Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 26 июня 2015 г. N АП-28-2015/04
И.о. руководителя Омского УФАС России Кабаненко Вадим Анатольевич, в соответствии с полномочиями, установленными статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N АП-28-2014/04, возбужденного в отношении должностного лица ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" - директора ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" (Ш.) по части 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие должностного лица ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" - директора ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" (Ш.), надлежащим образом уведомленной о дне, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N АП-28-2015/04, установил:
Решением Комиссии Омского УФАС России от 11.02.2015 г. по делу N 04/68-14 действия ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" ("СибЭкспрессАвто", ИНН 5501262013, ОГРН 1145543048903) в отношении ООО "СибэкспрессАвто" (ИНН 5501098525, ОГРН 1065501056796) признаны недобросовестной конкуренцией и нарушением части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
При этом Комиссией установлено следующее.
1. Дело о нарушении антимонопольного законодательства N 04/68-14 возбуждено Омским УФАС России на основании жалобы ООО "СибэкспрессАвто" (ИНН 5501098525, ОГРН 1065501056796), поступившей в Омское УФАС России 12.12.2014 г. вх. N 13876/1 на действия ООО "СибЭкспрессАвто" ("СИБЭКСПРЕССАВТО", ИНН 5501262013, ОГРН 1145543048903) (далее - ООО "СибЭкспрессАвто"), выразившиеся в использованиипоследнимфирменного наименования, тождественного с фирменным наименованием ООО "СибэкспрессАвто", что нарушает исключительное право ООО "СибэкспрессАвто" на использование своего фирменного наименования и является недобросовестной конкуренцией по отношению к ООО "СибэкспрессАвто", в связи с чем ООО "СибэкспрессАвто" просит принять меры антимонопольного реагирования.
В материалы дела ООО "СибэкспрессАвто" представлены копии выписки из ЕГРЮЛ, свидетельств о государственной регистрации юридического лица и о постановке на учет в налоговом органе, решений арбитражных судов и другие документы.
В заседании Комиссии представители ООО "СибэкспрессАвто" поддержали доводы, изложенные в жалобе в антимонопольный орган и пояснили следующее.
ООО "СибэкспрессАвто" является коммерческой организацией, осуществляет деятельность автомобильного грузового транспорта, зарегистрировано в ЕГРЮЛ 17.08.2006 г. (ОГРН 1065501056796) ранее, чем коммерческая организация ООО "СибЭкспрессАвто" (ОГРН 1145543048903, зарегистрировано в ЕГРЮЛ 02.12.2014 г.), в связи с чем, согласно нормам части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, ООО "СибэкспрессАвто" имеет исключительное право на использование своего фирменного наименования как средства индивидуализации юридического лица, производимых им товаров (работ, услуг). Данная позиция основана на нормах гражданского права, судебной практике.
Представители ООО "СибэкспрессАвто" обратили внимание на то обстоятельство, что при сравнениикодов по ОКВЭД, указанных в выписках из ЕГРЮЛ, очевидно, что оба юридических лица осуществляют деятельность на одном рынке и являются конкурентами. Так, совпадают основной и дополнительные виды деятельности ООО "СибэкспрессАвто" и ООО "СибЭкспрессАвто" (коды по ОКВЭД 60.24, 63.40, 50.10.1).
Юридический адрес регистрации ООО "СибЭкспрессАвто" (г. Омск, пр. Королева, 3, офис 4) по сути, является отчасти вымышленным, поскольку офиса под номером 4 в данномофисном центре нет. ООО "СибэкспрессАвто" это достоверно известно, так как в офисном центре по пр. Королева, 3, фактически располагается ООО "СибэкспрессАвто" (ОГРН 1065501056796) в офисах под номерами 409 и 412.
В системе АвтоТрансИнфо (средство обмена информацией между участниками рынка автомобильных грузоперевозок: перевозчиками, экспедиторами, грузоотправителями) указывается только наименование и юридический адрес организации, а ИНН и ОГРН не указываются.
ООО "СибэкспрессАвто" считает, что его фирменное наименование является тождественным либо сходным до степени смещения с фирменным наименованием ООО "СибЭкспрессАвто".
