Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 15 мая 2015 г. N 225
Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в составе:
председатель Комиссии: "_"; члены Комиссии: "_", "_";
при участии представителей ОАО "Дорожная служба Иркутской области" (далее ОАО "ДСИО") - "_", "_", представителя заинтересованного лица ОСАО "Ингосстрах" "_", в отсутствие представителя заявителя ОАО СК "Альянс", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу ОАО СК "Альянс" на действия заказчика ОАО "ДСИО" при размещении заказа N 31502320950, установила:
В Управление ФАС по Иркутской области обратилось ОАО СК "Альянс" с жалобой на действия заказчика ОАО "Дорожная служба Иркутской области" (далее ОАО "ДСИО") при размещении заказа N 31502320950 (запроса предложений на оказание услуг по комплексному страхованию строительно-монтажных рисков по объекту "Выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Иркутск-Листвянка" на участке км 8 -км-12 в Иркутском районе Иркутской области"), связанные с необоснованным установлением для определенной категории участников закупки (лиц, предложивших цену договора, которая на 25 и более % ниже начальной (максимальной) цены договора) обеспечения исполнения договора в размере, превышающем начальную (максимальную) цену договора, а также в связи с отсутствием в документации о закупке порядка оценки по критерию "Предложения по условиям страхования".
Жалоба заявителя рассмотрена в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Жалоба заявителя содержит следующие доводы.
Согласно пункту 7.4 Информационной карты начальная (максимальная) цена договора составляет 16 532 779,00 рублей.
Пунктом 7.18 Информационной карты Заказчиком установлен способ и размер обеспечения исполнения обязательств по договору, срок и порядок его предоставления. В частности, указано: с участником закупочной процедуры, с которым заключается договор, предложившим цену договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере 10 (Десяти) % от лимита ответственности страховщика (страховой суммы) по риску "МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ" предмету и средствам проведения строительно-монтажных работ - 152 900 000 рублей 00 копеек.
По мнению заявителя, данное положение документации противоречит подпункту "у" пункта 14.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "ДСИО", согласно которому размер обеспечения исполнения договора не может превышать 30% начальной цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении закупки (при необходимости).
Кроме того, согласно пункту 7.18 Информационной карты требование об обеспечении исполнения договора установлено Заказчиком только для участников закупки, предложивших цену договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора.
Заявитель считает, что таким образом Заказчик предоставил отдельным участникам запроса предложений (не снижающих цену более чем на 25% от начальной цены договора) преимущественные условия участия в таком запросе предложений, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и установил неизмеряемые требования к участникам закупки в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 3 ФЗ N 223.
Кроме того, заявитель указал на отсутствие в документации порядка оценки заявок по критерию "Предложения по условиям страхования", поскольку документацией определено, что наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим для Заказчика предложением по требуемому критерию с ранжированием заявок от 0 до 100 баллов, однако каким образом происходит такое ранжирование из документации не следует.
Заявитель полагает, что вышеуказанный факт является нарушением подпунктов "г", "д" п. 4.1 и п/п "г" п. 4.2 Положения о закупках ОАО "ДСИО", что указывает на несоблюдение Заказчиком требований ч. 2 ст. 2 ФЗ N 223.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику соответствующее предписание.
Организатором закупки представлены письменные возражения по существу жалобы следующего содержания.
ОАО "ДСИО" полагает, что жалоба ОАО СК "Альянс" не обоснована по следующим основаниям:
В рамках государственного контракта N 06/254-14 от 30.12.2014 г. на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Иркутск-Листвянка" на участке км 8 - км 12 в Иркутском районе Иркутской области, заключенного с ОГКУ "Дирекция автодорог", ОАО "ДСИО" обязано заключить договор комплексного страхования строительно-монтажных рисков, страховая сумма по которому составляет 1 529 000 000 руб.
В связи со столь значительной суммой было принято решение указать в документации запроса предложений ОАО "ДСИО" требование по обеспечению исполнения договора в следующем виде: "С участником закупочной процедуры, с которым заключается договор, предложившим цену договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере 10 (Десяти) % от лимита ответственности страховщика (страховой суммы) по риску "МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ" предмету и средствам проведения строительно-монтажных работ - 152 900 000 рублей 00 копеек".
