Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
N 39/2012 (опубликовано 28 июня 2012 г.)
________________ РЕШЕНИЕ г. Краснодар Резолютивная часть решения объявлена 15.06.2012 Полный текст решения изготовлен 28.06.2012 Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе: Председатель комиссии: Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, Члены комиссии: Найденова С.А. - заместитель начальника отдела контроля в ТЭК и связи; Жигунова А.В. - главный специалист-эксперт отдела в ТЭК и связи; рассмотрев дело N 39/2012 по признакам нарушения ОАО "Кубаньэнергосбыт" пунк-та 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07. 2006 N 135-ФЗ "О защите конку-ренции", УСТАНОВИЛА: Из отдела МВД России по Туапсинскому району в Управление федеральной ан-тимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Управление) поступили све-дения, указывающие на признаки нарушения в действиях ОАО "Кубаньэнергосбыт" (350000, г. Краснодар, ул. Гимназическая, 55/1) п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во введении ограниче-ния режима потребления электрической энергии на объекты электросетевого хозяйства СТ "Моряк" (Краснодарский край, Туапсинский район, 9 км. Сочинского шоссе) (далее - СТ "Моряк"), что повлекло прекращение подачи электрической энергии на объекты энергопотребления граждан, расположенных на территории СТ "Моряк", а также энер-гопринимающие устройства граждан СТ "Рыбак" и СТ "Гранат", технологически при-соединенные к электрическим сетям СТ "Моряк". В связи с ненадлежащим исполнением СТ "Моряк" обязательств по оплате элек-трической по состоянию на 21.11.2011, в размере 158,6 тыс. руб. ОАО "Кубаньэнер-госбыт" в адрес СТ "Моряк" направлено уведомление от 21.11.2011 N 155. В уведомлении от 21.11.2011 N 155 ОАО "Кубаньэнергосбыт" указало, что в случае неоплаты задолженности в срок до 28.11.2011,ОАО "Кубаньэнергосбыт" с 29.11.2011 будет произведено частичное ограничение режима потребления электро-энергии силами персонала Товарищества, в присутствии и под контролем представите-ля сетевой организации и (или) ОАО "Кубаньэнергосбыт". В случае отказа самостоя-тельно произвести ограничение режима электропотребления путем отключения собст-венных энергетических устройств и не допуска персонала сетевой организации и (или) ОАО "Кубаньэнергосбыт" для контроля введения ограничений, а также неоплаты за-долженности в полном объеме в срок до 01.12.2011, будет вынуждено с 02.12.2011 ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии. Согласно акту ограничения, отключения, проверки, под контролем представи-теля ОАО "Кубаньэнергосбыт" 07.12.2011 силами СТ "Моряк" произведено отключе-ние энергетических установок СТ "Моряк" - ТПТ-114 от питающих центров сетевой организации. Поставка электрической энергии на объекты садового товарищества "Моряк", а также жилые дома граждан, расположенные на территории СТ "Рыбак" и СТ "Гранат" и технологически присоединенные к электрическим сетям СТ "Моряк", осуществляет-ся на основании договора энергоснабжения от 01.11.2006 N 255976 (далее - Договор), заключенного между СТ "Моряк" и ОАО "Кубаньэнергосбыт". СТ "Моряк" осуществляет покупку электрической энергии у ОАО "Кубаньэнер-госбыт" в соответствии с заключенным Договором для последующей поставки элек-трической энергии на дачные участки (жилые дома) участникам товарищества, а также на участки граждан СТ "Рыбак" и СТ "Гранат", технологически присоединенные к электрическим сетям СТ "Моряк". Оплата за потребленную электрическую энергию СТ "Моряк" осуществляется по тарифу на электрическую энергию для населения и по-требителей, приравненных к категории "население" в размере 3,06 руб. за 1 кВтч (приказ РЭК - ДЦиТ КК от 24.11.2010 N 25/2010-э). Таким образом, правоотношения СТ "Моряк" и ОАО "Кубаньэнергосбыт" по снабжению электроэнергией садовых участков Товарищества, а также на участки гра-ждан СТ "Рыбак" и СТ "Гранат", технологически присоединенные к электрическим сетям СТ "Моряк", связаны с предоставлением коммунальной услуги гражданам (и со-ответственно затрагивают их права и законные интересы) исполнителем которой явля-ется СТ "Моряк", и регулируются Правилами N 307. Пунктом 80 Правил N 307 предусмотрено, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг, в том числе энергоснабжение, через один месяц после письменного предупреждения потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных ус-луг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размеров платы. При этом пунктами 85 и 86 Правил N 307 установлено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресур-сов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законода-тельством Российской Федерации и договором, не допускается.
