Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 21 апреля 2015 г. N 18-07/18.1/15
Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председателя Комиссии: |
<_> |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<_> |
- |
начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
|
<_> |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России; |
рассмотрев жалобу Открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Челябинск" (далее - Заявитель, ОАО "Газпром газораспределение Челябинск") на неправомерные действия Комитета по управлению имуществом Златоустовского городского округа (далее - Комитет, организатор торгов), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" на неправомерные действия Комитета по управлению имуществом Златоустовского городского округа, выразившиеся в нарушении порядка организации открытого аукциона на право заключения договоров безвозмездного пользования муниципальными объектами газоснабжения, расположенными на территории Златоустовского городского округа Челябинской области (далее - объекты газоснабжения), по извещению N 040315/0157770/01, Лоты N1, 2, 6, 10, 11, 35 (далее - торги, Аукцион).
В качестве доводов Заявитель в жалобе указал.
04.03.2015 года на официальном сайте торгов в информационно -телекоммуникационной сети Интернет www.torgi.gov.ru опубликована документация об аукционе по продаже права на заключение договоров безвозмездного пользования муниципальными объектами газоснабжения, расположенными на территории Златоустовского городского округа, сроком на 5 лет.
В соответствии с пунктом 1.1 аукционной документации, аукцион проводится в соответствии с требованиями Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Приказ).
Согласно опубликованной документации по торгам на аукцион выставлено 50 лотов (объектов газоснабжения). Тогда как в пункте 38 Приказа указано, что при разработке конкурсной документации запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества, в частности, включение в состав одного лота государственного или муниципального имущества, предназначенного для электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения. По данным, имеющимся у Заявителя, большая часть выставленных на аукцион объектов технологически связаны друг с другом, соответственно должны быть включены в состав одного лота.
Кроме того, в ходе ознакомления с аукционной документацией, в приложении N1 к документации (Перечень объектов газоснабжения, планируемого к передаче в безвозмездное пользование), выявлены одни и те же объекты. Так, объект, указанный в лоте N1 является объектом, указанным в лоте N2. Кроме того, объект, указанный в лоте N10 демонтирован, то есть не мог быть предметом торгов.
На объекты, указанные в лотах N6, 11 и 35 аукционной документации зарегистрировано право собственности ОАО "Газпром межрегионгаз" (свидетельства о регистрации права собственности серия 74-АГ N447536, серия 74-АГ N447580). Данные газопроводы переданы в аренду Заявителю по договору NДАГ-12-1/01-40/ДАГ-02/4-063/10 от 01.02.2010.
Таким образом, Комитет не вправе распоряжаться указанным имуществом и выставлять его на Аукцион.
23.03.2015 и 27.03.2015 заявитель направлял организатору торгов обращения с просьбой устранить указанные нарушения. В их удовлетворении организатором торгов отказано.
31.03.2015 опубликован протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе N3490 по продаже права на заключение договоров безвозмездного пользования объектов газоснабжения сроком на 5 лет. Согласно протоколу, аукцион признан несостоявшимся ввиду наличия единственного участника - ООО "Златоустгазстрой", с которым будут заключены договоры безвозмездного пользования газопроводами.
Таким образом, Заявитель полагает, что Комитетом от имени муниципального образования "Златоустовский городской округ" проведен аукцион с нарушениями действующего законодательства. Кроме того, нарушены права ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" как Арендатора объектов газоснабжения, которыми незаконно распорядился организатор торгов.
Учитывая изложенное, Заявитель просит провести проверку законности процедуры аукциона по продаже права на заключение договоров безвозмездного пользования муниципальными объектами газоснабжения сроком на 5 лет, проведенного Комитетом.
Комитетом представлены документы и следующие письменные возражения, пояснения по доводам жалобы.
Относительно доводов Заявителя Комитетом были даны разъяснения аукционной документации (исх. от 25.03.2015 года Nас-10850, от 30 марта 2015 Nас-1167), в которых указано следующее.
1) пунктом 38 Приказа при разработке конкурсной документации запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества, в частности, включение в состав одного лота государственного или муниципального имущества, предназначенного для электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения. Газопроводы, выставленные на торги в виде 50-ти лотов, расположены в разных районах города Златоуста Челябинской области, имеют разную протяженность, были введены в эксплуатацию в разное время и учитываются в Реестре муниципального имущества Муниципального образования Златоустовский городской округ как отдельные объекты.
