Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
от 19 июля 2012 г. N 33-05-Ш/12
Заместитель руководителя - начальник отдела естественных монополий Ленинградского УФАС России Коннов Глеб Николаевич, рассмотрев дело об административном правонарушении N 33-05-Ш/12, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное эксплуатационное управление "Заневка" (далее - ООО СМЭУ "Заневка") <> установил:
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению данного дела об административном правонарушении явилось решение Комиссии Ленинградского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 338-05-2941-А/11, в результате рассмотрения которого Комиссия установила в действиях ООО СМЭУ "Заневка", выразившихся во взимании с гражданина Малинко В.В., платы за действия работников ООО "СМЭУ "Заневка" по опломбированию узла учета потребляемых ресурсов при осуществлении приемки в эксплуатацию установленных приборов учета холодной воды, что не предусмотрено действующим законодательством и ущемляет интересы потребителей, нарушение положений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Материалами дела N 33-05-Ш/12 и Протоколом об административном правонарушении от 11.04.2012 N 12 установлено следующее.
Основанием для возбуждения дела N 338-05-2941-А/11 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "СМЭУ "Заневка" послужило поступившее в Ленинградское УФАС России заявление гражданина Малинко В.В. с жалобой на действия ресурсоснабжающей организации, выразившиеся в необоснованном предъявлении к заявителю требований об оплате действий работников Общества по опломбированию прибора учета холодной воды, установленного в жилом доме заявителя, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Суоранда, ул. Ржавского, дом 7 "Б".
По информации заявителя, при проведении осмотра установленного в его доме прибора учета холодной воды представитель ООО "СМЭУ "Заневка" составил Акт от 11 июня 2011 года обследования прибора учета холодной воды, в соответствии с которым Малинко В.В. предписывалось произвести поверку либо заменить прибор учета на новый и вызвать представителя СМЭУ "Заневка" для опломбировки указанного прибора учета. Стоимость работ по опломбировке представители СМЭУ "Заневка" указали заявителю - 550 рублей (с доставкой техника на транспорте потребителя) и 933 рубля (в случае использования транспорта ООО "СМЭУ "Заневка").
В ходе рассмотрения материалов дела - заявления, а также информации и документов, поступивших по запросам Ленинградского УФАС России от сторон по делу, Комиссией установлено следующее.
СМЭУ "Заневка" <> является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет свою деятельность на территории пос. Янино-1, д. Хирвости, д. Суоранда, д. Кудрово муниципального образования "Заневское сельское поселение" Всеволожского района Ленинградской области. Эксплуатирует и обслуживает объекты коммунального назначения (в т.ч. сети инженерно-технического обеспечения), полученные по договорам аренды муниципального имущества, заключенные с Администрацией МО "Заневское сельское поселение".
В соответствии с Уставом, Общество осуществляет следующие виды деятельности - водоснабжение, транспортирование воды, водоотведение и очистку сточных вод, транспортирование стоков, передачу тепловой энергии, прочие виды деятельности.
Указанные виды деятельности, за исключением прочих, относятся к регулируемым, тарифы на которые устанавливаются государством.
Тарифное регулирование услуг водоснабжения осуществляется, в том числе Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Передача ресурсов потребителям по инженерным сетям производится в условиях естественной монополии.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры является деятельностью субъектов естественных монополий. В соответствии со ст. 5, Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. СМЭУ "Заневка", осуществляя деятельность по водоснабжению, является субъектом естественной монополии. Таким образом, СМЭУ "Заневка" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения по отношению к присоединенным к сетям предприятия потребителям, расположенным на территории Всеволожского района, в том числе в д. Суоранды, в границах размещения водопроводных сетей.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Комиссией Ленинградского УФАС России установлено, что помимо деятельности, подлежащей регулированию, СМЭУ "Заневка", осуществляет также прочие виды деятельности, которые не подлежат тарифному регулированию. Стоимость таких услуг формируется СМЭУ "Заневка" самостоятельно.