В соответствии с Методическими рекомендациями по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденными приказом Роспатента N 197 от 31.12.2009 г., оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого, в том числе с учетом неохраняемых элементов. При этом формирование общего впечатления может происходить под воздействием любых особенностей обозначений, в том числе доминирующих словесных или графических элементов, их композиционного решения и другого.
Поскольку законодателем не установлена связь защиты права несанкционированного использования фирменного наименования с осуществлением деятельности лица, право которого нарушено, то отсутствует необходимость исследовать результаты аналогичной деятельности обществ. Существование на рынке аналогичных работ, услуг двух юридических лиц со схожими наименованиями вводит в заблуждение потребителей, что является недопустимым.
Использование ООО "СибЭкспрессАвто" в предпринимательской деятельности тождественного либо сходного до степени смешения фирменного наименования ООО "СибэкспрессАвто" - конкурента, оказывающего аналогичные услуги на одном рынке, а также указание ООО "СибЭкспрессАвто" в документах, представляемых в государственный орган для регистрации юридического лица, не существующего номера офиса, расположенного в том же помещении, в котором фактически располагается ООО "СибэкспрессАвто" (ОГРН 1065501056796), имеющий на данном рынке сложившийся "круг" потребителей означенных услуг и хорошую деловую репутацию, по мнению представителей ООО "СибэкспрессАвто", свидетельствует о намерении ООО "СибЭкспрессАвто" с момента регистрации юридического лица получать преимущества при оказании услуг (выполнении работ) на одном рынке услуг с ООО "СибэкспрессАвто" способом, противоречащим действующему законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, может причинить убытки ООО "СибэкспрессАвто" (ОГРН 1065501056796), нанести вред его деловой репутации.
Представители ООО "СибэкспрессАвто" полагают, что в случае оказания ООО "СибЭкспрессАвто" услуг (выполнения работ) ненадлежащего качества, неисполнения обязательств по договору, потребители легко могут быть введены в заблуждение тождественностью фирменных наименований указанных юридических лиц, учитывая фактическое совпадении адресов, по которым располагаются организации ООО "СибэкспрессАвто" и ООО "СибЭкспрессАвто"- г. Омск, пр. Королева, 3, что также может причинить убытки ООО "СибэкспрессАвто" (ОГРН 1065501056796), нанести вред его деловой репутации. Директор ООО "СибэкспрессАвто" (ОГРН 1065501056796) пояснил на заседании Комиссии Омского УФАС России, что уже были случаи, когда клиенты, не один год работающие с ООО "СибэкспрессАвто", звонили и интересовались, поменялся ли адрес в части номера офиса ООО "СибэкспрессАвто" на номер 4 по адресу: г. Омск, пр. Королева, 3.
ООО "СибэкспрессАвто" в материалы дела представлена копия Решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, в соответствии с которым жалоба ООО "СибэкспрессАвто" от 12.12.2014 г. на решение Межрайонной ИФНС России N 12 по Омской области от 02.12.2014 г. о государственной регистрации ООО "СибЭкспрессАвто" оставлена без удовлетворения.
2. Из представленных ООО "СибЭкспрессАвто" письменных пояснений (вх. N 14429 от 25.12.214 г.) и документов, а также устных пояснений представителя ООО "СибЭкспрессАвто" на заседании Комиссии Омского УФАС России, следует, что ООО "СибЭкспрессАвто" (ИНН 5501262013, ОГРН 1145543048903) является коммерческой организацией, оказывающей услуги по организации перевозки грузов (код по ОКВЭВ 63.40) и дополнительные услуги, связанные с деятельностью автомобильного грузового транспорта.
ООО "СибЭкспрессАвто" обращает внимание на то, что основные виды деятельности ООО "СибэкспрессАвто" (код по ОКВЭД 60.24) и ООО "СибЭкспрессАвто" (код по ОКВЭД 63.40) разные. Юридическое лицо - ООО "СибЭкспрессАвто" (ИНН 5501262013, ОГРН 1145543048903) было зарегистрировано в установленном законом порядке, с соблюдением требований гражданского и налогового законодательства, не запрещающих регистрацию юридического лица сфирменным наименованием, которое является тождественным или сходным до степени смешения с фирменным наименованием ранее зарегистрированного в ЕГРЮЛюридического лица.
