Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 16 июня 2015 г. N 06-10.1/44-2015
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 06-10.1/44-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью "СМС-центр" (далее - ООО "СМС-центр") рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "СМС-центр" (ИНН 7724805644, юридический адрес: 115419, г. Москва, 2-й Рощинский проезд, 8), извещенного надлежащим образом,
в отсутствие представителя заинтересованного лица - ООО "ФЕНИКС СМС" (юридический адрес: 125414, г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 22 А, стр. 1), извещенного надлежащим образом,
в отсутствие заявителя <_> извещенного надлежащим образом, установила:
В адрес Омского УФАС России из Федеральной антимонопольной службы России поступили заявления физического лица по фактам направления на его абонентский номер <_> следующих SMS-сообщений:
- 23.02.2015 в 11:27 часов с текстом: "РЕМОНТ ОКОН ПВХ ЗАМЕНА ФУРНИТУРЫ, УПЛОТНИТЕЛЕЙ, ЖАЛЮЗИ 382462, 485793". Отправитель указан +79022273373 (SMS-центр: +79023708299);
- 27.02.2015 в 12:43 часов с текстом: "У нас клево и дешево! САУНА от 300 р/час+4-й час в ПОДАРОК! 48-10-70". Отправитель указан +9022273625 (SMS-центр: +79023708299).
По утверждению заявителя, данная реклама была отправлена с помощью SMS-сообщений без его предварительного согласия, что является нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Федерального закона "О рекламе".
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи (www.rossvyaz.ru) номера отправителей SMS-рекламы: +79022273373, +9022273625 принадлежат номерной емкости, закрепленной за оператором подвижной связи ЗАО "Ярославль - GSM" (г. Ярославль).
Из информации ЗАО "Ярославль-GSM" следует, что отправка вышеуказанных SMS-сообщений осуществлена ООО "СМС-центр" в рамках действия договора от 01.08.2014 N 1411.
В соответствии с пунктом 3.1.2. Договора ООО "СМС-центр" обязуется не использовать подключение к оборудованию для организации СПАМА (т.е. рассылки SMS-сообщений рекламного характера без предварительного согласия Абонентов).
Из пояснений ООО "СМС-центр" от 18.05.2015 следует, что отправителем вышеуказанных SMS-сообщений является ООО "Феникс СМС" в рамках действия договора оказания услуг от 20.07.2014 N 352598.
Из положений вышеуказанного Договора следует, что ООО "СМС-центр" (Исполнитель) оказывает ООО "Феникс СМС" (Заказчик) услуги по рассылке SMS-сообщений на мобильные терминалы абонентов, прием SMS-сообщений с мобильных терминалов абонентов через сервис SMSC.RU.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.2.3. Договора ООО "Феникс СМС" обязуется в обязательном порядке получить от абонента, на телефон которого планируется отправка SMS-сообщений, согласие на получение таких SMS-сообщений в форме, которая может быть предъявлена оператору связи в качестве безоговорочного доказательства наличия согласия на получение SMS-сообщений абонентом.
Согласно пункту 3.2.5. Договора ООО "Феникс СМС" обязуется не использовать подключение к сервису SMSC.RU для организации СПАМА (т.е. рассылки SMS-сообщений рекламного характера без предварительного согласия Абонентов).
ООО "Феникс СМС" представлены пояснения, из которых следует, что отправителем вышеуказанных SMS-сообщений является ООО "Астей" в рамках действия договора оказания услуг от 13.01.2014 N АСТ-1301/14.
Из положений указанного договора следует, что ООО "Феникс СМС" (Исполнитель) оказывает ООО "Астей" (Заказчик) услуги по обеспечению доступа к системе, обеспечивающей формирование, доставку и подтверждение о доставке SMS-сообщенийв течение определенного периода в соответствии с Правилами предоставления Услуг.
В силу пункта 12 Правил Заказчик обязуется использовать услугу в соответствии с нормами законодательства РФ о рекламе и только для передачи информации адресатам, давшим согласие на ее получение.
В адрес ООО "Астей" Омским УФАС России был направлен запрос от 22.05.2015 с требованием представить в адрес Управления письменные мотивированные пояснения по факту направления SMS-сообщения на номер <_> без согласия абонента.
Вместе с тем до рассмотрения дела 16.06.2015 указанные пояснения ООО "Астей" в Омское УФАС России представлены не были.
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Федерального закона "О рекламе", несет рекламораспространитель.
По определению (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ООО "СМС-центр" является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе подготовки к рассмотрению дела N 06-10.1/44-2015 каких-либо документов, подтверждающих предварительное согласие <_>на получение рекламы от ООО "СМС-центр", ООО "Феникс СМС", ООО "Астей" либо иного лица в адрес Омского УФАС России представлено не было.
Вместе с тем ООО "СМС-центр" были представлены пояснения от 18.05.2015, из которых следует, что "номер <_> заблокирован нами от рассылок через наш сервис SMSC.RU".
Учитывая пояснения заявителя об отсутствии его согласия на получение рекламы, объяснения ООО "СМС-центр", пояснения ООО "Феникс СМС", отсутствие пояснений ООО "Астей", Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении требований части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" при распространении рекламной информации посредством SMS-сообщений на номер абонента <_>
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу:
- "РЕМОНТ ОКОН ПВХ ЗАМЕНА ФУРНИТУРЫ, УПЛОТНИТЕЛЕЙ, ЖАЛЮЗИ 382462, 485793";
- "У нас клево и дешево! САУНА от 300 р/час+4-й час в ПОДАРОК! 48-10-70", направленную посредством использования телефонной связи в адрес гр. <_> (абонента <_>), ненадлежащей, поскольку данная реклама была распространена с нарушением требования части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "СМС-центр" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с устранением нарушения в добровольном порядке.
3. Передать материалы дела должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 17 июня 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16 июня 2015 г. N 06-10.1/44-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016