По информации СМЭУ "Заневка", представленной по письменному запросу Ленинградского УФАС России от 11.07.2011 N 05/1723, формирование (калькулирование) стоимости на нерегулируемые услуги производится СМЭУ "Заневка" в соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 N 9.
Из прочих видов деятельности, СМЭУ "Заневка" осуществляет монтаж приборов учета, а также приемку установленных у потребителей приборов учета в эксплуатацию, во время которой производит их опломбирование. Трудозатраты на допуск в эксплуатацию приборов учета используемого ресурса определяются по факту затрачиваемого времени на один узел учета. В соответствии со штатным расписанием определяется фонд оплаты труда на оказание услуги по допуску прибора учета в эксплуатацию (опломбирование). С учетом того что, СМЭУ "Заневка" базируется в дер. Янино, дом 1, зона хозяйственной деятельности находится на удалении нескольких километров, автотранспорт используется арендуемый, в калькуляцию включаются транспортные услуги и расходные материалы. Окончательная цена услуги по опломбированию определяется с учетом общехозяйственных расходов - 25% к прямым затратам, и рентабельности -10%.
В материалах дела СМЭУ "Заневка" представлены Калькуляции на первичный допуск в эксплуатацию коммерческих узлов учета по водоснабжению на 2010 и 2011 год, утв. Генеральным директором СМЭУ "Заневка" Красновидовым С.В., согласно которым оплата, взимаемая с физических лиц за работы, составляет:
2010 год |
2011 год |
||
С автотранспортом СМЭУ Заневка |
Без автотранспорта СМЭУ Заневка |
С автотранспортом СМЭУ Заневка |
Без автотранспорта СМЭУ Заневка |
835,59 руб |
765,12 руб |
933,00 руб |
729,00 руб |
На заседаниях Комиссии представители общества сообщили, что с июня 2010 года услуги по водоснабжению на территории МО "Заневское сельское поселение", в том числе потребителю Малинко В.В. оказывает СМЭУ "Заневка" (ген. директор С.В. Красновидов), вместо обанкротившегося МП "Водотеплоснаб" (директор С.В. Красновидов). При этом новый договор ресурсоснабжения с потребителем не заключался.
Договор на отпуск питьевой воды относится к договорам энергоснабжения и является публичным. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Оказание коммунальной услуги водоснабжения гражданам регулируется постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), из положений которого следует, что граждане производят расчеты за потребленные коммунальные ресурсы по показаниям приборов учета, а в случае их отсутствия по установленным органами местного самоуправления нормативам потребления.
Согласно вступившему в силу с 27.11.2009 года Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Указанный Федеральный закон устанавливает обязанность по использованию потребителями коммунальных ресурсов проборов учета, и при этом обязывает ресурсоснабжающие организации производить установку приборов учета.
Деятельность по установке приборов учета потребляемых ресурсов, в частности приборов учета холодного водоснабжения, включена в Общероссийский классификатор услуг населения (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, ред. от 23.12.2010) ОК 002-93 (ОКУН) - 042215 2 - установка, ремонт и обслуживание приборов учета расхода воды, в связи чем, данная деятельность может образовывать самостоятельный рынок услуг, не имеющих заменителей.
Напротив, деятельность по опломбированию приборов учета не указана в ОКУН в качестве самостоятельной услуги. Сама по себе пломба и деятельность по ее установке не имеет полезных потребительских свойств.
Согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений относится к перечню видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета к лицензируемым видам деятельности не относится. Указанной деятельностью могут заниматься не только ресурсоснабжающие организации, для которых выполнение таких работ обязательно в соответствии с Законодательством об энергосбережении, но также и иные лица.
Экономические и административные барьеры для входа на указанный товарный рынок, согласно данным аналитического отчета, на территории Всеволожского района не выявлены.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией Всеволожского муниципального района Ленинградской области (письмо от 21.09.2011 N 3812/1.0-15) на территории муниципального образования деятельность по установке приборов учета осуществляют следующие организации - ООО "Охта-Сервис"; МКП "Рахьинское агентство социально-экономического развития"; ООО "Романовская жилищная сервисная компания"; МУП "Романовские коммунальные системы"; ОАО "ЖилКомЭнерго"; ООО "ЖКК"; ООО "СМЭУ "Заневка"; ООО "ПЖКХ "Янино"; ООО "ЖКК Янино"; ООО "УЮТ-СЕРВИС"; ОАО "Комфорт".
