечения специализированных компаний.
В данном случае требуется плановая, профилактическая дератизация, предусмотренная СанПином 3.5.3 1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации" (п. 2.2), согласно которым, юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляют дератизацию в производственных общественных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, на транспорте на территории городских и сельских поселений, промышленных площадок, а также в природных условиях (в очагах инфекционных зоонозных заболеваний).
В пункте 3 санитарно - эпидемиологических правил СП 3.5.3.1129-02 установлено, что в производственных общественных помещениях, зданиях, сооружениях, на транспорте, имеющих особое эпидемиологическое значении ежемесячно осуществляется дератизация по эпидемиологическим и санитарно-гигиеническим показателям.
3. В документации об открытом аукционе пункт 3 "Требование к качеству работ, указано, что работники организации (учреждения) для выполнения дератизационных и дезинсекционных работ на объектах заказчика, должны иметь специальную медицинскую подготовку по конкретным направлениям дезинфекционной деятельности (дезинсекция, дератизация).
Вместе с тем, данные требования относятся к проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации в рамках осуществления медицинской деятельности.
Заявитель считает, повышенные требования к проведению плановой дератизации на заявленном объекте неправомерными, так как указанные требования ведут к ограничению возможных участников размещения заказа.
Представитель заказчика пояснил, что лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью, проходят профессиональную подготовку и аттестацию, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами (п.2.20. СП 3.5.1378-03).
Указанные требования обязательны для физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, занимающихся дезинфекционной деятельностью (п.1.3. СП 3.5.1378-03).
На заседании Комиссии Приморского УФАС России установлено следующее.
Предметом открытого аукциона является оказание услуг по дератизации для "Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа" филиала ФГБОУ ВПО "Дальрыбвтуз". В данном случае речь не идёт о проведении дератизации в рамках осуществления медицинской деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 04.09.2012) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению (в которое включена дезинфектология), которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Услуги по дератизации для "Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа" филиала ФГБОУ ВПО "Дальрыбвтуз" оказываются не в рамках оказания медицинской помощи, и, тем самым данные услуги не относятся к медицинской деятельности.
С учётом вышеизложенного, Комиссия Приморского УФАС России считает, что для оказания услуг по дератизации в указанном случае установление повышенных и необоснованных положениями нормативно-правового акта требований к участникам размещения заказа, а именно: наличие специальной медицинской подготовки по конкретным направлениям дезинфекционной деятельности (дезинсекция, дератизация), не требуется.
Таким образом, заказчик, установив требования к участникам размещения заказа и оказанию услуг, которые влекут ограничение количества участников размещения заказа, допустил нарушение части 1 статьи 41.6 Закона N 94 - ФЗ, так как документация об открытом аукционе не соответствует требованиям, предусмотренным частью 2.1 и частью 3.1 Закона N 94 - ФЗ.
В соответствии с документацией об открытом аукционе, предметом размещенного заказа являлось оказание услуг, при этом, согласно техническому заданию документации об открытом аукционе, при оказании данных услуг предполагается использование товара.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона N 94 - ФЗ, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 3 "Требования к качеству работ" технического задания документации об открытом аукционе все выполняемые работы по дератизации и дезинсекции выполняются материалами Исполнителя и входят в стоимость работ.
При этом заказчик не установил конкретные требования к используемым при оказании данных услуг материалам.
Тем самым, заказчик, не установив в документации об открытом аукционе конкретные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика, допустил нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона N 94 - ФЗ.
Подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона N 94 - ФЗ установлено, что при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с пунктом 31 Информационной карты документации об открытом аукционе предусмотрено включение в состав первой части заявки на участие в открытом аукционе только согласия участника размещения заказа на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе.
Вместе с тем, требование об указании в первой части заявки на участие в открытом аукционе конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об открытом аукционе, в документации об открытом аукционе не установлено.
Тем самым, заказчик допустил нарушение пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона N 94 - ФЗ, так как установил требования к содержанию первой части заявки не в соответствии с частью 4 статьи 41.8 Закона N 94 - ФЗ.
Согласно пункту 13 части 3 статьи 41.6 Закона N 94 - ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При этом заказчик имеет право принимать решение воспользоваться данной возможностью или нет.
Комиссией Приморского УФАС России установлено, что документация об открытом аукционе не содержит сведений о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Тем самым, заказчик, не указав в документации об открытом аукционе сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, допустил нарушение пункта 13 части 3 статьи 41.6 Закона N 94 - ФЗ.
Следовательно, документация об открытом аукционе не соответствует требованиям Закона N 94-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 17 и статьей 60 Закона N 94-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ЛАР" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет" при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по дератизации для "Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа" филиала ФГБОУ ВПО "Дальрыбвтуз" (извещение N 0320100011013000297) обоснованной.
2. Признать по результатам проведения внеплановой проверки, что заказчик допустил нарушение:
- части 1 статьи 41.6 Закона N 94 - ФЗ, так как документация об открытом аукционе не соответствует требованиям, предусмотренным частью 2.1 и частью 3.1 статьи 34 Закона N 94 - ФЗ, а именно содержит требования к участнику размещения заказа и оказанию услуг, которые влекут ограничение количества участников размещения заказа;
- пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ, т. к. документация об аукционе не содержит все сведения, предусмотренные Законом N 94-ФЗ;
- пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона N 94 - ФЗ, так как установил требования к содержанию второй части заявки не в соответствии с частью 6 статьи 41.8 Закона N 94 - ФЗ;
- пункта 13 часть 3 статьи 41.6 Закона N 94 - ФЗ, так как заказчик не указал сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что по открытому аукциону в электронной форме на оказание услуг по дератизации для "Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа" филиала ФГБОУ ВПО "Дальрыбвтуз" (извещение N 0320100011013000297) выдано обязательное для исполнения предписание N 485/04 - 2013 от 19.11.2013.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 19 ноября 2013 г. N 487/04-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016