2) имущество, входящее в Лот N 1 и Лот N 2 имеют общее наименование, протяженность, начальную цену права на заключение договора безвозмездного пользования, однако даты ввода в эксплуатацию объектов различны, имущество по лоту N 1 введено в эксплуатацию 18.10.1986 г., имущество по лоту N 2 введено в эксплуатацию 18.10.1985 года, что указанно в Реестре муниципальной собственности Златоустовского городского округа.
3) имущество, составляющее Лот N 10, было включено в Реестр муниципального имущества Муниципального образования "Златоустовский городской округ" на основании Распоряжения Администрации Златоустовского городского округа в соответствии с Актом обследования газораспределительных сетей от 31.10.2013 г., составом комиссии, созданной Распоряжением Администрации Златоустовского городского округа от 29 января 2010 г. N 133-р, с участием представителей ОАО "Газпром газораспределение Челябинск", органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом ЗГО" и МКУ ЗГО "УЖКХ". Какие-либо документы о демонтаже имущества, составляющего лот N10, в Комитете отсутствуют, а также Заявителем не представлены.
4) относительно довода Заявителя о том, что на объекты газоснабжения, указанные в лотах N6, 11 и 35 аукционной документации зарегистрировано право собственности ОАО "Газпром межрегионгаз", а также что данные газопроводы переданы в аренду Заявителю по договору NДАГ-12-1/01-40/ДАГ-02/4-063/10 от 01.02.2010 Комитетом указано на отсутствие доказательств о праве собственности на имущество, входящее в лоты N6,11,35.
По мнению организатора торгов, порядок проведения Аукциона не нарушен, в связи с чем доводы Заявителя являются необоснованными.
Изучив представленные материалы Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
04.03.2015 года Комитетом по управлению имуществом Златоустовского городского округа в информационно -телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт торгов) опубликовано извещение о проведении торгов N 040315/0157770/01, а также документация об аукционе по продаже права на заключение договоров безвозмездного пользования муниципальными объектами газоснабжения, расположенными на территории Златоустовского городского округа сроком на 5 лет. В качестве организатора торгов указан Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского.
Распоряжением Комитета от 03.03.2015 N 135-р принято решение о проведении торгов на право заключения договоров безвозмездного пользования в отношении объектов газоснабжения Златоустовского городского округа сроком на 5 лет, а также утверждена аукционная документация.
1. Из документации по торгам следует, что предметом Аукциона являются объекты газоснабжения Златоустовского городского округа.
В материалы дела представлена Выписка из раздела "Муниципальная казна" реестра муниципального имущества Муниципального образования Златоустовский городской округ по состоянию на 01.04.2014 (далее - Выписка из реестра муниципальной собственности), в которой содержатся разделы с реестровыми номерами конкретных объектов, объектами, включенными в состав муниципального имущества - газопроводы, раздел "определитель", датами ввода в эксплуатацию объектов, балансовой стоимостью имущества и т.д.
Каждому объекту муниципальной собственности, а именно, газопроводу с определенным адресным ориентиром и собственными характеристиками присвоен реестровый номер. Указанное позволяет сделать вывод о том, что в Реестр муниципальной собственности Златоустовского городского округа включены самостоятельные объекты (газопроводы), расположенные на территории муниципального образования "Златоустовский городской округ" и иных населенных пунктов (например, поселений, поселков).
Из документации по торгам следует, что предметом лотов являются объекты, идентичные указанным в Выписке из реестра муниципальной собственности, например, предметом Лота N 1 является объект с реестровым номером 41801, предметом Лота N 10 - объект с реестровым номером 41815, предметом Лота N 35 - объект с реестровым номером 41810 и т.д.
То есть организатор торгов, при определении предмета торгов руководствовался документами о включении указанных самостоятельных объектов газоснабжения в раздел "Муниципальная казна" Реестра муниципального имущества Златоустовского городского округа по состоянию на 01.04.2014 года.
