Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области
N 20/15/15-АМ (опубликовано 30 апреля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 16 апреля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 апреля 2015 года.
Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - Руководителя Псковского УФАС России;
Членов комиссии:
- начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России;
- заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России
рассмотрев дело N 20/15/15-АМ, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Гдовского района (местонахождение: 181600, Псковская область, г. Гдов, ул.К.Маркса, д. 39) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
- в отсутствии представителей ответчика, уведомленного надлежащим образом (уведомление от 30.03.2015 г. N18001701209272), установила:
В ходе осуществления антимонопольного контроля нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, в рамках полномочий, установленных ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Управлением Федеральной антимонопольной службы по Псковской области установлено, что органами местного самоуправления Гдовского района не утверждена схема размещения рекламных конструкций. Не утверждение органом местного самоуправления вышеназванной схемы в 2014-2015 гг., содержит признаки нарушения ч.5.8, ст. 19 Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), а также признаки нарушения 1 ч. ст. 15 Закон о защите конкуренции.
Рассмотрев все представленные документы и письменные объяснения Комиссия установила:
Регулирование рекламной деятельности на территории Российской Федерации осуществляется, в соответствии с требованиями Закона о рекламе.
Согласно ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах, должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня вступления в силу указанного Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38- ФЗ "О рекламе".
Таким образом, законодателем установлен срок для утверждения органами местного самоуправления муниципальных районов схемы размещения рекламных конструкций до 1 января 2014 года.
В соответствии с п. 15.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Закон о рекламе отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно положениям ст. 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Устава муниципального образования "Гдовский район" (принят решением Собрания депутатов Гдовского района от 20.08.1996) (Зарегистрировано в Администрации Псковской области 24.06.2005 N 172-р) (далее - Устав) в структуру органов местного самоуправления муниципального образования "Гдовский район" входит Администрация Гдовского района. Согласно ч.1 ст. 27 Устава, Администрация Гдовского района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.
Администрация Гдовского района наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Гдовского района федеральными законами и законами Псковской области.
В соответствии с п.13, ст.13 Устава, к вопросам местного значения Гдовского района относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Гдовского района, аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории Гдовского района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 г. N 38- ФЗ "О рекламе".
Таким образом, Администрация Гдовского района, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Гдовского района, которая наделена полномочиями по утверждению схемы размещения рекламных конструкций.
Согласно требованиям норм федерального законодательства, а именно с ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации, Администрацией Псковской области, разработано и утверждено Постановление от 22.07.2014 N 338 "О порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений".
Ч.3 ст.1 Положения о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений (далее -Положение), утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 22.07.2014 N 338 "О порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений", требования к составу и содержанию представляемой на предварительное согласование Схемы устанавливаются актом Уполномоченного органа с учетом требований части 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 2 ст.1 указанного Положения уполномоченным органом определен Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике.
Требования к составу и содержанию представляемой на предварительное согласование схемы утверждения рекламных конструкций, утверждены Приказом Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 28.07.2014 N 933 "Об утверждении требований к составу и содержанию представляемой на предварительное согласование схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности области или собственности муниципального образования области".
На дату рассмотрения дела Администрация Гдовского района сообщила, что в районе Постановлением Администрации Гдовского района от 17.03.2015 года N 137 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций в МО "Гдовский район", утверждена схема размещения рекламных конструкций.
Ч.1 ст. 15 Закон о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренции акты и бездействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких бездействий.
Непринятие мер к утверждению в установленном порядке схемы размещения рекламных конструкций на территории Гдовского района нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку с 1 января 2014 года разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции могут выдаваться только в соответствии со схемой их размещения, что является нарушением ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, Комиссией Псковского УФАС России установлено бездействие со стороны Администрации Гдовского района, выразившееся в непринятии с 28.07.2014 по 17.03.2015 мер по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории Гдовского района, которое привело к тому, что у хозяйствующих субъектов, желающих осуществлять свою предпринимательскую деятельность на рынке предоставления рекламных конструкций для размещения рекламы, отсутствуют правовые основания для ведения данного бизнеса.
В силу статьи 1 Закона о защите конкуренции закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1); его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2).
Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. На основании пункта 4 данной статьи товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Продуктовые границы, на которых субъекты, претендующие на размещение рекламных конструкций, являются конкурентами, определены рынком предоставление рекламных конструкций для размещения рекламы (код ОКВЭД - 74.4 "Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности").
В целях рассмотрения дела N 20/15/15-АМ географические границы товарного рынка предоставления рекламных конструкций для размещения рекламы определены границами муниципального образования "Гдовский район".
Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) учитывается следующее: если акты, действия (бездействие), приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, Комиссия Псковского УФАС России пришла к выводу о том, что не выполнение Администрацией Гдовского района предусмотренных ч.5.8 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" обязанностей по утверждению до 1 января 2014 года схемы размещения рекламных конструкций создало условия, при которых проведение торгов на право заключения договоров на размещение рекламных конструкций, а также выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций является не возможным, что ведет к ограничению конкуренции и сокращению числа хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке предоставления рекламных конструкций для размещения рекламы. Фактически в настоящее время доступ на указанный рынок на территории вышеуказанного муниципального образования, для новых хозяйствующих субъектов закрыт, что является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившимся в бездействии Администрации Гдовского района.
На основании части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять бездействие, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления такого бездействия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Псковского УФАС России решила:
1. Прекратить рассмотрение дела 20/15/15-АМ в связи, с добровольным устранением Администрации Гдовского района нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в принятие Постановления Администрации Гдовского района от 17.03.2015 года N 137 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций в МО "Гдовский район".
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области N 20/15/15-АМ (опубликовано 30 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016