При этом, в п/п "у" п. 14.3 Положения о закупках ОАО "ДСИО" указано, что размер обеспечения исполнения договора не может превышать тридцать процентов начальной цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении закупки (при необходимости).
Однако, установление ограничения размера обеспечения возможно при необходимости в этом. При проведении обжалуемого запроса предложений в закупочной документации не установлена необходимость в установлении ограничения размера обеспечения, в документации указана конкретная сумма обеспечения исполнения договора. При проведении данной процедуры не было необходимости устанавливать ограничение размера обеспечения, т.к. страховая сумма по договору страхования очень значительная.
ОАО "ДСИО" полагает, что в данном случае нарушения п/п "у" п. 14.3 Положения о закупках не допускало.
Также ОАО "ДСИО" полагает, что установление требования об обеспечении исполнения договора только для участников закупки, предложивших цену договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора не является нарушением Закона о защите конкуренции поскольку Положением о закупках ОАО "ДСИО" предусмотрено, что закупочная документация должна содержать размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок его предоставления, условия удержания обеспечения в случае, если Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения договора.
По доводу заявителя относительно ограничения прав участников закупки установлением обеспечения договора для лиц, снизивших цену на 25% и ниже начальной цены договора, ОАО "ДСИО" указало на его необоснованность по причине отсутствия в данном положении документации нечетких (не измеряемых требований) определений.
По поводу оценки заявок по критерию "Предложения по условиям страхования" в разделе 11. КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗАЯВОК документации запроса предложений указано: "Для определения рейтинга заявки по критерию "Предложения по условиям страхования" в документации о запросе предложений установлена форма 5, в которой участники закупочной процедуры обязаны представить свои предложения по данному критерию.
Наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим для Заказчика предложением по требуемому критерию.
Закупочная комиссия производит ранжирование поданных заявок в баллах по установленному для критерия диапазону от 0 до 100 баллов.
Для расчета итогового рейтинга по данному критерию рейтинг, присуждаемый заявке, умножается на значимость критерия 70 %.
Таким образом, ОАО "ДСИО" считает, что не допускало нарушения Положения о закупках, поскольку порядок оценки документацией определен.
На основании изложенного, ОАО "ДСИО" просит признать жалобу заявителя необоснованной.
При рассмотрении жалобы по существу представителями ОАО "ДСИО" вышеизложенные доводы письменных возражений поддержаны в полном объеме.
Представителем заинтересованного лица ОСАО "Ингосстрах" в устной форме даны пояснения, в соответствии с которыми данный участник закупки согласен с доводом заявителя об отсутствии в документации порядка оценки по критерию "Предложения по условиям страхования".
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы ОАО СК "Альянс", письменные возражения ОАО "ДСИО", устные пояснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, установила следующее.
30.04.2015 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении ОАО "ДСИО" запроса предложений N 31502320950 на оказание услуг по комплексному страхованию строительно-монтажных рисков по объекту "Выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Иркутск-Листвянка" на участке км 8 -км-12 в Иркутском районе Иркутской области". Начальная (максимальная) цена договора составляет 16 532 779,00 рублей. Документация на проведение запроса предложений утверждена Генеральным директором ОАО "ДСИО" "_".
Закупка проводится на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - ФЗ N 223) и в порядке, установленном Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "ДСИО", утвержденным протоколом совета директоров ОАО "ДСИО" от 16.12.2013 г. (далее - Положение).
Основным доводом жалобы ОАО СК "Альянс" является несоответствие положения документации об обеспечении исполнения договора (превышающем 30% начальной (максимальной) цены договора) подпункту "у" пункта 14.3 Положения.