Согласно разъяснению Департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России и Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", налоговые органы не обязаны проверять и резервировать наименования юридических лиц. Кроме того, они не могут отказать юридическому лицу в регистрации на том основании, что ранее уже была зарегистрирована организация с аналогичным наименованием.
При регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ 02.12.2014 г. по вышеуказанному юридическому адресу ООО "СибЭкспрессАвто" не было известно о том, что по адресу: г. Омск, пр. Королева, 3, в офисах NN 409 и 412 располагается организацияООО "СибэкспрессАвто".
Представитель ООО "СибЭкспрессАвто" пояснил в заседании Комиссии, что виды основной деятельности, юридические адреса ООО "СибэкспрессАвто" и ООО "СибЭкспрессАвто" не совпадают. При этом признал тождественность и схожесть до степени смешения фирменного наименования ООО "СибэкспрессАвто" и ООО "СибЭкспрессАвто" и пояснил, что его доверитель - директор ООО "СибЭкспрессАвто" (ОГРН 1145543048903) намеревается изменить фирменное наименование в случае, если Комиссия установит в действиях ООО "СибЭкспрессАвто" нарушение антимонопольного законодательства. В части регистрации адреса: г. Омск, пр. Королева, 3, офис 4, представитель ООО "СибЭкспрессАвто" пояснил, что в данном офисном центре лично не был, встречи с доверителем происходили в других местах, в связи с чем затрудняется прокомментировать доводы ООО "СибэкспрессАвто" об отсутствии офиса под номером 4 в данном офисном центре.
В материалы дела N 04/68-14 ООО "СибЭкспрессАвто" представлены копии документов Устава ООО "СибЭкспрессАвто" (ОГРН 1145543048903), выписки из ЕГРЮЛ, Уведомления территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, свидетельств о государственной регистрации юридического лица и постановке его на учет в налоговом органе.
3. Рассмотрев материалы дела N 04/68-14, выслушав пояснения представителей ООО "СибэкспрессАвто" и ООО "СибЭкспрессАвто", Комиссия Омского УФАС России установила следующие обстоятельства.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации содержат положения о том, что юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму и, в предусмотренных законом случаях, наименование коммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица (статьи 54 ГК РФ).
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с разделомIIVГК РФ настоящего Кодекса (часть 4 статьи 54 ГК РФ), а именно в соответствии с параграфом 1 главы 76 части 4 ГК РФ.
Анализ положений части 4 ГК РФ, определяющих:
- перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (статья 1225 ГК РФ);
- порядок распоряжения исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель) (статья 1229 и др.),
свидетельствует о том, что результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, являются, в том числефирменные наименования (пункт 13 части 1 статьи 1225 ГК РФ).
Параграф 1 главы 76 части 4 ГК РФ содержит нормы о фирменном наименовании юридического лица, являющегося коммерческой организацией (статья 1473 ГК РФ), об исключительном праве на использование юридическим лицом своего фирменное наименования (статья 1474 ГК РФ).
Частью 3 статьи 1474 ГК РФ установлен запрет на использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
Также Комиссия учитывает следующее.
Конституция Российской Федерации содержит запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2 статьи 34 Конституции РФ).
Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции, антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.
Статьей 3 Закона о защите конкуренции определена сфера применения данного федерального закона, который распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица (и другие органы, организации, лица -по перечню в части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции).
Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Пленум N 30), разъяснил: "К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции) _" (абзац 2 пункта 1 Пленума N30).
В этом же пункте 1 Пленума N 30 ВАС РФ разъяснил, что "Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона, для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (статья 11 Закона) и на недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона).
Учитывая это, арбитражные суды должны иметь в виду: требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям" (абзацы 3,4 пункта 1 Пленума N 30).
Кроме того, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации (часть 1 статья 7 ГК РФ). Международные договоры, участницей которых является Российская Федерация - важнейший элементв системе источников правового регулирования отношений в сфере противодействия недобросовестной конкуренции.
Среди многосторонних международных соглашений РФ, затрагивающих сферу борьбы с недобросовестной конкуренцией - Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883 г.,ратифицированная СССР 19.09.1968 г. (далее - Парижская Конвенция). Статьей 10 bis Парижской Конвенции предусмотрено, что страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.
