Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Спиридонов И.И., рассмотрев материалы дела о совершении обществом с ограниченной ответственностью "Рем-Комп" (далее - ООО "Рем-Комп", общество), <_> правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие представителя общества, установил:
В Ульяновское УФАС России поступило заявление гр. Т. о нарушении антимонопольного законодательства (вх. N 210/ог от 23.04.2014). В заявлении указано, что Т. является патентообладателем промышленного образца "Дверное полотно", защищенного патентом на промышленный образец N <_> дата приоритета: с 25.11.2010. По просьбе Т. гр. С. у ООО "Рем-Комп" была приобретена дверь "Бриз-Рояль", что подтверждается договором N 57 (3) от 28.06.2013, бланком заказа N 57 (3) от 28.06.2013 и товарными чеками от 28.06.2013 и 23.08.2013. Указанная дверь передана патентному поверенному на экспертизу, по результатам которой установлено, что дверь модели "Бриз-Рояль", реализуемая ООО "Рем-Комп", идентична запатентованному промышленному образцу Т. Заявитель считает, что действия ООО "Рем-Комп" являются актом недобросовестной конкуренции, что противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции").
По заявлению Т. Ульяновским УФАС России приказом от 14.05.2014 N 99 возбуждено дело N 10928/06-2014 по признакам нарушения группой лиц в составе: ООО "Рем-Комп" и общества с ограниченной ответственностью "СОЮЗСТРОЙСЕРВИС" (далее - ООО "СОЮЗСТРОЙСЕРВИС") ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции". Определением от 15.05.2014 к участию в рассмотрении дела привлечены: ответчики - ООО "Рем-Комп" и ООО "СОЮЗСТРОЙСЕРВИС", заявитель - Т., заинтересованное лицо - индивидуальный предприниматель Т. (далее - ИП Т.)
Решением Ульяновского УФАС России от 15.01.2015 (резолютивная часть решения объявлена 23.12.2014) по делу N 10928/06-2014 действия ООО "Рем-Комп", выразившиеся в неправомерном использовании промышленного образца "Дверное полотно", защищенного патентом на промышленный образец N <_> от 25.11.2010, при введении в оборот дверей модели "Бриз", признаны недобросовестной конкуренцией, нарушением п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции". На основании решения по делу N 10928/06-2014 ООО "Рем-Комп" выдано предписание N 111 от 15.01.2014 о прекращении недобросовестной конкуренции.
Материалы дела N 10928/06-2014 переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от 31.03.2015 о возбуждении в отношении ООО "Рем-Комп" дела об административном правонарушении N 11990-К/06-2015 по ч. 2 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Составление протокола об административном правонарушении назначено в Ульяновском УФАС России на 20.04.2015 в 14 час. 30 мин. Определение от 31.03.2015 (исх. N 2030-05 от 31.03.2015) направлено ООО "Рем-Комп" по адресу места регистрации общества заказным письмом с уведомлением N 43206885550318 от 31.03.2015, которое по состоянию на 20.04.2015 адресатом не получено по неустановленным причинам. Впоследствии указанное заказное письмо возвращено в Ульяновское УФАС России по истечении срока хранения в отделении почтовой связи.
В соответствии с ч. 5 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, срок административного расследования по делу может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. подано ходатайство руководителю управления Спирчагову Г.С. о продлении срока административного расследования по делу N 11990-К/06-2015, которое признано подлежащим удовлетворению, срок административного расследования продлен на 1 месяц - до 20.05.2015.
Определением от 20.04.2015 составление протокола об административном правонарушении назначено на 19.05.2015 в 14 час. 20 мин. Определение от 20.04.2015 (исх. N 2531-06 от 21.04.2015) направлено ООО "Рем-Комп" по адресу места регистрации общества заказным письмом с уведомлением N 43206885637514 от 21.04.2015, которое по состоянию на 19.05.2015 обществом не получено из-за "временного отсутствия адресата". Впоследствии указанное заказное письмо возвращено в Ульяновское УФАС России по истечении срока хранения в отделении почтовой связи.
В Ульяновское УФАС России по состоянию на 19.05.2015 ООО "Рем-Комп" пояснений, ходатайств, иных документов по делу N 11990-К/06-2015 не представлено.
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц (официальный сайт Федеральной налоговой службы www.egrul.nalog.ru), по состоянию на 19.05.2015 ООО "Рем-Комп" является действующим юридическим лицом, зарегистрированным по адресу: <_> По указанному адресу обществу направлялась корреспонденция с процессуальными документами по делу N 11990-К/06-2015.