ОАО "Кубаньэнергосбыт" в соответствии с решением РЭК-ДЦиТ КК от 18.10.2006 г. N 45/2006-Э "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков" осуществляет деятельность на территории Краснодарского края в каче-стве гарантирующего поставщика. По результатам проведенного Управлением анализа розничного рынка электриче-ской энергии за 2011 год, ОАО "Кубаньэнергосбыт" занимает на розничном рынке электрической энергии Краснодарского края долю равную 45%. Указанная доля пре-вышает доли других хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность на роз-ничном рынке реализации электрической энергии. Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкурен-ции" по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния кон-куренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля ко-торого на рынке определенного товара составляет менее чем тридцать пять процентов и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке ОАО "Кубаньэнергосбыт", в соответствии с решением Региональной энергети-ческой комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.10.2006 г. N 45/2006-Э "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков" на территории Краснодарского края осуществляет деятельность в качестве гаранти-рующего поставщика. С учетом вышеизложенного ОАО "Кубаньэнергосбыт" занимает доминирующее положение на рынке услуг розничной реализации электрической энергии на террито-рии Краснодарского края, с долей равной 45%. На основании вышеизложенного в действиях ОАО "Кубаньэнергосбыт" установ-лены признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещаются действия (бездейст-вие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конку-ренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности экономически или тех-нологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии воз-можности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. Приказом от 16.02.2012 N 41 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рас-смотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении ОАО "Кубаньэнергосбыт" возбуждено дело N 39/2012 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Определением о назначении дела N 39/2012 о нарушении антимонопольного за-конодательства к рассмотрению от 29.02.2012, назначена дата рассмотрения дела - 29.03.2012. Комиссия в полном объеме, изучив все обстоятельства и имеющиеся в деле N 39/2012 доказательства, выслушав мнения сторон по данному делу, установила сле-дующее: В Отдел МВД России по Туапсинскому району поступили заявлениям граждан энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электриче-ским сетям СТ "Моряк" (Туапсинский район, 9 км Сочинское шоссе), на действия ОАО "Кубаньэнергосбыт" по факту введения ограничения режима потребления элек-трической энергии на объекты электросетевого хозяйства СТ "Моряк". В ходе проведения проверки Отделом МВД России по Туапсинскому району ус-тановлено, что энергопринимающие устройства граждан Архипова В.П. и Рощиной А.Н., располагаются на территории СТ "Гранат" и СТ "Рыбак" соответственно и тех-нологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства СТ "Моряк". Поставка электрической энергии на объекты садового товарищества "Моряк", а также энергопринимающие устройства граждан, расположенные на территории СТ "Рыбак" и СТ "Гранат" и технологически присоединенные к электрическим сетям СТ "Моряк", осуществляется на основании договора энергоснабжения от 01.11.2006 N 255976 (далее - Договор), заключенного между СТ "Моряк" и ОАО "Кубаньэнергос-быт". Предметом Договора является продажа Гарантирующим поставщиком электро-энергии (мощности) в точке поставки, указанной в Приложении N 1, на границе ба-лансовой принадлежности в пределах мощности, разрешенной техническими условия-ми на присоединение и (или) Актом разграничения балансовой принадлежности элек-тросетей и эксплуатационной ответственности сторон, а Потребитель (СТ "Моряк") обязуется оплачивать приобретаемую электроэнергию (мощность) на условиях и в ко-личестве, определенных настоящим Договором.