Возможность юридического лица, в данном случае - ООО "СибэкспрессАвто", являющегося коммерческой организацией, использовать свое право на защиту с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, реализована при подаче соответствующего заявления в Омское УФАС России как территориальный антимонопольный орган ФАС России, функции и полномочия которого определены статьями 22, 23 Закона о защите конкуренции, соответствующими административными регламентами.
Так, в соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции к функциямантимонопольного органа отнесено обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе юридическимилицами (пункт 1), выявлениенарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения (пункт 2), предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и других нарушений антимонопольного законодательства, в том числехозяйствующими субъектами (пункт 3).
В связи с изложенным, Комиссия считает обоснованным применение к рассматриваемым правоотношениям и действиям ООО "СибЭкспрессАвто" норм международного права (Парижской Конвенции) и антимонопольного законодательства.
В процессе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено, что исключительное право на использование фирменного наименования как средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана интеллектуальной собственности, возникло у ООО "СибэкспрессАвто" со дня регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ, то есть, с 17.08.2006 г.
ООО "СибэкспрессАвто" зарегистрирован как юридическое лицо ранее, чем ООО "СибЭкспрессАвто" (дата регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ 02.12.2014 г.). Соответственно, его фирменное наименование зарегистрировано в ЕГРЮЛ раньше, чем фирменное наименование ООО "СибЭкспрессАвто".
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, полное наименование ООО "СибэкспрессАвто": Общество с ограниченной ответственностью "СИБЭКСПРЕССАВТО", сокращенное наименование: ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" (ОГРН 1065501056796).
В свидетельстве о регистрации юридического лица указано полное наименование ООО "СибэкспрессАвто": Общество с ограниченной ответственностью "СибэкспрессАвто", сокращенное наименование: ООО"СибэкспрессАвто".
В соответствии с Уставом, утвержденным решением N1 единственного учредителя ООО "СибЭкспрессАвто" и представленном при внесении в ЕГРЮЛ записи о регистрации юридического лица, полное фирменное наименование ООО "СибЭкспрессАвто" значится как: Общество с ограниченной ответственностью "СибЭкспрессАвто", сокращенное фирменное наименование: ООО "СибЭкспрессАвто" (пункты 1.2, 1.3 Устава).
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, полное наименование ООО "СибЭкспрессАвто": Общество с ограниченной ответственностью "СИБЭКСПРЕССАВТО" (ОГРН 1145543048903), сокращенное наименование: ООО"СИБЭКСПРЕССАВТО".
С учетом вышеизложенного, Комиссией установлено, что как фирменноенаименование ООО "СибЭкспрессАвто" (полное и сокращенное), которое значится в свидетельстве о регистрации в ЕГРЮЛ, так и фирменное наименование юридического лица, которое записано в Уставе (полное и сокращенное) и которое обозначено на бланке данного Общества и его печати (оттиск печати имеется на письме Ответчика (вх. N14429 от 25.12.2014 г.) - ответе на запрос антимонопольного органа), являются схожими до степени смешения с фирменным наименованием ООО "СибэкспрессАвто" (полным и сокращенным) и для определения данного обстоятельства не требуются специальные познания.
Схожесть до степени смешения очевидна, поскольку наименование юридического лица (как ООО "СибэкспрессАвто", так и ООО "СибЭкспрессАвто") состоит из сложносокращенного слова, которое в свою очередь, состоит из одинаковых букв (словосочетаний, корней), написанных как одно слово, разница лишь в комбинировании вариантов указания размера либо отдельных букв, либо всех букв, из которых состоит фирменное наименование юридического лица. При этом Комиссия отмечает фонетическое и визуальное сходство означенных фирменных наименований.
В связи с изложенным, Комиссия считает, что данные наименования юридических лиц не являются тождественными, поскольку тождественность предполагает равенство, одинаковость предмета (в данном случае объектом сравнения является фирменное наименование двух юридических лиц). Тождество - это полное сходство, совпадение.
Структурно фирменное наименование включает два компонента. В соответствии с пунктом 2 статьи 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму (в рассматриваемом случае организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью - совпадает) и собственно наименование юридического лица, которое, в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации, и является средством индивидуализации, позволяющим отличать данное юридическое лицо от других участников рынка.