На момент проведения торгов раздел "Муниципальная казна" Реестра муниципального имущества Златоустовского городского округа является действующим, иных документов, из которых можно прийти к выводу, что самостоятельные объекты муниципального имущества - "газопроводы" являются технологически и функционально связанным муниципальным имуществом организатор торгов не представил.
Согласно пункту 112 Приказа при разработке документации об аукционе запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества, в частности, включение в состав одного лота государственного или муниципального имущества, предназначенного для электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, пунктом 112 Приказа установлен запрет на включение в один лот имущества, используемого в процессе газоснабжения муниципального образования. При условии наличия указанного запрета, а также наличия у Комитета документов о внесении в реестр муниципального имущества Златоустовского городского округа самостоятельных объектов, у организатора торгов, при подготовке документации по Аукциону, отсутствовали основания для объединения объектов газоснабжения, входящих в предмет торгов, в один лот.
Кроме того, объекты, выставляемые на Аукцион, расположены на территории различных поселков, что предполагает предоставление услуг газоснабжения в границах различных поселений на территории данного муниципального образования.
Схемы, представленные Заявителем в качестве обоснования технологической и функциональной связи муниципального имущества, выставляемого на торги, не могут являться достаточным (исключительным) основанием для принятия доводов заявителя о необходимости включения газопроводов, передаваемых по торгам в состав одного лота ввиду следующего.
Из схем объектов газоснабжения Златоустовского городского округа следует, что они утверждены Главным инженером филиала ОАО "Газпром газораспределение Челябинск", то есть выполнены хозяйствующим субъектом.
Согласно пункту 108 Приказа документация об аукционе разрабатывается организатором аукциона, специализированной организацией и утверждается организатором аукциона.
Таким образом, организатор торгов, при решении вопроса о формировании документации по торгам, самостоятельно определяет предмет торгов и не может руководствоваться технической документацией на сети газоснабжения, передаваемые по торгам, составленной хозяйствующим субъектом, в том числе имеющим возможность принять участие в организуемых торгах (потенциальным участником).
С учетом изложенного не может быть принят во внимание довод Заявителя о необходимости выставления на аукцион такого вида муниципального имущества, как газопроводы, в составе одного лота.
2. На официальном сайте торгов в сети Интернет www.torgi.gov.ru по извещению N 040315/0157770/01 в разделе "Документы" содержится ссылка на прикрепленный документ "Приложение 1", в котором указан перечень имущества, которое предполагается передать по договору безвозмездного пользования.
В данном перечне по Лоту N1 указано следующее имущество: "Газопровод высокого давления к АГНКС протяженностью 187,6 метров, введен в эксплуатацию 18.10.1986 года".
По Лоту N2 указано: "Газопровод высокого давления к АГНКС протяженностью 187,6 метров, введен в эксплуатацию 18.10.1985 года".
Таким образом, предметом Лота N1 и N2 является имущество с различной датой введения его в эксплуатацию, в связи с чем нельзя прийти в выводу, что такое имущество является идентичным.
Как отмечено выше, организатор торгов при подготовке аукционной документации руководствуется сведениями, имеющимися в его распоряжении. В данном случае из Реестра муниципальной собственности Златоустовского городского округа следует, что имущество, входящее в предмет торгов по лоту N 1, 2, определено как обособленные объекты с разными реестровыми номерами и датой ввода в эксплуатацию. Доказательств, свидетельствующих, о том, что несмотря на различные даты ввода в эксплуатацию, объекты, составляющие предмет лотов N 1 и 2 являются идентичными, заявителем не представлено.
В связи с указанным, довод Заявителя о включении в Лот N1 имущества, являющегося предметом Лота N2, не находит документального подтверждения.
3. В Приложении 1 к документации об аукционе обозначен Лот N 10 "Газопровод низкого давления к домам 27,29 по ул. Бер. Ветлужская, протяженностью 90 метров", дата ввода в эксплуатацию 10.10.1998 год.
Аналогичные сведения об объекте, составляющем предмет Лота N10, указаны в Выписке из реестра муниципальной собственности (Раздел "Муниципальная казна", реестровый N 41815).
Также согласно Акту обследования газораспределительных сетей от 31.10.2013 года газопровод низкого давления к домам 27, 29 по ул. Бер. Ветлужская, введенный в эксплуатацию 20.10.1998 года, на момент составления данного акта обследования находился в рабочем состоянии.
