Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-134/2014 (опубликовано 30 июня 2015 г.)
Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии, (_)
Членов Комиссии: (_)
в присутствии:
заявителя (_)
представителя ответчика: ООО "УКХ" - (_)
о пересмотре решения по делу N07-16-134/2014 о нарушении ООО "Управление коммунального хозяйства" (ул. 1 Мая, д. 1-А, г. Новотроицк, Оренбургская область, 462353) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и выданного на его основании предписания, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, установила:
10.02.2015 Комиссией принято решение по делу N 07-16-134/2014 (исх.1475 от 10.02.2015), которым ООО "Управление коммунального хозяйства" признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженным в ущемлении прав жителей г.Новотроицка (_) (далее - Заявители) путём требования о демонтаже приборов учета тепловой энергии и сообщении о том, что с начала отопительного сезона 2014-2015 гг. начисление платы за отопление будет производиться исходя из нормативов в нарушение условий договора на учет потребленной тепловой энергии.
04.06.2015 г. в Оренбургское УФАС России поступило заявление (исх. N 01/04-2233 от 04.06.2015, вх.N 4522) ООО "Управление коммунального хозяйства" о пересмотре принятого Оренбургским УФАС России решения по настоящему делу в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами, которые не были и не могли быть известны на момент оглашения резолютивной части решения по делу, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, а именно в связи с вступлением в законную силу решений Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 19.02.2015 г., от 25.02.2015 г., в отношении лиц, участвующих в настоящем деле и по обстоятельствам, рассматриваемым Комиссией.
Согласно материалам дела, резолютивная часть решения по делу N 07-16-134/2015 о нарушении антимонопольного законодательства оглашена 28 января 2015 года. В полном объеме решение изготовлено 10.02.2015 г.
Решения Новотроицкого городского суда Оренбургской области вынесены 19.02.2015 г., 25.02.2015 по искам заявителей граждан (_) о понуждении ООО "УКХ" исполнить условия заключенных договоров на учет потребления тепловой энергии по индивидуальным приборам учета, истцам в исковых требованиях отказано ввиду того, что указанные договоры противоречат требованиям закона.
Апелляционным определением Оренбургского областного суда от 06.05.2015 г. апелляционная жалоба (_) оставлена без удовлетворения, а решение Новгородского городского суда без изменения.
Информация по названным судебным актам не была представлена в материалы дела и не была и не могла быть известна Комиссии на момент оглашения резолютивной части решения, однако имеет существенное значение для правильного разрешения дела по следующим основаниям:
Решения Новотроицкого городского суда Оренбургской области: от 19.02.2015; от 25.02.2015, от 13.03.2015 приняты по тем же обстоятельствам, что и по настоящему рассматриваемому делу в отношении тех же лиц, которые являются участниками по настоящему делу.
В соответствии со ст. 51.2 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, рассмотрев заявление ООО "Управление коммунального хозяйства" о пересмотре решения и предписания по делу N 07-16-134/2014, приняла решение о пересмотре решения и выданного на его основании предписания. Определением от 05.06.2015 исх.N 7820 о пересмотре принятого Оренбургским УФАС решения по настоящему делу, рассмотрение дела в связи с вновь открывшимися обстоятельствами было назначено на 24.06.2015 г.
В ходе заседания Комиссии (_) и ее представитель пояснили, что с заявлением ООО "УКХ" о пересмотре решения не согласны по доводам, изложенным в письменных пояснениях от 23.06.2015, в обоснование своих доводов представили в Комиссию копию решения Новотроицкого городского суда Оренбургской области 18.09.2014, вступившее в законную силу 25.10.2014.
ООО "УКХ" представило копии судебных решений Новотроицкого городского суда Оренбургской области: от 19.02.2015, вступившее в законную силу 06.05.2015; от 25.02.2015, вступившее в законную силу 13.05.2015; от 13.03.2015, вступившее в законную силу 20.05.2015.
Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
22.09.2014 в Оренбургское УФАС поступило коллективное заявление от жителей г.Новотроицка (вх. N 9858к от 22.09.2014 г.) на действия ООО "Управления коммунального хозяйства" (далее - ответчик, ООО "УКХ"), выраженные в ущемлении прав жителей г.Новотроицка (_) (далее - Заявители) путём требования о демонтаже приборов учета тепловой энергии и сообщении о том, что с начала отопительного сезона 2014-2015 гг. начисление платы за отопление будет производиться исходя из нормативов в нарушение условий договора на учет потребленной тепловой энергии.
Заявители указывают на то, что приборы учета введены в эксплуатацию в 2009-2010 г. ООО "УКХ" выданы технические условия на установку индивидуальных приборов учета, приборы учета введены в эксплуатацию, заключены договоры на учет потребления тепловой энергии.
28.08.2014 г. потребителям были направлены извещения о том, что с начала отопительного сезона плата за отопление будет производиться по нормативу, так как по проектным характеристикам их многоквартирные дома имеют вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Ответчик считает, что в связи с тем, что дома имеют вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, отсутствует техническая возможность установки индивидуальных приборов учета. На этом основании ООО "УКХ" потребовало с жильцов демонтировать приборы учета, установленные ранее, а оплату установила начислять исходя из нормативов.
Между заявителями и ООО "УКХ" заключены договоры на учет потребленной тепловой энергии: договор N 210/09 от 01.09.2009 г. с (_)
Согласно условиям договора п. 3.1 "Количество потребленной Потребителем тепловой энергии определяется по показаниям приборов учета".