Фирменные наименования коммерческих организаций с устойчивой деловой репутацией и стабильно высоким качеством производимых товаров (работ, услуг), представляют определенную коммерческую ценность. Поэтому юридическому лицу, чье фирменное наименовании ранее зарегистрировано в ЕГРЮЛ, принадлежит исключительное право на фирменное наименование как на охраняемое законом средство индивидуализации. Фирменное наименование коммерческой организации определяется в её учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц, при её регистрации. Другие юридические лица не вправе использовать тождественные или сходные до степени смешения фирменные наименования, если они осуществляют деятельность, аналогичную деятельности правообладателя (статья 1474 ГК РФ). Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридических лиц, средства индивидуализации продукции, товаров, работ или услуг предусмотрен в части 2 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
В процессе рассмотрения дела Комиссией установлено, что ООО "СибэкспрессАвто" и ООО "СибЭкспрессАвто" являются хозяйствующими субъектами-конкурентами, в связи с чем возникшие спорные правоотношения подлежат антимонопольному регулированию.
Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
ООО "СибэкспрессАвто" и ООО "СибЭкспрессАвто"являются хозяйствующими субъектами-конкурентами, поскольку они выступают конкурентами по отношению друг к другу, осуществляя однородные и схожие виды экономической деятельности в пределах одного территориального образования.
Согласно выписок из ЕГРЮЛ:
- основной вид деятельности ООО "СибэкспрессАвто" - деятельность автомобильного грузового транспорта (код по ОКВЭД 60.24), это же вид деятельности является дополнительным у ООО "СибЭкспрессАвто";
- дополнительный вид деятельности ООО "СибэкспрессАвто" - организация перевозок грузов (код по ОКВЭД 63.40) является основным видом деятельности ООО "СибЭкспрессАвто";
- полностью совпадают дополнительные виды деятельности как ООО "СибэкспрессАвто", так и ООО "СибЭкспрессАвто" - оптовая торговля автотранспортными средствами (код по ОКВЭД 50.10.1).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что нормы закона о защите конкуренции не предусматривают требования для квалификации действий хозяйствующего субъекта как недобросовестной конкуренции в отношении хозяйствующего субъекта-конкурента полного совпадения основных видов их деятельности на товарном рынке, Комиссией отклоняютсядоводы ООО "СибЭкспрессАвто" и его представителя о том, что основные виды деятельности ООО "СибэкспрессАвто" и ООО "СибЭкспрессАвто" разные.
В соответствии со статьей 10 bis Парижской Конвенции страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями данного закона, определяющего организационные и правовые основы предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции, являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Одним из обязательных условий отнесения соответствующих отношений к подлежащим регулированию Законом о защите конкуренции является влияние этих отношений на конкуренцию, определение которой дано в Законе о защите конкуренции.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под недобросовестной конкуренций понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Статья 14 Закона о защите конкуренции содержит запрет на недобросовестную конкуренцию.
Из анализа приведенных норм Закона о защите конкуренции следует, что для квалификации совершенного деяния как недобросовестной конкуренциинеобходимо, чтобы лицо, совершившее данные действия, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; такие действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и в результате совершения таких действий наступили или могли наступить последствия, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованиемисключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Как уже было указано, основные и дополнительные виды деятельности (соответственно оказываемые в связи с их осуществлением услуги, выполняемые работы) ООО "СибэкспрессАвто" и ООО "СибЭкспрессАвто" являются однородными.
Из этого следует, что еще на этапе регистрации в качестве юридического лица ООО "СибЭкспрессАвто" предполагал осуществлять виды деятельности, оказывать в связи с этим одни и те же услуги (выполнять работы) и иметь тот же круг потребителей, что и ООО "СибэкспрессАвто". При этом юридический адрес ООО "СибЭкспрессАвто" (г. Омск, пр. Королева, 3, офис N 4) фактически совпадает с адресом места нахождения ООО "СибэкспрессАвто" (г. Омск, пр. Королева, 3, офисы NN 409 и 412). Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что на момент регистрации ООО "СибЭкспрессАвто" было известно как о существовании (деятельности) юридического лица - ООО "СибэкспрессАвто", так и о видах деятельности ООО "СибэкспрессАвто", а также месте его нахождения. Более того, ООО "СибЭкспрессАвто" использовал эту информацию в своих интересах, для получения преимуществ при осуществлении аналогичной предпринимательской деятельности.
