Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 20 марта 2014 г. N 32А-03/14
Я, <_> заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 32А-03/14, возбужденного в отношении заместителя директора по экономическим вопросам и договорным отношениям ОАО "Трансэнерго" <_> по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отсутствие <_> (надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении), в присутствии специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России - <_> установила:
В Челябинское УФАС России поступило обращение Администрации Снежинского городского округа Челябинской области (далее - Администрация) о бездействии ресурсоснабжающих организаций, выразившемся в невыполнении на 30.09.2013 обязанности по установке общедомовых приборов учёта холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных на территории Снежинского городского округа Челябинской области.
Согласно материалам заявления ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО) на территории Снежинского городского округа Челябинской области является ОАО "Трансэнерго". В данную организацию Челябинским УФАС России был направлен запрос о представлении информации и документов.
В ответ на запрос ОАО "Трансэнерго" пояснило, что оснащение многоквартирных жилых домов (далее - МКД) Снежинского городского округа Челябинской области общедомовыми приборами учета (далее - ОПУ) используемых холодной воды, горячей воды, тепловой энергии осуществляет совместно с УК ОАО "Сервис".
За период с 2011 по 2013 годы ОАО "Трансэнерго" выполнило установку 31 ИПУ холодной воды в помещениях граждан-собственников в МКД на территории Снежинского городского округа Челябинской области. Работа выполнялась в соответствии с типовым договором, по утвержденной калькуляции при непосредственном обращении граждан в ОАО "Трансэнерго". Приложен типовой договор об установке приборов учета энергетических ресурсов для физических лиц.
ОАО "Трансэнерго" участвует в процессе оснащения МКД в части:
- обследования вводных устройств МКД на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета;
- выдачи технических условий на установку приборов учета;
- разработки и согласования проектно-сметной документации на установку ОПУ холодной воды, горячей воды, тепловой энергии;
- приемки в эксплуатацию ОПУ в техническом отношении и в целях коммерческого учета.
На 30.09.2013 ОПУ оснащены по данным ОАО "Трансэнерго":
1. Используемой холодной воды - 315 МКД, не оснащено - 8 МКД;
2. Используемой тепловой энергии - 266 МКД, не оснащено - 38 МКД;
3. Используемой горячей воды - 465 МКД, не оснащено - 23 МКД.
ОПУ используемых холодной воды, тепловой энергии, горячей воды на 30.09.2013 не установлены в МКД, где требуются значительные капитальные вложения, связанные с реконструкцией вводных устройств. Основной причиной невыполнения графиков установки ОПУ тепловой энергии и воды является нехватка финансовых средств. Данная ситуация обусловлена наличием систематической дебиторской задолженности управляющей компанией ОАО "Сервис".
Представлены графики установки ОПУ в период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Однако, как указано в части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 указанной статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 указанной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Организацией, осуществляющей поставку и передачу холодной воды, горячей воды и тепловой энергии, и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирных домов на территории Снежинского городского округа, является ОАО "Трансэнерго".
Таким образом, ОАО "Трансэнерго" не исполнило в установленный Законом об энергосбережении срок обязанность по установке ОПУ и ИПУ тепловой энергии, холодной и горячей воды.
В случае неисполнения РСО возложенной на нее обязанности по установке общедомовых приборов учёта используемых энергетических ресурсов она несет административную ответственность по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ в виде административного штрафа: на должностных лиц - в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических - от 50 до 100 тысяч.
Согласно части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к указанной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, совершившие административное правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, руководители и другие работники иных организаций.
В соответствии с должностной инструкцией и доверенностью, составленной от имени директора ОАО "Трансэнерго" Пряхина Валерия Викторовича, лицом ответственным за установку приборов учета тепловой энергии является заместитель директора по экономическим вопросам и договорным отношениям ОАО "Трансэнерго" Саранчук Сергей Петрович.