Пунктом 7.18 Информационной карты документации установлен способ и размер обеспечения исполнения обязательств по договору, срок и порядок его предоставления, а именно - с участником закупочной процедуры, с которым заключается договор, предложившим цену договора, снижающую начальную (максимальную) цену договора на 25 и более %, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере 10 (десяти) % от лимита ответственности страховщика (страховой суммы) по риску "Материальный ущерб" предмету и средствам проведения строительно-монтажных работ - 152 900 000 рублей 00 копеек.
Согласно п. 1.1 Положения, последнее является документом, регламентирующим закупочную деятельность ОАО "ДСИО", и содержит требования к закупке, в том числе к порядку подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные сведения, связанные с обеспечением закупочной деятельности Заказчика. Аналогичное определение содержится в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - ФЗ N 223).
Согласно ч. 10 ст. 4 ФЗ N 223 в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке.
Пунктом 7.1 Положения установлено, что процедуры, связанные с закупкой, должны осуществляться в полном соответствии с требованиями настоящего Положения.
В соответствии с п/п "у" п. 14.3 Положения, закупочная документация утверждается Заказчиком и содержит сведения, определенные настоящим Положением, в том числе размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок его предоставления, условия удержания обеспечения в случае, если Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения договора. Размер обеспечения исполнения договора не может превышать тридцать процентов начальной цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении закупки (при необходимости).
С учетом того факта, что начальная цена договора по рассматриваемой закупке составляет 16 532 779,00 рублей, а требуемое в документации обеспечение исполнения договора составляет 152 900 000 рублей, ОАО "ДСИО" нарушено требование п/п "у" п. 14.3 Положения, поскольку сумма обеспечения в разы превышает начальную цену договора, что в свою очередь является нарушением требования ч. 10 ст. 4, ч. 2 ст. 2 ФЗ N 223 и п. 1.1, п. 7.1 Положения по причине несоответствия документации о закупке требованиям Положения.
В обоснование такого указания документации представители ОАО "ДСИО" пояснили, что данное положение внесено в документацию в качестве антидемпинговой меры, снижающей риски Заказчика, а также указали на наличие возможности указывать любую сумму обеспечения договора, обусловив данную возможность указанием Положения "(при необходимости)".
Комиссия Иркутского УФАС России критично относится к вышеприведенным доводам представителей ОАО "ДСИО", поскольку Положением фактически установлено ограничение суммы обеспечения исполнения договора без указания на какие-либо исключения в применении данного пункта Положения, что свидетельствует об отсутствии у представителей ОАО "ДСИО" правовых оснований утверждать обратное, ссылаясь на фразу "(при необходимости)", вырванную из контекста п/п "у" п. 14.3 Положения, и не относящуюся к возможному поведению Заказчика при определении суммы обеспечения исполнения договора, а являющуюся указанием на фактическое применение данной нормы в случае установления Заказчиком обеспечения исполнения договора.
Вторым доводом заявителя является ограничение прав участников закупки установлением обеспечения договора для лиц, снизивших цену на 25% и ниже начальной цены договора, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ (далее Закон о защите конкуренции) и п. 4 ч. 1 ст. 3 ФЗ N 223.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Комиссией Иркутского УФАС России данный довод заявителя признан несостоятельным, поскольку в рассматриваемом случае участники закупки, не снижающие цену более чем на 25% от начальной цены договора, не получают преимуществ по отношению к иным участникам закупки по причине безотносительности мер по обеспечению исполнения договора к непосредственной процедуре закупки, а также по причине отсутствия возможности определения победителя закупки только по критерию "Цена договора", значимость которого в соответствии с условиями документации равна 30 % из 100 возможных.
Подтвердить наличие либо отсутствие факта ограничения допуска к участию в закупке путем установления Заказчиком неизмеряемых требований к участникам закупки в рамках рассмотрения настоящей жалобы не представляется возможным по причине приостановления процедуры закупки на стадии вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений, то есть до рассмотрения заявок закупочной комиссией ОАО "ДСИО". Вместе с тем, комиссия Иркутского УФАС России считает необходимым отметить, что в рассматриваемом случае у закупочной комиссии ОАО "ДСИО" отсутствует правовая возможность отказать в допуске до участия в закупке исходя из размера ценового предложения потенциального участника закупки (при условии соблюдения требования документации о подаче ценового предложения, не превышающего начальную (максимальную) цену договора).