Комиссия учитывает пояснения представителя ООО "СибЭкспрессАвто" на заседании Комиссии о том, что для ООО "СибЭкспрессАвто" очевидна схожесть до степени смешения фирменных наименований ООО "СибэкспрессАвто" и ООО "СибЭкспрессАвто".
Выводы Комиссии о направленности действий ООО "СибЭкспрессАвто" на получение преимуществ в предпринимательской деятельности подтверждаются судебной практикой. "Применительно к статье 14 Закона о защите конкуренции правовое значение приобретает не просто сходство тех или иных объектов, используемых в хозяйственной деятельности, а сходство до степени смешения в отношении предприятия (производителя, распространителя товаров), самих товаров и торговой деятельности конкурента. Поэтому в целях правового реагирования именно с точки зрения антимонопольного законодательства определяющим является введение потребителя в заблуждение, возникновение у него неоправданных ассоциаций с конкретным субъектом хозяйственной деятельности и его продукцией на определенном товарном рынке, в условиях конкурентной среды" (Постановление ФАС Уральского округа от 25.07.2013 г. N Ф09-6987/13, дело NА34-5939/2012).
Комиссия, рассмотрев представленные в материалы дела документы и пояснения, выслушав представителей сторон, считает, что приобретение и использование ООО "СибЭкспрессАвто" при осуществлении коммерческой деятельности фирменного наименования, схожего до степени смешения с фирменным наименованием ООО "СибэкспрессАвто" - конкурента нарушает часть 2 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Комиссия, основываясь на нормах действующего законодательства, принимая во внимание вышеуказанные доводы ООО "СибэкспрессАвто" и представленные в материалы дела документы, считает, что вышеуказанные действия ООО "СибЭкспрессАвто", совершенные по отношению к хозяйствующему субъекту-конкуренту (ООО "СибэкспрессАвто") направлены на получение при осуществлении предпринимательской деятельности (по аналогичным с ООО "СибэкспрессАвто" видам деятельности на одной территории) определенных преимуществ известности и узнаваемости среди потребителей услуг, востребованности на соответствующем товарном рынке, что может ввести в заблуждение в отношении производителя товара (работ, услуг), поскольку может создать у потребителей и контрагентов неоправданные ассоциации с фирменным наименованием ООО "СибэкспрессАвто", означенные действия ООО "СибЭкспрессАвто" могут причинить убытки ООО "СибэкспрессАвто" из-за уменьшения количествапотребителей означенныхработ, услуг, а также, как уже было указано выше, при определенных обстоятельствахнанести вред его деловой репутации.
Комиссия также учитывает указанные выше в настоящем решении доводы ООО "СибэкспрессАвто" и его представителей, высказавших в заседании Комиссии опасения по поводу возможного нанесения вреда деловой репутации ООО "СибэкспрессАвто" в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) ООО "СибЭкспрессАвто" своих обязательств перед введенными в заблуждение относительно юридического лица (производителя товара, работ, услуг) потребителями, которые в связи с этим ошибочно полагают, что производителем таких работ (услуг) является ООО "СибэкспрессАвто", а не ООО "СибЭкспрессАвто" и могут предъявить претензии не к фактическому производителю товара (работ, услуг), а к ООО "СибэкспрессАвто".
