Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 579/02 (опубликовано 1 марта 2012 г.)
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В силу пункта 13 Правил N 307 обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее -внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
В соответствии с пунктом 3 и подпунктом "г" пункта 49 Правил N 307 управляющие организации являются исполнителями, отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, и обязаны самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
В силу пункта 5.5.6 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
ВДГО включает в себя газопроводы многоквартирного дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа (пункт 2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239; далее - Порядок N 239; пункт 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549; далее - Правила N 549).
Согласно пункту 4 Порядка N 239 техническое обслуживание ВДГО включает в себя техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, а также техническое обслуживание и ремонт бытового газоиспользующего оборудования. Минимальный объем работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, указанный в приложении N 1 к Порядку N 239, включает в себя и техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.
Также п. 10 ОСТ 153-39.3-051-2003, в соответствии с которым наша организация производит техническое обслуживание, содержит перечень необходимых при техническом обслуживании работ, в который включено и обслуживание газоиспользующего оборудования.
В соответствии с положениями Правил N 549 наличие договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования является обязательным условием заключения с потребителем договора на поставку газа.
Следовательно, обязанность по заключению договора со специализированными организациями на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования возложена на управляющую компанию.
В представленном проекте Договора раздел 5 "ответственность сторон" не содержит положения об ответственности ООО "Д_" при выявлении нарушений в эксплуатации бытового внутриквартирного газового оборудования. В свою очередь п.5.5. проекта договора предусматривает ответственность Пользователя, а Пользователем является собственник, а управляющая компания несет ответственность за неисправности внутренних устройств газоснабжения - газовых сетей дома (например при невозможности Исполнителя попасть в подъезд, на чердак или в подвал).
В представленном проекте Договора не содержится положений об обязанности ООО "Д_" обеспечивать доступ в квартиры собственниками многоквартирного дома. Пункт 2.1.2. проекта Договора предусматривает "Содействовать в обеспечении свободного доступа ___".
Право ОАО "Новгородоблгаз" на приостановление подачи газа в случае перепланировки помещений, необходимости замены не подлежащего ремонту бытового газоиспользующего оборудования, неустранимых в процессе технического обслуживания утечек газа из бытового газоиспользующего оборудования, нарушения герметичности дымоотвода газоиспользующего оборудования предусматривается договором с Поставщиком газа (ООО "Новгородская региональная компания по реализации газа), ОСТ 153-39.3-051-2003 п.п. 10.3.10, 10.3.22, Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 п.п. 45, 47.
Таким образом, в действиях филиала-треста "Новгородмежрайгаз" ОАО "Новгородоблгаз" отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 44 ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО "Д_" отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях филиала-треста "Новгородмежрайгаз" ОАО "Новгородоблгаз".
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Руководитель Управления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 579/02 (опубликовано 1 марта 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016