Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N РХ-08/7663 (опубликовано 3 июля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена: "6" мая 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено: "18" мая 2015 г.
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<>
рассмотрев дело N 08-53/2015 возбужденное по признакам части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О Рекламе", в отсутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ИП <> и ИП<>), установила:
В Татарстанское УФАС России поступило обращение гражданина (вх. N2786/ж от 24.12.2014 г.) о проверке соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете "Капитал-Закамье" N 48 от 6 декабря 2014 года на странице номер 3 рекламы услуг по представлению займов.
Для объективного рассмотрения данного обращения Татарстанским УФАС России был направлен соответствующий запрос в редакцию газеты "Капитал" о предоставлении необходимой информации.
В ответ на запрос из редакции газеты "Капитал-Закамье" поступили письменные пояснения из содержания которых следует, что все рекламные макеты для публикации их в газете "Капитал-Закамье" N 48 от 06.12.2014 г. были предоставлены рекламодателем, т.е. ИП <> также были приложены:
- договор N 169 от 01.02.2011 на оказание рекламных услуг, заключенный между ИП <> и ИП <>
- заказ на оказание рекламных услуг;
- согласованный макет рекламы по предоставлению займов следующего содержания: "ДЕНЬГИ_Любые суммы, НАЛИЧНЫМИ_списание долгов перед банками ИП <>_8-909-313-11-01".
По итогам изучения представленных документов Татарстанским УФАС России было возбуждено дело N 08-53/2015 по признакам нарушения части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе").
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия пришла к следующим выводам.
В пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, размещенная в газете "Капитал-Закамье" N 48 от 6 декабря 2014 содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена в печатном издании; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
В соответствии с частью 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите, не допускается.
Стоит отметить, что в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, статьи 807, 819) и Закона о потребительском кредите услуги по предоставлению потребительских займов не являются услугами по предоставлению потребительских кредитов и наоборот. При этом кредитором по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, а заимодавцем по договору займа - иные лица.
Учитывая изложенное, в сферу регулирования части 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" подпадает исключительно реклама услуг по предоставлению потребительских займов.
Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами "О ломбардах" "О кредитной кооперации" "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" "О сельскохозяйственной кооперации"
Проанализировав федеральные законы, регламентирующие деятельность некредитных финансовых организаций, ФАС России пришло к выводу о том, что из числа финансовых организаций (в том числе некредитных финансовых организаций, поименованных в статье 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и поднадзорных Банку России, а также указанных в пункте 6 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" и не поднадзорных Банку России) индивидуальными предпринимателями могут являться только страховые брокеры.
При этом необходимо отметить, что страховые брокеры, осуществляя указанную в первом абзаце части 6 статьи 8 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" деятельность, в соответствии с третьим абзацем данной части вправе осуществлять иную связанную с оказанием услуг по страхованию и не запрещенную законом деятельность, за исключением деятельности страховщика, перестраховщика, страхового агента.
Из изложенного следует, что страховые брокеры не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.
Таким образом, согласно письму ФАС России от 31 июля 2014 г. N АД/30890/14 о рекламе финансовых услуг, несмотря на норму пункта 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите, содержащую формальное указание на возможность осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов индивидуальными предпринимателями, фактически они не имеют возможности ее осуществлять.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе признается ненадлежащей.
Из положений частей 6,7 статьи 38 Федерального Закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных частью 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06. N 38-ФЗ "О рекламе" несет ответственность рекламодатель - ИП <>и<>рекламораспространитель -<>ИП <>
Руководствуясь ч.2 п.1 ст.33, ч.1ст.36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в газете "Капитал-Закамье" N 48 от 6 декабря 2014 года на странице номер 3, поскольку в ней нарушены требования части 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Выдать ИП <> и ИП <>) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N РХ-08/7663 (опубликовано 3 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016