Документов, свидетельствующих, что имущество, входящее в предмет лота N10 демонтировано, заявителем не представлено, в связи с чем довод ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" о том, что предметом лота N10 является имущество, которое в настоящее время демонтировано, не подтвержден документально.
4. Из Выписки из реестра муниципальной собственности следует, что имущество, составляющее:
Лот N 6 "Газопровод низкого давления (перекладка) в 3-м микрорайоне пр. Гагарина", введенный в эксплуатацию 19.10.1996 года;
Лот N 11 "Газопровод низкого давления к домам по ул. Р. Сергеевой протяженностью 320 метров", введенный в эксплуатацию 18.10.1991;
Лот N 35 "Газопровод низкого давления ППСО "Златоустметаллургсрой" (Р.Сергеевой, 41) протяженностью 76,8 метров", введенный в эксплуатацию 19.10.1994 года, является муниципальной собственностью Муниципального образования "Златоустовский городской округ".
В материалы дела представлены Свидетельства о государственной регистрации права собственности ООО "Газпром межрегионгаз" серия 74-АГ N447536, серия 74-АГ N 447580 на следующие объекты:
сооружение-газопровод низкого давления протяженностью 14157,51 метров (в том числе литера 40-2), расположенное по адресу: Россия, Челябинская область, г. Златоуст, пр. им. Ю.А. Гагарина;
сооружение-газопровод низкого давления протяженностью 11903,69 метров, расположенное по адресу: Россия, Челябинская область, г. Златоуст, район метзавода.
Из указанных свидетельств о праве собственности не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что объекты, входящие в предмет Аукциона по лотам N 6, 11 и 35 являются частью газораспределительных сетей, принадлежащих ООО "Газпром межрегионгаз" на праве собственности, поскольку указание в них на общую протяженность сооружений и адресный ориентир, не является абсолютно идентичным адресным ориентирам, указанным в документации по торгам, что не может безусловно свидетельствовать о том, что в предмет лотов 6, 11, 35 частично вошли объекты, принадлежащие иному лицу. Организатор торгов в данном случае руководствовался документами о включении указанного имущества в реестр муниципальной собственности Златоустовского городского округа.
Также Заявителем представлен договор аренды объектов газоснабжения N ДАГ-02/4-063/10 N12-1/01-40 от 01.02.2010 года заключенный между ОАО "Газпромрегионгаз" и ООО "Челябинскгазком" (14.10.2013 года переименовано в ОАО "Газпром газораспределение Челябинск"). В Приложении 1 "Перечень имущества, передаваемого ОАО "Газпромрегионгаз" в аренду ОАО "Челябинскгазком" к данному договору аренды указан перечень передаваемых объектов, который включает 35 газопроводов, расположенных на территории различных муниципальных образований. Однако в данном перечне отсутствуют объекты, наименование, местоположение, протяженность которых идентичны аналогичным сведениям об объектах газоснабжения, являющихся предметом лотов N6, 11 и 35.
Также Комиссия отмечает, что отношения, связанные с определением прав собственности муниципального образования на соответствующее имущество и включением его в реестр муниципальной собственности, а также с нарушением данными действиями прав и законных интересов иного собственника имущества, в том числе в связи с выставлением его на Аукцион, не могут быть рассмотрены антимонопольным органом, поскольку решаются сторонами в судебном порядке.
5. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Пунктом 110 Приказа установлено, что документация об аукционе может содержать требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества, требования к описанию участниками аукциона поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками аукциона выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик.
В пункте 3.2 проекта договора установлено, что ссудополучатель обязан осуществлять за свой счет текущий и капитальный ремонт. Однако в документации об аукционе отсутствуют сведения об объемах, перечне и сроках выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении муниципального имущества, права на которое передаются по договору, что не соответствует пункту 110 Приказа.
Комитетом представлен договор безвозмездного пользования объектами газоснабжения Златоустовского городского округа N293/бп от 13.04.2015 года, заключенный по результатам Аукциона, в связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" необоснованной.
2. Предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 апреля 2015 г. N 18-07/18.1/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016