Точкой поставки электрической энергии в соответствии с Приложением N 1 к Договору "Перечень точек поставки, по которым производится контроль и расчет за отпущенную электроэнергию и мощность", является ту N 101 сад об-во 9 км Сочин-ское шоссе с местом установки учета и напряжением - ТПТ-114 Фидер: ШП-3. Комиссией в ходе рассмотрения дела с учетом представленной информации ус-тановлено, что в ходе исполнения обязательств по Договору энергоснабжения у СТ "Моряк" перед Гарантирующим Поставщиком образовалась задолженность за потреб-ленную электрическую энергию. ОАО "Кубаньэнергосбыт", руководствуясь нормами действующего гражданского законодательства, а также положениями Основных поло-жений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ранее - Правила функциони-рования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформиро-вания электроэнергетики), для защиты нарушенных прав, в соответствии с заключен-ным Договором энергоснабжения, осуществлены следующие действия Уведомлением от 20.12.2010 N 601, направленным ОАО "Кубаньэнергосбыт" в адрес СТ "Моряк" указано, что СТ "Моряк" по состоянию на 20.12.2010 не исполне-ны обязательства по оплате электрической энергии в размере 79,6 тыс. руб. В случае не оплаты задолженности в срок до 24.12.2010 ОАО "Кубаньэнергос-быт", сославшись на пп. 164, 165,166,167 Правил функционирования розничных рын-ков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, действовавших на дату направления уведомления, указало о введении частичного ограничения режима потребления электроэнергии силами персонала Товарищества, в присутствии и под контролем представителя сетевой организации и (или) ОАО "Кубаньэнергосбыт" с 27.12.2010. В случае отказа самостоятельно произвести ограничение режима электро-потребления путем отключения собственных энергетических устройств и не допуска персонала сетевой организации и (или) ОАО "Кубаньэнергосбыт" для контроля вве-дения ограничений, а также неоплаты задолженности в полном объеме в срок до 29.12.2010, будет вынуждено с 30.12.2010 ввести полное ограничение режима потреб-ления электроэнергии. 20.12.2010 уведомление от 20.12.2010 N 601 было вручено нарочно ответствен-ному за электрохозяйство СТ "Моряк", о чем свидетельствует отметка о вручении. В соответствии с пояснениями ОАО "Кубаньэнергосбыт", представленными в рамках материала дела следует, что акт ограничения к уведомлению N 601 от 20.12.2010 не составлялся, в связи с тем, что действия по введению режима ограниче-ния потребления электрической энергии на основании уведомления от 20.12.2010 N 601 не производились. Со стороны Заявителей документального подтверждения осуществления огра-ничения потребления электрической энергии, в соответствии с уведомлением от 20.12.2010 N 601 не представлено. Уведомлением от 25.03.2011 N 125, направленным ОАО "Кубаньэнергосбыт" в адрес СТ "Моряк" указано, что СТ "Моряк" по состоянию на 25.03.2011 не исполне-ны обязательства по оплате электрической энергии в размере 79,6 тыс. руб. В случае не оплаты задолженности в срок до 01.04.2011 ОАО "Кубаньэнергос-быт", сославшись на пп. 164, 165,166,167 Правил функционирования розничных рын-ков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, в редакции действовавшей на дату направления уведомления, указало о введении частичного ог-раничения режима потребления электроэнергии силами персонала Товарищества, в присутствии и под контролем представителя сетевой организации и (или) ОАО "Ку-баньэнергосбыт" с 01.04.2011. В случае отказа самостоятельно произвести ограниче-ние режима электропотребления путем отключения собственных энергетических уст-ройств и не допуска персонала сетевой организации и (или) ОАО "Кубаньэнергосбыт" для контроля введения ограничения, а также неоплаты задолженности в полном объеме в срок до 01.04.2011, будет вынуждено с 06.04.2011 ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии. 25.03.2011 уведомление от 25.03.2011 N 125 было вручено нарочно ответствен-ному за электрохозяйство СТ "Моряк", о чем свидетельствует отметка о вручении. Согласно акту ограничения, отключения, проверки, 08.04.2011 силами СТ "Мо-ряк", под контролем представителя ОАО "Кубаньэнергосбыт" инспектора Ермаченкова В.Н., произведено отключение энергетических установок СТ "Моряк" - ТПТ-114 от питающих центров сетевой организации. Исходя из сведений, представленных ОАО "Кубаньэнергосбыт" (расчет задол-женности за потребленную электроэнергию СТ "Моряк" перед ОАО "Кубаньэнергос-быт" за период с 01.01.10 по 31.12.10 и с 01.01.11 по 31.12.11) следует, что задолжен-ность в сумме 79,6 тыс. руб. по состоянию на 25.03.2011 образовалась из остатка обя-зательств по оплате за потребленную электроэнергию, не исполненных СТ "Моряк" в октябре 2010 г., в размере - 7927,68 тыс. руб.
