Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
N 08Р-28/2013 (опубликовано 21 января 2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе: <_>
рассмотрев дело N 08р-28/2013 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <_> ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), выразившегося в распространении рекламы с 03.11.2013 г. по 29.11.2013 г. посредством трансляции на телеканале "Первый канал" видеоролика следующего содержания: "Ребенка зачали Не вопрос! Цветы от студии роз!",
в присутствии:
- представителя ИП <_> <_> (доверенность от 09.01.2014 г. б/н), установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 27.11.2013 г. установлен факт распространения рекламы посредством трансляции на телеканале "Первый канал" видеоролика следующего содержания: "Ребенка зачали Не вопрос! Цветы от студии роз!" с признаками нарушения ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Определением о возбуждении дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе от 26.12.2013 г. N 08-6727 в отношении ИП <_> по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе" возбуждено дело N 08р-28/2013, которое назначено к рассмотрению на 09.01.2014 г.
На заседании Комиссии 09.01.2014 г. представитель ИП <_> <_> пояснила, что среди опрошенных по вопросу наличия либо отсутствия в рекламе нарушений рекламного законодательства имеется незначительный разрыв, в частности 8 человек проголосовали об отсутствии в рекламе нарушений законодательства о рекламе, 13 ответили утвердительно о наличии нарушений законодательства о рекламе. Также сообщила, что зачатие это физиологический процесс, в рекламе оно было преподнесено как событий радостное, в связи с чем считает, что реклама не содержит нарушений законодательства о рекламе.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, заслушав ответчика, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ "О рекламе".
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе" понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В силу абзаца 4 письма Федеральной антимонопольной службы РФ от 29.11.2010 г. N АК/41964 "Об определении критериев отнесения использованных в рекламе образов к непристойным и оскорбительным" (далее - Письмо) к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
В соответствии с абзацем 8 Письма, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.
С целью получения мнения потребителей относительно наличия либо отсутствия в вышеуказанной рекламе непристойного выражения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области "www.sahalin.fas.gov.ru" был проведен опрос, на котором был поставлен вопрос: "содержит ли реклама ("Ребенка зачали Не вопрос! Цветы от студии роз!") непристойное выражение".
По результатам проведенного опроса, 13 человек утвердительно ответили о наличии в рекламе непристойного выражения, 8 человек ответили отрицательно.
Таким образом, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что в рекламе "Ребенка зачали Не вопрос! Цветы от студии роз!" распространенной с 03.11.2013 г. по 29.11.2013 посредством трансляции видеоролика на телеканале "Первый канал" содержится непристойное выражение.
Ч. 11 ст. 5 ФЗ "О рекламе" содержит обязательное общее требование к любой рекламе: при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Ответственность за нарушения требований, установленных ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе", рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно письма Южно-Сахалинского филиала ООО "Рекламное агентство "ДВ Регион" рекламодателем указанной рекламы является ИП <_>.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя <_> следующего содержания: "Ребенка зачали Не вопрос! Цветы от студии роз!", распространенную с 03.11.2013 г. по 29.11.2013 г. посредством трансляции на телеканале "Первый канал" видеоролика, поскольку в ней нарушены требования ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области N 08Р-28/2013 (опубликовано 21 января 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016