Решением Комиссии Омского УФАС России от 11.02.2015 г. по делу N 04/68-14 (резолютивная часть оглашена 28.01.2015 г.) действия ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" ("СибЭкспрессАвто", ИНН 5501262013, ОГРН 1145543048903), выразившиеся в приобретении и использовании исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг, а именно в приобретении и использовании ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" (ООО "СибЭкспрессАвто") фирменного наименования, схожего до степени смешения с фирменным наименованием ООО "СибэкспрессАвто" (ИНН 5501098525, ОГРН 1065501056796), направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые могут причинить убытки и нанести вред деловой репутации хозяйствующего субъекта-конкурента ООО "СибэкспрессАвто" признаны недобросовестной конкуренцией и нарушением части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предписанием от 11.02.2015 г. N 04/68-14, выданным Омским УФАС ООО "CИБЭКСПРЕССАВТО", было предписано прекратить установленное Решением Комиссии Омского УФАС России от 11.02.2015 года по делу N 04/68-14 нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем прекращения использования фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием ООО "СибэкспрессАвто" (ИНН 5501098525, ОГРН 1065501056796), для чего в установленном законодательством порядке в десятидневный срок со дня получения предписания изменить свое фирменное наименование.
Решение от 11.02.2015 г. N 04/68-14 и Предписание от 11.02.2015 г. N 04/68-14 ООО "CИБЭКСПРЕССАВТО" в судебном порядке обжалованы не были.
Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции" дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 (ред. от 14.10.2010) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" пунктом 10.1. постановил:
"Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме).
С учетом этого судам следует исходить из того, что с момента изготовления решения антимонопольного органа в полном объеме антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке".
Таким образом, Предписание от 11.02.2015 г. N 04/68-14, выданное на основе Решения от 11.05.2015 г. N 04/68-14, вступило в силу 11.02.2015 г. и подлежало исполнению ООО "CИБЭКСПРЕССАВТО" с даты их получения.
Согласно почтовому уведомлению N 64401078129972 Решение от 11.02.2015 г. N 04/68-14 и Предписание от 11.02.2015 г. N 04/68-14 получено ООО "CИБЭКСПРЕССАВТО" 10 марта 2015 года. Десятидневный срок исполнения Предписания от 11.02.2015 г. N 04/68-14 закончился 23 марта 2015 года.
По состоянию на 01.04.2015 г. уведомление (письмо) об исполнении предписания в Омское УФАС России не поступило.
При этом на сайте ФНС России с использованием сервиса "Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств" получены сведения (информация) о том, что в настоящее время ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" осуществляет свою деятельность под тем же наименованием.
С учетом изложенного, Омским УФАС России был направлен запрос о представлении сведений (информации) от 01.04.2015 г. исх. N 04-3209 о том, обращалось ли ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" ("СибЭкспрессАвто", ИНН 5501262013, ОГРН 1145543048903; юридический адрес: г. Омск, пр. Королева, 3, офис 4; директор - (Ш.) в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области с соответствующим заявлением об изменении своего фирменного наименования.
Из представленных письменных пояснений Межрайонной ИФНС России N 12 по Омской области следует, что по состоянию на 02.04.2015 г. ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" (ИНН 5501262013, ОГРН 1145543048903) в Межрайонную ИФНС России N 12 по Омской области не представляло документы для государственной регистрации внесения изменений в учредительные документы в связи с изменением фирменного наименования.
Указанные факты свидетельствуют о том, что ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" не исполнило предписание о прекращении установленного Решением Комиссии Омского УФАС России от 11.02.2015 г. по делу N 04/68-14 нарушения части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем прекращения использования фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием ООО "СибэкспрессАвто" (ИНН 5501098525, ОГРН 1065501056796), для чего в установленном законодательством порядке в десятидневный срок со дня получения предписания изменить свое фирменное наименование.
Явка должностного лица ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" - директора ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" (Ш.) не была обеспечена, ходатайств не поступило, в том числе о намерении воспользоваться услугами защитника.
При рассмотрении административного дела 26.06.2015 г. имеющиеся в деле NАП-28-2015/04 материалы были всесторонне изучены и им дана следующая оценка.
В соответствии со статьей 51 Закона о защите конкуренции Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок, неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.
По результатам контроля за исполнением предписания N 04/68-14 от 11.02.2015 г. должностным лицом Омского УФАС России установлены признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2.5 статьи 19.5 КоАП РФ, выразившиеся в невыполнении ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" законного предписания Омского УФАС России от 11.02.2015 г. по делу N 04/68-14, о чем свидетельствуют указанные выше факты.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случаях совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Имеющиеся в деле N АП-28-2015/04 материалы свидетельствуют о том, что нарушение юридическим лицом - ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" антимонопольного законодательства, повлекшее совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2.5 статьи 19.5 КоАП РФ, произошло по вине должностного лица ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" - директора ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" (Ш.), который не обеспечил исполнение законодательных и нормативных правовых актов при исполнении предписания Омского УФАС России по делу N 04/68-14 от 11.02.2015 г.