Согласно п. 3.12 должностной инструкции заместителя директора по экономическим вопросам и договорным отношениям общества, обязанность по осуществлению руководства мероприятиями по ресурсоснабжению, в том числе по выполнению требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в ОАО "Трансэнерго" возложена на заместителя директора по экономическим вопросам и договорным отношениям Саранчука Сергея Петровича.
Объектом правонарушений по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ является система общественных отношений, связанных с обеспечением учета используемых энергетических ресурсов и применением приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, которые регламентируются статьей 13 Закона об энергосбережении.
Субъектом административной ответственности по данной части является не только юридическое лицо, осуществляющее поставку и (или) передачу энергоресурса, сети инженерно-технического обеспечения которого непосредственно присоединены к инженерно-техническому оборудованию объектов, подлежащих оснащению ОПУ, но и его должностное лицо, в данном случае: заместитель директора по экономическим вопросам и договорным отношениям Саранчук Сергей Петрович.
Вина заместителя директора по экономическим вопросам и договорным отношениям <_> состоит в том, что он не исполнил в установленный Законом об энергосбережении срок до 1 июля 2013 года обязанность по установке индивидуальных и общедомовых приборов учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в МКД Снежинского городского округа Челябинской области.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленного данным Законом требования, обстоятельства смягчающие административную ответственность при составлении протокола не установлены.
Таким образом, заместитель директора по экономическим вопросам и договорным отношениям ОАО "Трансэнерго" <> совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, т.е. не исполнил в установленный Законом об энергосбережении срок обязанность по установке ОПУ холодной воды, горячей воды и тепловой энергии.
11.02.2014 начальником отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России <_> по делу об административном правонарушении N 32А-03/14 в отношении заместителя директора по экономическим вопросам и договорным отношениям ОАО "Трансэнерго" <_> был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ. Протокол был составлен в присутствии <_>
18 марта 2014 года на рассмотрение дела об административном правонарушении заместитель директора по экономическим вопросам и договорным отношениям ОАО "Трансэнерго" <_> надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Рассмотрение материалов дела приводит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
У заместителя директора по экономическим вопросам и договорным отношениям ОАО "Трансэнерго" <> отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Однако заместитель директора по экономическим вопросам и договорным отношениям ОАО "Трансэнерго" <_> не принял необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустил нарушение антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах, заместитель директора по экономическим вопросам и договорным отношениям ОАО "Трансэнерго" <_> признается виновной в совершении административного правонарушения.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом Челябинского УФАС России установлено отсутствие оснований для признания правонарушения, совершенного заместителем директора по экономическим вопросам и договорным отношениям ОАО "Трансэнерго" <_> малозначительным и освобождения от административной ответственности.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления N 60 от 20.11.2008.) установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, отсутствие материального ущерба, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольной службы в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.
Таким образом, учитывая характер совершенного правонарушения должностным лицом Челябинского УФАС России принято решение о необходимости наложить на заместителя директора по экономическим вопросам и договорным отношениям ОАО "Трансэнерго" <_> административный штраф.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении при совершении данного административного правонарушения, не установлено.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не выявлено.
В соответствии с частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ размер административного штрафа не может быть менее 20 000 рублей.
При указанных обстоятельствах, учитывая характер совершённого заместителем директора по экономическим вопросам и договорным отношениям ОАО "Трансэнерго" <> административного правонарушения, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, должностным лицом Челябинского УФАС России принято решение о наложении на заместителя директора по экономическим вопросам и договорным отношениям ОАО "Трансэнерго" <_> минимального административного штрафа, предусмотренного частью 12 статьей 9.16 КоАП РФ, в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей 00 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 9.16, 23.48, 29.9 КоАП РФ, постановил:
1. Признать заместителя директора по экономическим вопросам и договорным отношениям ОАО "Трансэнерго" <_> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
2. Наложить на заместителя директора по экономическим вопросам и договорным отношениям ОАО "Трансэнерго" <_> административный штраф в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: <_>
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления его в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд или вышестоящему должностному лицу в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года в присутствии:
- <__> - специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.03.2014.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 марта 2014 г. N 32А-03/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016