Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
от 16 июля 2012 г. N 302-03-2971-Р3/12
Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Владимирова Вадима Валерьевича - руководителя управления, председателя Комиссии,
Грецкого Алексея Андреевича - начальника отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии,
Бровкина Владимира Ювенальевича - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
с участием в заседании представителя администрация МО "Фалилеевское сельское поселение" Кингисеппского района Ленинградской области: <>
в отсутствие представителя ООО "24СПб" (далее - Заявитель), надлежаще уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев в соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 N 30, жалобу Заявителя и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 2905 от 09.07.2012) на утверждение не соответствующей требованиям законодательства о размещении заказов документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по текущему ремонту в здании МУК "Фалилеевский досуговый центр" (далее - аукцион).
Извещение о проведении аукциона, документация об аукционе размещены Заказчиком, Уполномоченным органом 19.06.2012 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 778 346 (Один миллион семьсот семьдесят восемь тысяч триста сорок шесть) рублей.
Источник финансирования - бюджет сельского поселения.
В жалобе Заявитель указывает на следующие нарушения законодательства о размещении заказов:
в нарушение требований части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов в пункт 7.2 проекта муниципального контракта документации об аукционе предусматривает право Заказчика расторгнуть муниципальный контракт в одностороннем порядке;
установленный требованиями документации об аукционе запрет на привлечение субподрядчиков при выполнении работ по предмету торгов противоречит требованиям части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и является избыточным.
Представитель Заказчика согласился с доводами жалобы, также пояснив, что оспоренный аукцион признан не состоявшимся, поскольку для участия в торгах не подана ни одна заявка на участие в аукционе.
Рассмотрев представленные документы, заслушав представителя Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону
Согласно статье 768 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
В силу частей 1 и 2 статьи 1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений; Закон о размещении заказов применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.
Следовательно, в оспариваемом случае (обязательства сторон по выполнению подрядных работ для муниципальных нужд) нормы Закона о размещении заказов являются специальными по отношению к нормам ГК РФ о выполнении подрядных работ для муниципальных нужд и подлежат применению в части, не урегулированной параграфом 3 главы 37 ГК РФ (о строительном подряде).
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд; расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В силу частей 1 и 5 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом; к документации об аукционе должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Как усматривается из материалов дела, пунктом 7.2 проекта муниципального контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке расторгнуть контракт с подрядчиком.
Таким образом, в этой части жалобы довод Заявителя обоснован.
Рассматривая довод о включении Заказчиком в состав документации об аукционе требования, запрещающего привлечение субподрядчиков при выполнении работ по предмету торгов, Комиссия не находит оснований для его удовлетворения ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Часть 1 статьи 11 Закона о размещении заказов устанавливает обязательные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов (в том числе, путем проведения аукциона в электронной форме).
В силу части 4 названной статьи запрещается устанавливать к участникам торгов какие-либо дополнительные требования, за исключением требований предусмотренных частями 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
При этом ни ГК РФ, ни Закон о размещении заказов не содержат положений, исключающих применение названной нормы Кодекса к отношениям, возникающим при заключении договора подряда путем проведения торгов.
Пунктом 21 Информационной карты документации об аукционе установлен запрет на привлечение участником размещения заказа соисполнителей для выполнения работ по предмету торгов.
Учитывая представленные документы и пояснения представителя Заказчика, Комиссия полагает, что данное условие документации об аукционе может рассматриваться как нарушающее требование законодательства о размещении заказов только в случае, если это условие включено в документацию об аукционе специально для того, чтобы обеспечить победу в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту. В данных обстоятельствах Заявителем подобных доказательств не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "24СПб" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о размещении заказов не могло повлиять на результаты размещения заказа, предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать ответственному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела N 302-03-2971-РЗ/12 для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии В.В. Владимиров
Члены комиссии: А.А. Грецкий
В.Ю. Бровкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 16 июля 2012 г. N 302-03-2971-Р3/12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016