Исходя из п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (по аналогии права), в данном случае нельзя признать извещение ООО "Рем-Комп" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении ненадлежащим из-за неполучения обществом процессуальных документов, направляемых в его адрес.
Учитывая, что ООО "Рем-Комп" зарегистрировано по адресу: <_> и ранее направленная обществу заказная корреспонденция по данному адресу была получена, по аналогии права, общество считается уведомленным о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
На основании ст.ст. 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях временно исполняющим обязанности руководителя Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. в отношении ООО "Рем-Комп", в отсутствие представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении N 225 от 19.05.2015 по ч. 2 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола N 225 от 19.05.2015 и определение от 19.05.2015 о назначении рассмотрения дела N 11990-К/06-2015 на 02.06.2015 на 15 час. 00 мин. направлены (исх. N 3144-06 от 19.05.2015) ООО "Рем-Комп" заказным письмом с уведомлением N 43206886634994 от 20.05.2015, которое по состоянию на 02.06.2015 обществом не получено вследствие "временного отсутствия адресата".
В соответствии с п. 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Согласно ч. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Таким образом, ООО "Рем-Комп" считается уведомленным о месте и времени рассмотрения дела.
Из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства N 10928/06-2014 и дела об административном правонарушении N 11990-К/06-2015 усматривается следующее.
Т. является правообладателем промышленного образца "Дверное полотно", защищенного патентом на полезную модель Российской Федерации N <_> от 16.09.2011. Т. с ИП Т. заключен договор неисключительной лицензии от 16.01.2013 на срок действия патента на территории Российской Федерации. Согласно указанному лицензионному договору ИП Т. предоставлено право использования промышленного образца "Дверное полотно", патент N <_> позволяющее предпринимателю изготавливать, применять, предлагать к продаже, продавать и иным образом вводить в гражданский оборот продукцию, в котором использован промышленный образец на территории Российской Федерации.
ИП Т. (ОГРНИП <_>), осуществляет деятельность, в том числе, на рынке производства межкомнатных дверей. На основании лицензионного договора от 16.01.2013 ИП Т. производит и реализует межкомнатные двери по патенту на полезную модель Российской Федерации N <_> от 16.09.2011. С целью продвижения производимой продукции предприниматель распространяет рекламные каталоги своей продукции. Также выпускаемая продукция представлена на сайте http:// <_> Выпускаемые ИП Т. двери имеют сертификат соответствия N РОСС RU.3387.04ИВ00.04Н0202, сроком действия с 06.08.2013 по 06.08.2016. Реализацию продукции ИП Т. осуществляет через дилеров, зарегистрированных в г. Самаре, г. Саратове, г. Волгограде, г. Пензе, г. Ульяновске и других городах.
ООО "Рем-Комп" осуществляет деятельность, в том числе, на рынке розничной торговли межкомнатными дверями. Основной вид деятельности общества - производство столярных и плотницких работ (ОКВЭД 45.42).
Согласно товарной накладной N 3735 от 12.11.2012 на основании договора поставки N 14-01 от 27.01.2011 ИП Т. поставил ООО "Рем-Комп" двери: "Рояль Абрикос Тангенц. ДГ 60. Ч. Абрикос" - 2 шт., "Рояль Абрикос Тангенц. ДГО 60 (черное), Ч. Абрикос" - 1 шт., "Рояль Абрикос Тангенц. ДГО 80 (черное), Ч. Абрикос" - 2 шт., "Рояль Абрикос Тангенц. ДГ 80 (черное), Ч. Абрикос" - 1 шт.
В июне 2013 года, согласно бланку заказа N 57 (3) от 28.06.2013, приложению к договору N 57 (3) от 28.06.2013, ООО "Рем-Комп" продало физическому лицу межкомнатные двери "Бриз-Рояль" (массив сосны + ПВХ венге), стекло - белый триплекс, глянец, рисунок горизонтальный, пескоструй - с двух сторон.
В соответствии с экспертным заключением от 28.10.2013 патентного поверенного Г. дверное полотно "Бриз-Рояль", проданное ООО "Рем-Комп", содержит каждый признак промышленного образца "Дверное полотно", защищенного патентом Российской Федерации N <_>
ООО "СОЮЗСТРОЙСЕРВИС" обществу с ограниченной ответственностью ООО "СТРОЙТЕХРЕСУРС" (далее - ООО "СТРОЙТЕХРЕСУРС") поставляет межкомнатные двери "Бриз" на основании договора N 2 от 01.01.2013. На сайте http:// <_> представлена продукция ООО "СОЮЗСТРОЙСЕРВИС" (ООО "СТРОЙТЕХРЕСУРС" с целью продвижения межкомнатных дверей производства ООО "СОЮЗСТРОЙСЕРВИС" разместило на указанном сайте фотоснимки дверей с описанием), в том числе межкомнатные двери "Бриз".