Материалы проверки свидетельствуют о том, что указанное должностное лицо имело возможность надлежащим образом исполнить нормы антимонопольного законодательства, нормативных правовых актов, однако не приняло должных мер к соблюдению указанных норм, результатом чего явилось совершение административного правонарушения.
(Ш.) не представил в Омское УФАС России до истечения срока исполнения Предписания N 04/68-14 от 11.02.2015 г.:
- каких-либо доказательств, подтверждающих, что ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" были предприняты меры (осуществлены действия), направленные на исполнение Предписания N 04/68-14;
- информации об исполнении Предписания N 04/68-14;
- обращения, содержащего просьбу разъяснить исполнение Предписания N 04/68-14, либо информацию о невозможности, по мнению ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО", его исполнения.
В соответствии с частью 2.5 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении недобросовестной конкуренции -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2.5 статьи 19.5 КоАП РФ, виновность должностного лица ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" - директора ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" (Ш.) в его совершении подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела N АП-28-2015/04:
- заявлением ООО "СибэкспрессАвто" (от 12.12.2014 г. вх. N 13876/1);
- решением Комиссии Омского УФАС России от 11.02.2015 г. по делу N 04/68-14;
- предписанием Комиссии Омского УФАС России от 11.02.2015 г. по делу N 04/68-14;
- распечаткой с сайта "Почта России" о вручении адресату копий решения и предписания;
- запросом Омского УФАС России от 01.04.2015 г. исх. N 04-3209 в Межрайонную ИФНС России N 12 по Омской области;
- ответом Межрайонной ИФНС России N 12 по Омской области от 07.04.2015 г. вх. N 3363
- отсутствием в Омском УФАС России по состоянию 26.06.2015 г. года информации об исполнении ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" Предписания N 04/68-14,
- Протоколом N АП-28-2014/04 об административном правонарушении от 11.06.2015 г. и другими материалами дела.
Указанное административное правонарушение является длящимся, совершено по месту работы указанного должностного лица по адресу: г. Омск, пр. Королева, 3, офис 4.
Обстоятельств, исключающих производство по настоящему административному делу, не установлено. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.
Инкриминируемое указанному должностному лицу административное правонарушение не является малозначительным, поскольку, как следует из материалов дела, решения Комиссии по делу N 04/68-14 нарушение юридическим лицом ООО "СибэкспрессАвто" антимонопольного законодательства, как результат ненадлежащего исполнения (Ш.) своих должностных обязанностей.
На основании пункта 2 статьи 1 части 3.2 КоАП РФ принимается решение о наложении на должностное лицо ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" - директора ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" (Ш.) административного штрафа в минимальном размере, в соответствии с санкцией части 2.5 статьи 19.5 КоАП РФ.
При рассмотрении дела обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено. О каких-либо обстоятельствах, свидетельствующих об имущественном положении указанного должностного лица, не заявлено.
При назначении административного наказания в соответствии со статьями 4.1, 4.2, 4.3. КоАП РФ учтены личность лица, привлекаемого к административной ответственности, его имущественное положение, характер совершенного им правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48, 26.1., 29.9, 29.10, а также статьями 2.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, постановил:
Признать должностное лицо ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" - директора ООО "СИБЭКСПРЕССАВТО" (Ш.) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.5 статьи 19.5 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при неуплате административного штрафа в указанный срок сумма штрафа подлежит взысканию в принудительном порядке.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ сумма штрафа за нарушение антимонопольного законодательства подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Сумма административного штрафа уплачивается лицом, привлеченным к административной ответственности по следующим реквизитам:
Получатель:
УФК по Омской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области) ИНН 5503023028, КПП 550401001
Счет N 40101810100000010000
Банк получателя: Отделение по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации
БИК 045209001
Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140
Код ОКТМО 52701000
Назначение платежа: Административный штраф в соответствии с частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
И.о. руководителя управления
В.А. Кабаненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 июня 2015 г. N АП-28-2015/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016