Таким образом, рынок оказания услуг по установке, ремонту и обслуживанию приборов учета расхода воды - на территории Всеволожского района Ленинградской области, является конкурентным.
Комиссия Ленинградского УФАС России рассмотрела вопрос взаимосвязи деятельности по водоснабжению, услуг по установке приборов учета, с работами по опломбированию узлов учета, и установила следующее.
В соответствии со сборником тарифно-квалификационных требований характеристик профессий рабочих водопроводно-канализационного хозяйства, выпущенного совместно Госкомитетом РФ по строительству и ЖКХ, Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ, и Федеральным центром ценовой и тарифной политики в ЖКХ, Москва 2002 г. в штате организации водопроводно-коммунального комплекса, должна быть предусмотрена должность контролера водопроводного хозяйства, в обязанности которого входит контроль и снятии показаний водомерных счетчиков всех систем и калибров, регулирование напорных задвижек, пломбирование обводных задвижек на водомерных узлах и другие действия.
Приказом Госстроя РФ от 22.03.1999 N 66 утверждены "Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства", согласно которым предприятия и организации, осуществляющие эксплуатацию коммунальных систем водоснабжения и канализации населенных пунктов (организации ВКХ) должны определять нормативную численность руководителей, специалистов, служащих и рабочих; установить оптимальную структуру организаций ВКХ; произвести рациональную расстановку кадров; использовать для расчета нормативные затраты на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих нормативной себестоимости и экономически обоснованных тарифов на услуги по водоснабжению и канализации. Согласно разделу 2.2.4. "Контроль и учет расхода воды", в обязанности сотрудника - контролера водопроводного хозяйства входит выполнение перечня работ: по контролю за правильностью снятия абонентами показаний средств измерений и представления ими сведений об объемах полученной питьевой воды; пломбирование задвижек на обводных линиях; производство расчетов за использованную воду в соответствии с действующими тарифами и оформление расчетов в соответствии с правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации; выявление самовольно возведенных устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения.
Приказом Госстроя РФ от 16.08.2000 N 184 утверждены "Рекомендации по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве. Часть 1. Нормы времени на установку, обслуживание и ремонт счетчиков воды", который регламентирует нормы времени на установку, обслуживание и ремонт приборов измерения водопотребления - крыльчатых и турбинных счетчиков холодной и горячей воды, и предназначен для определения трудоемкости и стоимости работ по установке, обслуживанию и ремонту счетчиков воды. В документе перечислен состав работ, выполняемых при установке, обслуживании и ремонте приборов учета. Работы по опломбированию узлов учета не входят в состав работ по установке (монтажу) и эксплуатации (обслуживанию и ремонту) приборов учета.
Таким образом, работы по опломбированию узлов учета входят в состав работ, выполняемых работниками ресурсоснабжающих организаций при осуществлении деятельности по водоснабжению, не является самостоятельной услугой (не включенные в классификатор услуг населению), в связи с чем не образует самостоятельного товарного рынка и не является услугой, товаром, за который потребитель должен что-либо платить.
Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 утвержден Порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего установку, замену и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с указанным приказом Минтопэнерго N 149 договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственником (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы.
Для организаций, не являющихся ресурсоснабжающими и не отвечающих критериям, указанным в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, заключение такого договора не является обязательным.
Стоимость услуг по установке приборов учета не регулируется государством, а определяется соглашением сторон.
Согласно приложенным к ответу на запрос Ленинградского УФАС России данным - реестру заключенных ООО "СМЭУ "Заневка" договоров водоснабжения в 2010-2011 г.г., из 333 потребителей - физических лиц, проживающих в индивидуальных жилых домах в районе обслуживания, приборы учета, установлены у 53 потребителей.