ООО "СОЮЗСТРОЙСЕРВИС" согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (по состоянию на 13.05.2014) основным видом деятельности ООО "СОЮЗСТРОЙСЕРВИС" является производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий (ОКВЭД 20.30.1).
ООО "Рем-Комп" и ООО "СОЮЗСТРОЙСЕРВИС" образуют группу лиц в соответствии с п.п. 1 и 8 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции" (учредитель Д. владеет 100% доли в каждом обществе).
Группа лиц в составе: ООО "Рем-Комп" и ООО "СОЮЗСТРОЙСЕРВИС" является конкурентом ИП Т. на рынке производства деревянных строительных конструкций и столярных изделий (производство межкомнатных дверей) на территории Ульяновской области.
Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции").
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приправленные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.
Согласно ч. 3 ст. 1358 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изобретение или полезная модель признаются использованными в продукте или способе, если продукт содержит, а в способе использован каждый признак изобретения или полезной модели, приведенный в независимом пункте содержащейся в патенте формулы изобретения или полезной модели, либо признак, эквивалентный ему и ставший известным в качестве такового в данной области техники до совершения в отношении соответствующего продукта или способа действий, предусмотренных ч. 2 ст. 1358 ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1229 ГК РФ использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции", группа лиц в составе: ООО "Рем-Комп" и ООО "СОЮЗСТРОЙСЕРВИС" ввела в гражданский оборот дверное полотно "Бриз-Рояль", в котором незаконно используются результаты интеллектуальной деятельности - промышленного образца "Дверное полотно", защищенного патентом Российской Федерации N <_> неисключительной лицензией на использование которой обладает ИП Т.
В период рассмотрения дела N 10928/06-2014 ООО "СОЮЗСТРОЙСЕРВИС" реорганизовано в форме присоединения к ООО "Рем-Комп", 19.08.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ООО "СОЮЗСТРОЙСЕРВИС". Данный факт подтверждается документами, представленными по запросу Ульяновского УФАС России Инспекцией ФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска (исх. N 06-22/12531 от 26.11.2014, вх. N 10011 от 28.11.2014). В соответствии с решением единственного учредителя ООО "Рем-Комп" N 31 от 19.08.2014 в виды деятельности общества добавлены следующие виды деятельности: производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярных изделий; производство прочих изделий из дерева.
Согласно ч. 2 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью "Рем-Комп" совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения. В частности, учитывается то, что нормы закона, нарушенные ООО "Рем-Комп" (ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции"), направлены на пресечение недобросовестной конкуренции, защиту конкурентных отношений.
Обстоятельства, признаваемые смягчающими административную ответственность, отягчающими административную ответственность, отсутствуют.
Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное ООО "Рем-Комп", несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере пресечения недобросовестной конкуренции, защиты конкуренции на рынке производства и реализации межкомнатных дверей. Кроме того, согласно п.п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Аналогичная правовая позиция закреплена в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Указанные обстоятельства исключают применение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Затребованные Ульяновским УФАС России сведения о сумме выручки ООО "СОЮЗСТРОЙСЕРВИС" и ООО "Рем-Комп" от реализации продукции за 2012, 2013 и 2014 годы, в том числе от реализации межкомнатных дверей, документально подтвержденная информация о финансовом положении юридического лица ООО "Рем-Комп" не представлены, поэтому не представляется возможным определить сумму выручки общества от реализации товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности - промышленного образца "Дверное полотно" (в целях определения размера штрафа от суммы выручки). Вместе с тем, ч. 2 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен минимальный размер штрафа за рассматриваемое правонарушение - 100 000 рублей.
Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью "Рем-Комп" наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить обществу с ограниченной ответственностью "Рем-Комп" административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.
На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения копии постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ (в редакции закона от 05.04.2013 N 49-ФЗ) административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.
Штраф уплачивается по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы).
Налоговый орган: ИНН 7325002331.
Код КПП 732501001.
Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск, БИК 047308001.
Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140.
ОКТМО 73701000.
Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
Об уплате штрафа сообщить в срок до 01.09.2015, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.
При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Временно исполняющий обязанности
руководителя управления И.И. Спиридонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 11990-К/06-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016