Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-57/2015 (опубликовано 6 мая 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N283 от 26.12.2011 г.), в составе:
Председателя Комиссии -"<_>";
членов Комиссии: "<_>",
в присутствии:
- представителя заявителя: ООО "Профис" - "<_>" (доверенность"<_>" ),
- представителей ответчика: МКП "БиОЗ" -"<_>" (доверенность"<_>" ),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профис" на действия Муниципального казенного предприятия "Благоустройство и озеленение (БиОз)" муниципального образования "город Оренбург при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку мебели (N31502204664), установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ("<_>") общества с ограниченной ответственностью "Профис" ("<_>") (далее - ООО "Профис", заявитель) на действия Муниципального казенного предприятия "Благоустройство и озеленение (БиОз)" муниципального образования "город Оренбург" ("<_>") (далее - МКП "БиОЗ", ответчик, организатор торгов, заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку мебели (N31502204664).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступлением жалобы ООО "Профис", Оренбургским УФАС России на основании ч. 11 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ заявителю и организатору торгов были направлены уведомления о приостановлении запроса котировок до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу ("<_>"), жалоба размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС http://orenburg.fas.gov.ru/.
Как следует из содержания жалобы ООО "Профис":
Согласно протоколу, заявка ООО "Профис" была признана не соответствующей требованиям котировочной документации по причине несоответствия представленных документов требованиям котировочной документации, а именно был нарушен п. 3.1.1, п.5.3.8 раздела 1 документации по проведению запроса котировок.
Заявитель считает, что заказчик в п.5.3.8 документации установил необоснованные требования по предоставлению копии документов, подтверждающих качество товара (паспорт, сертификат качества и т.д.), а также закупочная комиссия неправомерно отклонила заявку ООО "Профис".
Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, предоставил письменные объснения по жалобе ("<_>") и документы, затребованные уведомлением Оренбургского УФАС России ("<_>"), и копию заключенного договора поставки "<_>" с победителем -"<_>". Также на обозрение Комиссии были предоставлены заявки участников данных торгов.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.
Оренбургское УФАС России в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На официальном сайте Российской Федерации в сети интернет для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (http://zakupki.gov.ru) 13.04.2015 г. было опубликовано извещение N 31502204664 о проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку мебели.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики в силу положений ч.1 ст. 3 Закона о закупках обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также необоснованного ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В п. 3.1.1. Документации по проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку мебели, утвержденную"<_>" (далее - Документация запроса котировок), участник запроса котировок не допускается закупочной комиссией к участию в запросе котировок (по каждому лоту) в случае: непредоставления документов, определенных настоящей документацией о запросе котировок (по каждому лоту), либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса котировок или о продукции, в отношении которой проводится запрос.
Согласно п. 5.3.8 Документации запроса котировок, участник обязан предоставить копии документов, подтверждающих качество товара (паспорт, сертификат качества и т.д.).
В соответствии с ч.3 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N184-ФЗ "О техническом регулировании", правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждается и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
В Постановлении Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - Постановление N 982) не содержится требования по обязательной сертификации мебели.
Комиссия приходит к выводу о том, что установление данного требования по предоставлению копии документов, подтверждающих качество товара (паспорт, сертификат качества и т.д.), нарушает принцип, прописанный в п.4 ч.1 ст.3 Закона о закупках. В связи с этим, Комиссия считает довод жалобы обоснованным.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Комиссия, проанализировав заявку победителя данного запроса котировок"<_>" ("<_>"), установила, что в ней отсутствует сертификат на товар, являющийся предметом торгов (мебель), а предоставлен сертификат на иную продукцию (плиты древесностружечные, облицованные пленками на основе термореактивных полимеров). Однако данная заявка, в отличие от других участников ("<_>"). была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, и не отклонена по причине несоответствия представленных документов требованиям котировочной документации (п. 3.1.1, п.5.3.8 раздела 1 документации по проведению запроса котировок).
В связи с этим, Комиссия приходит к выводу, что закупочная комиссия организатора торгов нарушила требования, прописанные в п.3 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с п.2 и п.3 ч.8 раздела 4 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального казенного предприятия "Благоустройство и озеленение (БиОз)" муниципального образования "город Оренбург" утвержденное"<_>" (далее - Положение о закупках), по результатам проведенной закупочной процедуры договор должен быть направлен сопроводительным письмом в течение пяти рабочих дней с момента подведения итогов закупочной процедуры. Победитель закупочной процедуры обязан в течение пяти рабочих дней с момента получения договора от Заказчика (если иное не установлено документацией о закупке) надлежащим образом оформить полученный договор и вернуть Заказчику один экземпляр.
Согласно п.14 ч.3 раздела 14 Положения о закупках, результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и директором предприятия, и не позднее трех дней со дня подписания размещается Заказчиком на официальном сайте.
Комиссией установлено, что протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписан 10.04.2015 г., размещен на официальном сайте 13.04.2015 г., а договор с победителем заключен 20.04.2015 г.
Согласно ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион-но-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключени-ем случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом если интересом заказчика и победителя торгов является как можно ско-рейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.
Данное право участников (на защиту) выражено в возможности обратиться с за-явлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов, и защиты своих прав и законных интересов.
Десятидневный срок с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов, является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и побе-дителя торгов, оказать негативное воздействия на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих закон-ных прав и интересов.
Таким образом, ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования не-законных действий заказчика.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что организатор торгов, заключив договор поставки"<_>" с победителем -"<_>", лишил заявителя возможности восстановить право на участие в торгах в случае выдачи антимонопольным органом предписания об устранении нарушений порядка проведения запроса котировок в части определения победителя на право заключения договора на поставку мебели (N31502204664).
Исходя из содержания ч.17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС России, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заказчиком при проведении данных торгов не были соблюдены требования действующего законодательства РФ, установленные в п2. п.4 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц", также закупочной комиссией организатора торгов были нарушены требования п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В связи с этим жалоба считается обоснованной.
Кроме того, Комиссия делает вывод о необходимости внесения изменений в Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального казенного предприятия "Благоустройство и озеленение (БиОз)" муниципального образования "город Оренбург" в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион-но-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, ст.17, 23, Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 -ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ("<_>") общества с ограниченной ответственностью "Профис" на действия Муниципального казенного предприятия "Благоустройство и озеленение (БиОз)" муниципального образования "город Оренбург при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку мебели (N31502204664), обоснованной.
Выдать предписание организатору торгов об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов.
Выдать предписание организатору торгов о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии "<_>"
Члены Комиссии "<_>"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-57/2015 (опубликовано 6 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016