По информации представителей СМЭУ "Заневка" (письменные объяснения в материалах дела от 14.10.2010 вх. N 4523), договоры, регулирующие установку, техническое обслуживание, опломбирование приборов учета с потребителями Обществом не заключаются.
Деятельность ресурсоснабжающих организаций по водоснабжению регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167), которые обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, и всех абонентов независимо от организационно-правовой формы, в части учета ресурсов предусмотрено следующее.
Пунктом 1 Правил N 167 установлено, что "узел учета потребляемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод (узел учета)" - совокупность приборов и устройств, обеспечивающих учет количества потребляемой (получаемой) питьевой воды и сбрасываемых (принимаемых) сточных вод.
Согласно п. 33 Правил N 167 количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных Правилами водоснабжения. Для учета объемов отпущенной абоненту питьевой воды и принятых сточных вод используются средства измерений, внесенные в государственный реестр, по прямому назначению, указанному в их технических паспортах. С этой целью оборудуются узлы учета. Узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
Пунктами 34, 35, 39, 40, 49 Правил N 167 установлено, что:
оборудование узла учета и его эксплуатация осуществляются за счет абонента (пункт 34),
ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, а также за своевременную поверку средств измерений, установленных на узлах учета, несет абонент (пункт 35),
задвижки на обводных линиях должны быть опломбированы организацией водопроводно-канализационного хозяйства, а места их нахождения снабжены указателями, помещенными в доступных и хорошо видимых местах (пункт 39),
абонент назначает лиц, ответственных за содержание узла учета, сохранность его оборудования, целость пломб на средствах измерений и задвижке на обводной линии (пункт 40),
представитель организации водопроводно-канализационного хозяйства при снятии показаний средств измерений проверяет наличие и целость пломб на средствах измерений и задвижке, установленной на обводной линии узла учета (пункт 49).
Требований об установке пломб за счет граждан-потребителей Правилами N 167 не предусмотрено.
В соответствии с п. 41. Правил водоснабжения приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно разъяснениям Минрегиона РФ (письмо от 14.05.2005 N 2220-АБ/70) "О применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" п. 41 Правил предусматривает приемку в эксплуатацию не средства измерения, а узла учета, как совокупность приборов и устройств, обеспечивающих достоверный учет. В состав узла учета, как в его неотъемлемую часть, входят устройства, обеспечивающие защиту средств измерений от несанкционированного вмешательства в их работу, в том числе пломбирование задвижек на обводных линиях узлов учета в целях обеспечения защиты от несанкционированного использования абонентом обводной линии узла учета без средств измерения.
В Правилах N 307, которыми регулируется поставка коммунальных услуг для населения, установлено (подпункт "г" пункта 52), что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета, установленных в жилом помещении, однако требований об установке пломб за счет граждан-потребителей указанным пунктом также не предусмотрено.
Анализ положений приведенных нормативных правовых актов позволяет Комиссии сделать вывод, о том, что действия по опломбированию узла учета выполняются представителями русурсоснабжающей организации при приемке прибора учета в эксплуатацию и непосредственно не связаны и не входят в состав работ по его установке.
На территории Ленинградской области принято Постановление правительства Ленинградской области от 25.12.2003 N 261 "Об упорядочении установки и эксплуатации приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и оплаты потребителями услуг по их показаниям", которым регламентирован процесс приемки в эксплуатацию приборов учета потребления коммунальных услуг и их техническое обслуживание.
Из указанного Постановления следует, что после установки прибора учета потребления коммунальных услуг потребитель подает заявление в управляющую или ресурсоснабжающую организацию о приемке прибора учета в эксплуатацию (в соответствии с прилагаемой формой заявления, которая приведена в приложении 2 к настоящему Положению) (пункт 3.1.).
Приемка в эксплуатацию приборов учета потребления коммунальных услуг осуществляется представителем управляющей организации или энергосервисной компании в присутствии представителя энергоснабжающей компании в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления потребителем (пункт 3.2.).