и неисполненных обязательств в ноябре 2010 г., в размере - 71646,5 тыс. руб. В связи с ненадлежащим исполнением СТ "Моряк" обязательств по оплате элек-трической энергии по состоянию на 21.11.2011, в размере 158,6 тыс. руб. ОАО "Ку-баньэнергосбыт" в адрес СТ "Моряк" направлено уведомление от 21.11.2011 за N 155. В уведомление от 21.11.2011 N 155 ОАО "Кубаньэнергосбыт" указало, что в случае неоплаты задолженности в срок до 28.11.2011,ОАО "Кубаньэнергосбыт" с 29.11.2011 будет произведено частичное ограничение режима потребления электро-энергии силами персонала Товарищества, в присутствии и под контролем представите-ля сетевой организации и (или) ОАО "Кубаньэнергосбыт". В случае отказа самостоя-тельно произвести ограничение режима электропотребления путем отключения собст-венных энергетических устройств и не допуска персонала сетевой организации и (или) ОАО "Кубаньэнергосбыт" для контроля введения ограничений, а также неоплаты за-долженности в полном объеме в срок до 01.12.2011, будет вынуждено с 02.12.2011 ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии. Согласно акту ограничения, отключения, проверки, 07.12.2011 силами СТ "Мо-ряк", под контролем представителя ОАО "Кубаньэнергосбыт" - инспектора Сотушкина С.А., произведено отключение энергетических установок СТ "Моряк" - ТПТ-114 от питающих центров сетевой организации. Исходя из сведений, представленных ОАО "Кубаньэнергосбыт" (расчет задол-женности за потребленную электроэнергию СТ "Моряк" перед ОАО "Кубаньэнергос-быт" за период с 01.01.11 по 31.12.11) следует, что задолженность в сумме 158,6 тыс. руб. по состоянию на 21.11.2011 образовалась из остатка обязательств по оплате за по-требленную электроэнергию, не исполненных СТ "Моряк" в июле 2011 г., в размере - 3139,13 тыс. руб. и неисполненных обязательств в сентябре 2011, в размере - 155432,7 тыс. руб (в августе 2011 в графе потребление - 0 кВт/ч, в октябре 2011 г. - 0 кВт/ч). Комиссия изучив, представленные в рамках дела сведения и документы, приходит к выводу, что ОАО "Кубаньэнергосбыт", инициировав введение режима ограничения потребления электрической энергии на объекты электросетевого хозяйства СТ "Мо-ряк", в порядке, определенном Основными положениями функционирования рознич-ных рынков электрической энергии", утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ранее - Правила функционирования розничных рынков элек-трической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики), осуще-ствила действия в противоречии нормам действующего законодательства. Согласно п. 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и ис-правность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 статьи 544 ГК РФ). Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставле-ния коммунальных услуг гражданам" (далее Правила307) даны определения, в том числе следующим понятиям: коммунальные услуги - деятельность исполнителя ком-мунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотве-дению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный пред-приниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобре-тающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инже-нерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммуналь-ные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество соб-ственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобре-тающая коммунальные ресурсы; потребитель - гражданин, использующий коммуналь-ные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществ-лением предпринимательской деятельности; коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг; управляю-щая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвер-жденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), под коммунальными услугами понимается деятельность ис-полнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабже-нию, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечиваю-щая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие ком-мунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отве-чающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием кото-рых потребителю предоставляются коммунальные услуги. В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 "О садовод-ческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон о садоводах), садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объе-динение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товари-щество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, са-доводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерче-ская организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, ого-родничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение). Согласно ст. 7 Закона о садоводах, садоводческое, огородническое или дачное не-коммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе, в том числе осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотрен-ных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения, а также заклю-чать договоры. Членами СНТ посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридиче-ского лица. При этом под имуществом общего пользования понимается имущество, предназначенное для обеспечения в пределах границ некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения, в том числе в электро-снабжении. В силу п. 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресур-сов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. В соответствии с пунктами 89 и 91Основных положений функционирования роз-ничных рынков электрической энергии (ранее - Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электро-энергетики, действовавших на дату направления уведомления от 25.03.2011 N 125) ут-вержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, в редакции, дей-ствовавшей на дату направления уведомления от 21.11.2011 за N 155, исполнитель коммунальных услуг приобретает электрическую энергию у гарантирующего постав-щика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов комму-нальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Таким образом СТ "Моряк" является исполнителем коммунальных услуг и осу-ществляет покупку электрической энергии у ГП в соответствии с заключенным Дого-вором для последующей поставки электрической энергии на дачные участки (жилые дома) участникам товарищества, а также на участки граждан СТ "Рыбак" и СТ "Гра-нат" технологически присоединенные к электрическим сетям СТ "Моряк". Оплата за потребленную электрическую энергию СТ "Моряк" осуществляется по тарифу на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории "население" в размере 3,06 руб. за 1 кВтч (приказ РЭК - ДЦиТ КК от 24.11.2010 N 25/2010-э). Пунктом 78 постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утвержде-нии основных положений функционирования розничных рынков электрической энер-гии" (в редакции, действовавшей на дату введения ограничения режима потребления электрической энергии в соответствии с уведомлениями от 25.0.2011 N 125), опреде-лено, что приостановление подачи электрической энергии в рамках оказания комму-нальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии с жилищным за-конодательством Российской Федерации, Приостановление подачи электрической энергии в рамках оказания коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии жилищным законода-тельством. В силу требований части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в по-рядке, которые предусмотрены названным Кодексом, другими федеральными закона-ми.
В силу статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав жилищного законодательства входят Правила N 307, регулирующие отношения между исполните-лями и потребителями коммунальных услуг. Разделом Х Правил определен порядок приостановления или ограничение предос-тавления коммунальных услуг. В соответствии с п. 80. Правил N 307 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2010 N 580) исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответст-вующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия со-глашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения (данная редакция Правил N 307 действовала на момент направления уведомления в адрес СТ "Моряк" от 25.03.2011 N 125). Исходя из сведений, представленных ОАО "Кубаньэнергосбыт" (расчет задол-женности за потребленную электроэнергию СТ "Моряк" перед ОАО "Кубаньэнергос-быт" за период с 01.01.10 по 31.12.10 и с 01.01.11 по 31.12.11) следует, что задолжен-ность в сумме 79,6 тыс. руб. по состоянию на 25.03.2011 образовалась из остатка обя-зательств по оплате за потребленную электроэнергию, не исполненных СТ "Моряк" в октябре 2010 г., в размере - 7927,68 тыс. руб. и неисполненных обязательств в ноябре 2010 г., в размере - 71646,5 тыс. руб. В соответствии с п. 80 Правил N 307 (в редакции постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), исполнитель вправе приостановить или ограничить предос-тавление коммунальных услуг, в том числе энергоснабжение, через один месяц после письменного предупреждения потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 3 ежемесячных размеров платы. Исходя из сведений, представленных ОАО "Кубаньэнергосбыт" (расчет