Согласно п. 6.1 договора, договор действует в течение всего периода проживания Потребителя в квартире.
Действие договора на учет потребленной тепловой энергии, заключенный между заявителями и ответчиком был предметом рассмотрения Новотроицкого городского суда Оренбургской области. Выводы суда сводятся к тому, что данный договор не соответствовал действующим на тот момент Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
28.08.2014 г. потребителям были направлены извещения о том, что с начала отопительного сезона плата за отопление будет производиться по нормативу и требование о демонтаже приборов учета тепловой энергии.
Решением Новотроицкого городского суда от 18.09.2014 установлено, что приборы учета тепловой энергии в 2010 гг. были установлены (_) на законных основаниях с согласия ООО "УКХ". Демонтаж приборов приведет к дополнительным затратам со стороны заявителей. Судом отказано в удовлетворении требований ООО "УКХ" о демонтаже приборов учета. Кроме того, суд считает, что то обстоятельство, что в квартире (_) установлены приборы учета тепловой энергии никаким образом не мешает ООО "УКХ" производить начисления за потребленную тепловую энергию по действующим нормативам, а не исходя из показаний приборов учета.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На момент установки и ввода приборов учета в эксплуатацию в квартирах заявителей - 2009-2010 г. действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее- Правила). Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг N 354) данный документ признан утратившим силу, за исключением пунктов 15 - 28 Правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 года.
Согласно п. 15 Правил, размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 г. N 627, изданным в соответствии с попунктом "г" пункта 4 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - Приказ N 627).
Пунктом 3 Приказа N 627 предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в п. 5 этого документа, индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2013 N АКПИ 13-540 было отказано в признании недействующим п. 3 данного Приказа, при этом, в частности, указано, что с 01.01.2012 года многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, оснащаются дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а после капитального ремонта оборудуются индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. В случае, если по проектным характеристикам отсутствует такая возможность, то при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления для учета теплоты используются индикаторы расхода теплоты (распределители).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном решении от 25.02.2015, в квартирах Заявителей на системе отопления были установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии - Теплосчетчик "КАРАТ-Компакт.
Содержание понятий "индивидуальный прибор учета" и "распределитель" определено в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354.
Согласно п. 2 Правил "индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении; "распределитель" - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.
Как следует из материалов дела, паспорта на прибор "Карат-Компакт", данный прибор является индивидуальным прибором учета тепловой энергии (теплосчетчиком), а не распределителем затрат на отопление.
При этом тот факт, что ранее в квартире Заявителей были установлены указанные приборы учета и приняты в эксплуатацию управляющей компанией, которая начисляла оплату за услуги отопления исходя из их показаний, об обратном не свидетельствует.
Таким образом, учитывая, что жилые дома, в которых проживают Заявители, имеют вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, в связи с чем техническая возможность установки индивидуального прибора учета тепловой энергии в соответствии с п.3 Приказа N 627 отсутствует, а квартиры Заявителей оборудованы индивидуальными приборами учета (теплосчетчиком), а не распределителем затрат на отопление, что не позволяет производить расчет платы за услугу по отоплению исходя из показаний этих приборов, у ответчика не имелось оснований для принятия показаний приборов учета, установленных в квартире истца, для расчета размера платы за услугу "отопление".
Представителем заявителя в материалы дела представлено письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.02.2015 N 4471-01/04, согласно которому запрет на установку приборов учета на каждый радиатор отсутствует. Если прибор учета установлен и введен в эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства надлежащим образом, то он подлежит использованию.
Учитывая требования статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требования критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, определенных в Приказе N 627, при вертикальной системе отопления для учета объема потребления тепловой энергии используются не счетчики расхода теплоты, как ошибочно считает заявитель, а индикаторы расхода теплоты, являющиеся распределителями.
Таким образом, индивидуальные приборы учета тепловой энергии и распределители затрат на отопление являются различными техническими устройствами как по принципу их действия, так и по способу установки, что указывает на отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии и не исключает возможность установки распределителей затрат на отопление в многоквартирном доме, имеющем вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, и позволяет при определении объема потребленного коммунального ресурса использовать показания приборов учета, предусмотренных статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с чем не может противоречить требованиям этой статьи.
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 19.02.2015 установлено, что "управляющая компания при расчете оплаты услуги за отопление не вправе принимать показания индивидуальных приборов учета, в связи с чем не имеется оснований возлагать на ответчика обязанность принимать показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, установленных в квартире истца, производить расчет и выставлять счета по оплате коммунальных услуг в соответствии с условиями договора согласно показаниям прибора учета тепловой энергии".
Исходя из вышеизложенного, судебными решениями со стороны ООО "УКХ" нарушения порядка расчета платы за потребленную тепловую энергию не установлено.
Таким образом, учитывая выводы суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу в отношении лиц, участвующих в настоящем деле и по обстоятельствам рассматриваемого дела, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушения ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" в действиях ООО "УКХ", выраженные в ущемлении интересов заявителей путем необоснованного изменения порядка начисления платы за потребленную тепловую энергию.
Руководствуясь ст. 23, ч. 5 ст. 48, главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Рассмотрение дела N 07-16-134/2014, возбужденное в отношении общество с ограниченной ответственностью "Управление коммунального хозяйства" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "Управление коммунального хозяйства".
2. Предписание по делу N 07-16-134/2014 от 10.02.2015 г.исх. N 1476 отменить.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Председатель Комиссии (_)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-134/2014 (опубликовано 30 июня 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016