Следующим доводом заявителя является отсутствие в документации порядка оценки заявок по критерию "Предложения по условиям страхования".
При рассмотрении документации о закупке комиссией Иркутского УФАС России установлено, что относительно порядка оценки заявок по критерию "Предложения по условиям страхования" п. 7.16. Информационной карты документации о закупке установлена значимость данного критерия равная 70%, в Разделе 11 (п. 2) документации указано, что наибольшее количество баллов по рассматриваемому критерию присваивается заявке с лучшими для Заказчика предложениями. Закупочная комиссия производит ранжирование поданных заявок в баллах по установленному для каждого критерия диапазону от 0 до 100 баллов. Для расчета итогового рейтинга по заявке. Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Предложения по условиям страхования", умножается на соответствующую значимость критерия 70%.
При этом порядок присвоения баллов (от 0 до 100) по рассматриваемому критерию в документации не определен, что указывает на возможность закупочной комиссии осуществлять ранжирование заявок по такому критерию на свое усмотрение (субъективно).
В соответствии с п. 13 ч. 10 ст. 4 ФЗ N 223 в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно п. 12.1 Положения документация на проведение закупки должна содержать порядок и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования п. 13 ч. 10 ст. 4 ФЗ N 223 и п. 12.1 Положения, поскольку документация на проведение запроса предложений не содержит порядок оценки заявок по критерию "Предложения по условиям страхования" в части присвоения заявкам участников запроса предложений баллов (от 0 до 100) по данному критерию.
Наличие выявленных комиссией Иркутского УФАС России нарушений указывает на необходимость выдачи ОАО "ДСИО" соответствующего предписания.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ Комиссия решила
Признать жалобу ОАО СК "Альянс" обоснованной.
Признать заказчика ОАО "Дорожная служба Иркутской области" нарушившим:
- п. 1.1., п. 7.1., п/п "у" п. 14.3. Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Открытого акционерного общества "Дорожная служба Иркутской области" (Положение о закупках ОАО "ДСИО") и ч. 2 ст. 2, ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в связи с установлением в документации на проведение запроса предложений N 31502320950 размера обеспечения исполнения договора, превышающего предельный размер обеспечения исполнения договора, установленный Положением о закупках ОАО "ДСИО";
- п. 12.1. Положения о закупках ОАО "ДСИО" и п. 13 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в связи с отсутствием в документации на проведение запроса предложений N 31502320950 порядка оценки заявок по критерию "Предложения по условиям страхования" в части присвоения заявкам участников запроса предложений баллов (от 0 до 100) по данному критерию.
3. Выдать ОАО "Дорожная служба Иркутской области" предписание об аннулировании запроса предложений N 31502320950.
4. Копию решения направить в адрес лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы.
5. Копию решения и предписания направить ОАО "Дорожная служба Иркутской области".
6. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
ПРЕДПИСАНИЕ N 110
15 мая 2015 г. г. Иркутск
Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:
председатель Комиссии: "_"; члены Комиссии: "_", "_";
при участии представителей ОАО "Дорожная служба Иркутской области" (далее ОАО "ДСИО") - "_", "_", представителя заинтересованного лица ОСАО "Ингосстрах" "_", в отсутствие представителя заявителя ОАО СК "Альянс", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу ОАО СК "Альянс" на действия заказчика ОАО "ДСИО" при размещении заказа N 31502320950, предписывает:
1. Заказчику - Открытому акционерному обществу "Дорожная служба Иркутской области" (664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 88) в срок, не превышающий три рабочих дня с момента получения настоящего предписания устранить допущенное нарушение антимонопольного законодательства путем аннулирования запроса предложений - извещение на сайте www.torgi.gov.ru: N 31502320950.
2. Информацию об исполнении предписания (с приложением подтверждающих документов) предоставить не позднее 1 рабочего дня с момента исполнения настоящего предписания.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 мая 2015 г. N 225
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016