При приемке в эксплуатацию приборов учета потребления коммунальных услуг проверяются (пункт 3.3.):
отсутствие утечки ресурсов на участке трубопровода с установленным прибором учета и дополнительным оборудованием;
соответствие типа прибора учета и исполнения схемы его установки техническим условиям;
паспорт прибора учета;
соответствие заводского номера прибора учета указанному в паспорте;
соответствие направления потока ресурса указателю на корпусе прибора учета;
сертификат Госстандарта России (отметка о наличии сертификата Госстандарта России в паспорте);
свидетельство о первичной метрологической поверке (соответствующая отметка в паспорте прибора);
показания прибора на момент приемки в эксплуатацию.
Результаты приемки отражаются в акте приемки в эксплуатацию прибора учета потребления коммунальных услуг, один экземпляр которого вручается ресурсоснабжающей или управляющей организации, второй - энергосервисной компании, третий - потребителю (формы акта приведены в приложениях 3 и 4 к настоящему Положению) (пункт 3.4.).
В целях исключения случаев несанкционированного потребления ресурсов, демонтажа или вскрытия прибора учета потребления коммунальных услуг энергосервисная компания и поставщик с подписанием акта приемки в эксплуатацию прибора учета производят опломбирование запорной арматуры на имеющихся обводных линиях (пункт 3.5.).
Из объяснений общества (протоколы Комиссии от 13.10.2011 и 16.11.2011) следует, что в процессе осмотра прибора учета, проверки правильности установки, целостности пломбы госповерителя, составления акта, фиксирующего, номер счетчика, его первичные показания, осуществления опломбирования прибора (узла) учета расхода воды у потребителя (абонента) принимают участие те же самые работники СМЭУ "Заневка" с использованием того же самого автотранспорта, затраты по оплате труда и содержанию которых были включены в тарифы на водоснабжение и водоотведение, утвержденные Обществу на 2010 и 2011 годы.
Комиссия Ленинградского УФАС России пришла к выводу, что работы по опломбированию узла учета, после установки впервые вводимого прибора учета либо после замены или ремонта ранее установленного прибора учета, производятся работниками ресурсоснабжающих организаций в процессе приемки таких приборов в эксплуатацию с целью предотвращения несанкционированного потребления ресурсов, в чем заинтересованы сами ресурсоснабжающие организации.
Правомерность требований к гражданам-потребителям об оплате работ по опломбированию приборов (узлов) учета расхода воды законодательно не установлена.
Затраты, возникающие у ресурсоснабжающих организаций при обязательной приемке приборов учета потребляемых ресурсов в эксплуатацию (в т.ч. на работы по опломбированию), в случае если ресурсоснабжающая организация осуществляет поставку коммунального ресурса таким потребителям и эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым подключены потребители, могут быть отнесены на соответствующую коммунальную услугу и входить в состав затрат, учитываемых при установлении регулирующим органом тарифов на данную услугу.
Указанный вывод содержится в письме ФСТ N ЕП-8195 от 18.11.2009 по аналогичной ситуации с опломбирование приборов учета электрической энергии.
В случае если ресурсоснабжающая организация осуществляет деятельность по установке и эксплуатации приборов учета потребителям, которые не являются ее абонентами и сети которых не подключены к сетям, эксплуатируемым этой ресурсоснабжающей организацией, обязанность по приемке прибора учета в эксплуатацию, а равно как и затраты на опломбирование узла учета у таких организаций не возникают.
В то же время граждане с целью получения услуги водоснабжения, в соответствии с действующим законодательством, должны оплачивать только коммунальную услугу по водоснабжению (по установленным регулирующим органом тарифам), а также стоимость работ по установке и обслуживанию приборов учета потребляемых ресурсов, цена на которые устанавливается соглашением сторон.
Так, гр. Малинко В.В. оплачивает коммунальную услугу водоснабжения по договору с МУП "Центр учета, контроля и начисления платежей" от 08.12.2003, при этом им также были оплачены работы по Договору подряда от 20.10.2003 с МУП "Водотеплоснаб" на подключению к системам водоснабжения, в состав которых входили работы по установке прибора учета (Акт 29.11.2003), также оплаченные заявителем (счет N 443 от 20.10.2003).
