Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 15 мая 2014 г. N 03-10.1/187-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;
Воронцовой В.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Шевченко А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "Комфорт" (далее - заявитель, Общество) на действия единой комиссии заказчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска (далее - заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку и монтаж кондиционеров (сплит-система) (извещение N 0252100001914000003) (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителей заявителя, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
заказчика - <_> установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 4270 от 07.05.2014) на действия единой комиссии заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель полагает, что единая комиссия нарушила требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе"), неправомерно признав заявку Общества несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
В своей жалобе заявитель, в частности указывает: "После рассмотрения второй части заявки нас отклонили по следующим доводам: "Уведомляем Вас о том, что Ваша вторая часть заявки по эл. аукциону N0252100001914000003 отклонена.
Причина отклонения: Участник аукциона и вторая часть заявки не соответствуют требованиям документации об аукционе в соответствии с разделом 2.2 п. 5 настоящей документации об аукционе и ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ Закона о контрактной системе".
Общество отмечает, что в составе второй части заявки был представлен документ, в котором содержится декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию Омского УФАС России отменить протокол подведения итогов электронного аукциона и признать заявку ООО "Комфорт" соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-3563 от 08.05.2014) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона, из которых следует, что 08.04.2014 в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе"" на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение N 0252100001914000003 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 200000 руб.
Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок от 25.04.2014, на участие в электронном аукционе поступило девять заявок, восьмерым участникам отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 29.04.2014 заявка ООО "Комфорт" признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы ООО "Комфорт", представленных материалов, пояснений представителей заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" внеплановой проверки Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе" заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с положениями статьи 30, пунктом 5 части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении о проведении электронного аукциона заказчик, уполномоченный орган установили ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе" вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Аналогичные требования были установлены заказчиком в пункте 2.2 раздела 4.1 документации об электронном аукционе.
Пунктом 1 части 6 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе" установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 29.04.2014 заявка заявителя признана не соответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе на основании следующего: "Участник аукциона и вторая часть заявки не соответствуют требованиям документации об аукционе в соответствии с разделом 2.2 п. 5 настоящей документации об аукционе и ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ Закона о контрактной системе".
В Омское УФАС России заказчиком были представлены письменные возражения на доводы жалобы заявителя, в которых указывается в частности: "ООО "Комфорт" была представлена записка, без чей-либо подписи и реквизитов.
Таким образом, записка ООО "Комфорта" по мнению Комиссии не может служить подтверждением, что именно Заявитель имеет статус субъекта малого предпринимательства и соответствует требованиям, предъявленным к организациям и индивидуальным предпринимателям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 207 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В Федеральном законе "об информации, информатизации и защите информации" закреплено следующее понятие "документ" - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющая ее идентифицировать. Любая информация, зафиксированная на материальном носителе, должна быть обязательно оформлена путем проставления необходимых реквизитов. Только тогда она становится документом. Аналогично определяет данное понятие и Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51141-98, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 27. Февраля 1998 г. N 28.
В записке ООО "Комфорт" отсутствуют, какие-либо реквизиты. Таким образом, записка ООО "Комфорт" не может являться документом, подтверждающим статус ООО "Комфорт" как субъекта малого предпринимательства".
Вместе с тем, изучив вторую часть заявки Общества, Комиссия установила, что ее составе заявителем была представлена декларация о своей принадлежность к субъектам малого предпринимательства и соответствии требованиям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Комиссия отмечает, что согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О контрактной системе" в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Как следует из части 8 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе" заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что первая и вторая часть заявки ООО "Комфорт" были подписаны усиленной цифровой подписью в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе" и Федерального закона "Об электронной подписи".
Таким образом, Комиссия считает, что вторая часть заявки Общества полностью соответствовала требованиям Федерального закона "О контрактной системе", и в нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе" единая комиссия неправомерно признала заявку заявителя несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе по основанию, указанному в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 29.04.2014, в связи с чем жалоба ООО "Комфорт" является обоснованной.
4. В результате осуществления внеплановой проверки Комиссия установила также следующее:
4.1. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе" при заключении контракта на поставку товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения: согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
Аналогичные требования к первой части заявки были установлены заказчиком в пункте 2.1 раздела II документации об электронном аукционе.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона "О контрактной системе" аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Федерального закона "О контрактной системе" участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 25.04.2014 участника закупки NN 1-7, 9 отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "Первая часть заявки не соответствует требованиям документации об электронном аукционе и ч. 3 ст. 66 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ Закона о контрактной системе".
На заседании Комиссии представители заявителя пояснили, что указанным участникам было отказано в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку в их заявках отсутствовало указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара.
Вместе с тем, учитывая тот факт, что документация об электронном аукционе указывает на товарный знак требуемого к поставке настенной сплит-системы DAIKIN FT25/R25-40, Комиссия отмечает, что заявка на участие в данном аукционе должна соответствовать подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона "О контрактной системе", который не требует обязательного указания наименование места происхождения товара или наименование его производителя.
Таким образом, отказав в допуске участника закупки NN 1-7, 9 на том основании, что в заявках данных участников отсутствует указание на наименование места происхождения товара или наименование его производителя единая комиссия заказчика нарушила требования части 4 статьи 67 Федерального закона "О контрактной системе".
4.2. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 67 Федерального закона "О контрактной системе" по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Согласно части 8 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе" результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их порядковых номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
В нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона "О контрактной системе" протокол рассмотрения первых частей заявок от 14.04.2014, представленный заказчиком на запрос Омского УФАС России, не содержал в себе информацию об обосновании отказа участникам NN 1 - 7, 9, в допуске к участию в электронном аукционе; и в нарушение части 8 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе" протокол подведения итогов электронного аукциона от 29.04.2014 не содержал в себе информацию об обосновании признания заявки ООО "Комфорт" не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Комиссия решила:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Комфорт" на действия единой комиссии заказчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска при проведении аукциона в электронной форме на поставку и монтаж кондиционеров (сплит-система) (извещение N 0252100001914000003).
2. Признать в действиях Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска нарушение требований части 4 и пункта 2 части 6 статьи 67, пункта 1 части 6 и части 8 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе".
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" выдать Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-10.1/187-2014
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
15 мая 2014 г. |
г. Омск |
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;
Воронцовой В.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Вормсбехера А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Комфорт" на действия единой комиссии заказчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска при проведении аукциона в электронной форме на поставку и монтаж кондиционеров (сплит-система) (извещение N 0252100001914000003) (далее - электронный аукцион),
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе"), установив в действиях заказчика нарушение части 4 и пункта 2 части 6 статьи 67, пункта 1 части 6 и части 8 статьи 69 Федерального закона "О контрактной системе",
на основании своего Решения от 15.05.2014 N 03-10.1/187-2014, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 26 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе", предписывает:
1. Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска в срок до 04.06.2014:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона;
- повторно рассмотреть первые части заявок на участие в аукционе с учетом нарушений, указанных в решении от 15.05.2014 N 03-10.1/187-2014;
- назначить новую дату проведения аукциона.
2. Оператору электронной площадки ZAKAZRF - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" в срок до 04.06.2014:
- обеспечить Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска и его единой комиссии возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания;
- назначить время проведения аукциона, уведомив всех участников закупки о дате и времени проведения аукциона.
3. Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска, оператору электронной площадки ZAKAZRF - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" об исполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания проинформировать Омское УФАС России в срок до 05.06.2014 с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Воронцову В.С.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 15 мая 2014 г. N 03-10.1/187-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016