Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
от 15 мая 2015 г. N 05-02/83-15
В соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий: органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п.3 ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Курганское УФАС России не является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В жалобе заявителем изложены доводы о нарушении заказчиком требований Закона о контрактной системе в сфере закупок при разработке документации о закупке.
В соответствии с ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок.
Согласно извещению N 0343100005315000041, размещенному на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru), дата окончания срока подачи заявок - 15.05.2015 года.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы, Комиссией Курганского УФАС России не оценивались доводы заявителя о наличии в действиях заказчика признаков нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок при разработке документации о закупке, поскольку истек срок для обжалования положений документации о закупке.
В процессе проведения внеплановой проверки, Комиссией Курганского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 15.05.2015 года по окончанию срока подачи заявок на участие в запросе котировок заказчику поступили котировочные заявки трех участников закупки: заявка N 1 (ООО "СГ "Компаньон"), заявка N 2 (САО "ВСК"), заявка N 3 (ОАО "СОГАЗ").
Котировочная комиссия заказчика рассмотрела все поступившие заявки и приняла решение о соответствии всех заявок требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Победителем запроса котировок признано САО "ВСК", так как предложена наиболее низкая цена контракта - 16 800 рублей 00 копеек.
Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
В соответствии с ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе в сфере закупок, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок, либо заверенные копии данных документов.
При рассмотрении заявки N 2 (САО "ВСК"), Комиссия Курганского УФАС России установила, что данным участником закупки в полном объеме предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а его заявка соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Таким образом, у комиссии заказчика отсутствовали правовые основания для признания заявки N 2 (САО "ВСК") не соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Следует отметить, что заявки N 2 (САО "ВСК"), N 3 (ОАО "СОГАЗ") поступили в адрес заказчика в письменной форме в запечатанном конверте.
Заявка N 1 (ООО "СГ "Компаньон") поступила в адрес заказчика посредством электронной почты заказчика Kbolshevichka@mail.ru.
В извещении о проведении запроса котировок заказчиком указано, что котировочная заявка в форме электронного документа должна быть подписана электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" Заявки принимаются в форме электронных документов по адресу электронной почты Kbolshevichka@mail.ru
При подаче котировочной заявки в форме электронного документа необходимо:
- подписывать документы с использованием ключей ЭП, совместимых со средствами криптографической защиты информации (далее - СКЗИ) "КриптоПро CSP" - СryptoPro CSP 3.0;
- для подтверждения подлинности ЭП и идентификации владельца сертификата открытого ключа подписи включать сертификат открытого ключа подписи в ЭП сообщения или отправить как вложение вместе с заявкой.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе в сфере закупок. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В силу частей 2, 4 статьи 77 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок (часть 2). Заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. За нарушение требований настоящей статьи виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 4).
Как следует из части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе в сфере закупок. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Из писем Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.02.2014 N Д28и-208, от 03.04.2014 N Д28и-607, от 06.05.2014 N 10070-ЕЕ/Д28и, следует, что в настоящее время единая информационная система не ведена в эксплуатацию, а функционалом официального сайта не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа; Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусматривается возможность подачи заявок посредством электронной почты; подача заявок в форме электронного документа посредством электронной почты не позволяет обеспечить защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность таких заявок и их рассмотрение только после открытия доступа к ним в установленное время, что противоречит положениям части 4 статьи 77 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На момент подачи заявки N 1 (ООО "СГ "Компаньон") единая информационная система не была введена в эксплуатацию и функционалом официального сайта не предусматривалась возможность подачи заявки в форме электронного документа.
Таким образом, заявка N 1 (ООО "СГ "Компаньон") на участие в запросе котировок на страхование опасных производственных объектов направлена способом, не предусмотренным Законом о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "СГ "Компаньон" необоснованной.
Признать в действиях заказчика - Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Большевичка" Управления Федерального Агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу нарушение ч. 4 ст. 77 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в принятии заявки на участие в запросе котировок, направленной способом, не предусмотренным положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Выдать заказчику - Федеральному государственному казенному учреждению комбинат "Большевичка" Управления Федерального Агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу предписание об устранении нарушения ч. 4 ст. 77 Закона о контрактной системе в сфере закупок путем аннулирования запроса котировок на страхование опасных производственных объектов ОПО, номер извещения 0343100005315000041.
Передать жалобу ООО "СГ "Компаньон" (вх. N 3154 от 25.05.2015 г.) на действия заказчика - Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Большевичка" Управления Федерального Агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок на страхование опасных производственных объектов ОПО, номер извещения 0343100005315000041 в Территориальное управление федеральной службы финансово - бюджетного надзора по Курганской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 15 мая 2015 г. N 05-02/83-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016