Таким образом, требование СМЭУ "Заневка" об оплате гр. Малинко В.В. работ по опломбированию пробора учета не обоснованно.
Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 338-05-2941-А/11, основываясь на материалах дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решением от 30.11.2011:
- признала в действиях ООО "СМЭУ "Заневка", выразившихся во взимании с гражданина Малинко В.В. платы за действия работников ООО "СМЭУ "Заневка" по опломбированию узла учета потребляемых ресурсов при осуществлении приемки в эксплуатацию установленных приборов учета холодной воды, что не предусмотрено действующим законодательством и ущемляет интересы потребителей, нарушение положений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
- выдала ООО "СМЭУ "Заневка" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий направленных на устранение последствий нарушения;
- передала материалы дела N 338-05-2941-А/11 уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО "СМЭУ "Заневка" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия ООО "СМЭУ "Заневка", выразившиеся в неисполнении требований антимонопольного законодательства, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ - злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Из объяснений защитника по делу об административном правонарушении, представленных в протоколе об административном правонарушении от 11.04.2012 N 12, следует, что:
С протоколом от 11.04.2012 N 12 не согласны, так как основания для возбуждения дела об административном правонарушении отсутствуют в связи с принятием Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области решения от 04.04.2012 по делу N А56-6777/2012 о признании недействительными решение и предписание Ленинградского УФАС России от 30.11.2011 по делу N 338-05-2941-А/11.
Приведенные доводы защитника ООО "СМЭУ "Заневка" не могут быть приняты в связи с нижеследующим.
Пункт 10.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 (ред. от 14.10.2010) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указывает следующее.
Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Закон о защите конкуренции не устанавливает, что датой вступления в силу решения антимонопольного органа является иная дата, нежели дата принятия этого решения (то есть дата его изготовления в полном объеме). В рассматриваемом случае датой приятия решения является 30.11.2011.
Кроме того, статья 52 Закона о защите конкуренции предусматривает, что в случае обжалования решения или предписания антимонопольного органа до вступления решения суда в законную силу приостанавливается лишь исполнение предписания антимонопольного органа. При этом не указано, что обжалование решения откладывает его вступление в законную силу.
ВАС РФ полагает, что с момента изготовления решения антимонопольного органа в полном объеме антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке.
На рассмотрение дела N 33-05-Ш/12 об административном правонарушении 19.07.2012 в 11.00 надлежаще уведомленный (уведомление о вручении от 05.06.2012) законный представитель (защитник) ООО "СМЭУ "Заневка" не явился, о причинах неявки участника производства по делу Ленинградское УФАС России не уведомлено. Принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие и административную ответственность.
Совершенное ООО "СМЭУ "Заневка" правонарушение создало угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем оснований для применения ст. 2.9. КоАП РФ не имеется.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность ООО "СМЭУ "Заневка" в соответствии со ст. 4.2. КоАП РФ:
Пунктом 4 части 1 ст. 4.2. КоАП РФ предусмотрено, что оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Пунктом 7 части 1 ст. 4.2. КоАП РФ предусмотрено, добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор), является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
В ходе административного производства представители ООО "СМЭУ "Заневка" активно оказывали содействие Ленинградскому УФАС России в выявлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении N 33-05-Ш/12.
ООО "СМЭУ "Заневка" исполнило предписание Ленинградского УФАС России N П/03/2854-139 от 30.11.2011 и уведомило Ленинградское УФАС России об исполнении предписания (вх. N 5645 от 28.12.2011).
Смягчающим обстоятельством является признание ООО "СМЭУ "Заневка" нарушения запретов, установленных в статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.2, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, постановил:
Назначить Обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное эксплуатационное управление "Заневка" <> административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Реквизиты для уплаты штрафов за нарушение антимонопольного законодательства.
Заместитель руководителя Г.Н. Коннов
Ленинградского УФАС России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 19 июля 2012 г. N 33-05-Ш/12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016