задол-женности за потребленную электроэнергию СТ "Моряк" перед ОАО "Кубаньэнергос-быт" за период с 01.01.11 по 31.12.11) следует, что задолженность в сумме 158,6 тыс. руб. по состоянию на 21.11.2011 образовалась из остатка обязательств по оплате за по-требленную электроэнергию, не исполненных СТ "Моряк" в июле 2011 г., в размере - 3139,13 тыс. руб. и неисполненных обязательств в сентябре 2011, в размере - 155432,7 тыс. руб (в августе 2011 в графе потребление - 0 кВт/ч, в октябре 2011 г. - 0 кВт/ч). Таким образом Комиссией установлено, что у ОАО "Кубаньэнергосбыт", отсут-ствовали основания для ограничения электроснабжения объектов электросетевого хо-зяйства СТ "Моряк", так как у Товарищества отсутствовала задолженность при на-правлении уведомления от 25.03.2011 N 125 по оплате коммунальной услуги электро-снабжения, превышающей 6 ежемесячных размеров оплаты, установление и наличие которой предусмотрена п. 80 Правил N 307, и соответственно при направлении уве-домления от 21.11.2011 N 155 - более 3 ежемесячных размеров платы. При этом пунктами 85 и 86 Правил N 307 предусмотрено, что приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные за-конодательством Российской Федерации и договором, не допускается. На заседание Комиссии по рассмотрению дела, со стороны Архипова В.П., члена СТ "Гранат" объекты энергопотребления которого технологически присоединены к сетям СТ "Моряк", представлены доказательства надлежащего исполнения обяза-тельств по оплате за потребленную электрическую энергию.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие), занимающе-го доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являют-ся или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми ак-тами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами упол-номоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами Согласно пункту 4 Постановления пленума Высшего Арбитражного суда Россий-ской Федерации от 30.07.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства", арбит-ражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования по-ложений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 закона "О защите конкуренции" для квали-фикации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления инте-ресов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих по-следствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом. На основании вышеизложенного, Комиссией Краснодарского УФАС России в действиях ОАО "Кубаньэнергосбыт", ущемляющих права и законные интересы граж-дан (Заявителей), установлен факт нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во введении режима ограничения поставки электрической энергии 08.04.2011 (Акт ) 07.12.2011 (Акт ), на объекты электросетевого хозяйства СТ "Моряк", что повлекло прекращение подачи электрической энергии на объекты энергопотребления граждан, расположенных на территории СТ "Моряк", СТ "Рыбак" и СТ "Гранат", технологически присоединенные к электрическим сетям СТ "Моряк". Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", РЕШИЛА: 1. Признать в действиях ОАО "Кубаньэнергосбыт", ущемляющих права и законные интересы граждан (Заявителей) факт нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во введении режима ограничения поставки электрической энергии 08.04.2011 (Акт от 08.04.2011), 07.12.2011 (Акт от 07.12.2011), на объекты электросетевого хозяйства СТ "Моряк", что повлекло прекращение подачи электрической энергии на объекты энергопотребления граждан, расположенных на территории СТ "Моряк", СТ "Рыбак" и СТ "Гранат", технологически присоединенные к электрическим сетям СТ "Моряк". 2. Предписание ОАО "Кубаньэнергосбыт" не выдавать, ввиду того, что факт нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установленный в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО "Ку-баньэнергосбыт", устранен, путем восстановления энергоснабжения на объекты элек-тросетевого хозяйства СТ "Моряк", а также а также на объекты энергопотребления граждан, расположенных на территории СТ "Рыбак" и СТ "Гранат", технологически присоединенные к электрическим сетям СТ "Моряк". 3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по факту нарушения п. 4 части 1 статьи 10 Феде-рального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Председатель комиссии И.В. Иващенко Члены комиссии С.А. Найденова А.В. Жигунова Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
reshenie_39_kunsbyt.docx
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю N 39/2012 (опубликовано 28 июня 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016