Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 29 апреля 2015 г. N 05-21/97-15
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области А.А. Азаренко, рассмотрев протокол N 05-21/97-15 об административном правонарушении от 27 апреля 2015 года и материалы дела
N 05-21/97-15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении директора филиала ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (далее по тексту - ОАО "МОЭСК") - Южные электрические сети <______> установил:
В адрес Московского областного УФАС России поступило обращение <______> с жалобой на неправомерные действия
ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" в части невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <______> в срок, установленный Правилами технологического присоединения.
По результатам рассмотрения указанного обращения Московским областным УФАС России возбуждено дело
N 05-15/03-14 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей
ОАО "МОЭСК", выразившегося в ущемлении интересов
<______> путем невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <______> в срок, установленный Правилами технологического присоединения.
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дела
N 05-15/03-14 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.
ОАО "МОЭСК" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением годового Общего собрания акционеров ОАО "МОЭСК" (Протокол N 10 от 23.06.2011).
ОАО "МОЭСК" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Московской области от 22.11.2007 за основным государственным регистрационным номером 1057746555811. В соответствии с Уставом ОАО "МОЭСК" местонахождение юридического лица: <______>
В соответствии с п. 3.2. Устава Общества, основным видом деятельности ОАО "МОЭСК" является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии, а также оказание услуг по присоединению к электрическим сетям.
Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, являются сетевыми организациями.
Таким образом, ОАО "МОЭСК" является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995
N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя, а возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка, в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда от 8 сентября 2009 N 6057/09.
Таким образом, Московским областным УФАС России установлено, что ОАО "МОЭСК" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, а также по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "МОЭСК".
В соответствии с материалами дела N 05-15/03-14 о нарушении антимонопольного законодательства, <______> имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <______> Технологическое присоединение необходимо заявителю исключительно для бытовых нужд с максимальной единовременной мощностью до 15 кВт.
15.09.2010 между <______> и ОАО "МОЭСК" заключен Договор N Ю8-10-302-6883(908527) об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <______>
Согласно п. 10.5. Технические условия N Ю8-11-202-5619(908527/102) от 22.07.2011 фактическое присоединение энергопринимающего устройства будет произведено на основании служебной записки и копии договора на энергоснабжение с
ОАО "Мосэнергосбыт" и считаться полностью выполненным после подписания Акта о технологическом присоединении.
Согласно п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ
"Об электроэнергетике" потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии. Сетевая организация не вправе отказать потребителю электрической энергии в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии по основаниям, связанным с выбором потребителем электрической энергии определенного поставщика электрической энергии.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела N 05-15/03-14 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрения данного дела, в действиях ОАО "МОЭСК" установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившегося в ущемлении интересов Карпенко Н.Г., путем навязывания контрагенту условий договора об осуществлении технологического присоединения, невыгодных для него.
Согласно п. 1 ст. 391 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Согласно п. 3 ст. 391 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 391 Федерального закона
от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрению дела
N05-15/03-14 о нарушении антимонопольного законодательства выдано Предупреждение N 05-10/26-14 о прекращении указанных нарушений, путем направления в адрес <______> технических условий в соответствии с законодательством РФ.
09.04.2014 ОАО "МОЭСК" проинформировало Московское областное УФАС России о выполнении выданного Предупреждение N 05-10/26-14 о прекращении указанных нарушений, путем направления в адрес <______> дополнительного соглашения N 3 к Договору об осуществлении технологического присоединения
N Ю8-10-302-6883(908527) от 15.09.2010 в соответствии с которым вводится в действие приложение к Договору N Ю8-10-302-6883(908527) от 15.09.2010 об осуществлении технологического присоединения - Технические условия N Ю8-14-202-4266(908527/102) от 26.03.2014.
Согласно п. 2.1.1. Договора об осуществлении технологического присоединения N Ю8-10-302-6883(908527) от 15.09.2010,
ОАО "МОЭСК" обязалось в течение 6 месяцев с даты заключения договора выполнить мероприятия по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям.
15.09.2010 между <______> и ОАО "МОЭСК" подписано дополнительное соглашение N 1 к договору об осуществлении технологического присоединения NЮ8-10-302-6883(908527) от 15.09.2010, в соответствии с которым срок выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств расположенных по адресу: <______> составляет 24 месяца.
В соответствии с п. 4 ст. 421, п.1 ст. 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения.
Условия Договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее по тексту - Правила технологического присоединения) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей - физических лиц, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Таким образом, п. 16 Правил технологического присоединения, для данной категории Заявителей предусмотрен предельный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев.
Следовательно, дополнительное соглашение N 1 к Договору об осуществлении технологического присоединения N Ю8-10-302-6883(908527) от 15.09.2010, условиями которого предусмотрен срок выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям 24 месяца, противоречит требованиям действующего законодательства и ничтожно в силу закона.
Таким образом, ОАО "МОЭСК" надлежало в срок до 15.03.2011 осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <______>
Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрению дела N 05-15/03-14 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что на дату 24.04.2014 мероприятия по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <______> со стороны сетевой организации в полном объеме не выполнены.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ
"Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно п. 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей - физических лиц, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрически сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
На основании изложенного, ОАО "МОЭСК" нарушило ч. 1
ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "МОЭСК", выразившегося в ущемлении интересов <______> путем невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств расположенных по адресу: <______> в срок, установленный Правилами технологического присоединения.
Данное правонарушение совершено ОАО "МОЭСК" в период с 15.09.2012 по 06.07.2013.
Согласно Приказу N 44 от 29.01.2013 "О назначении на должность директора филиала" "Южные электрические сети" <______> назначен на должность директора филиала
ОАО "МОЭСК" - Южные электрические сети.
В соответствии с п. 6.4 Положения и п. 4.2.7 Трудового договора Директор филиала несет ответственность за своевременность исполнения обязательств перед контрагентами, а так же надлежащее и своевременное выполнение своих обязанностей по вопросам основных видов деятельности филиала, в которую в том числе входит деятельность по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 3.5 "Распределения обязанностей между директором, заместителем директора, руководителями прямого подчинения директору филиала ОАО "МОЭСК" - Южные электрические сети" директор филиала ОАО "МОЭСК" - Южные электрические сети" <______> в рамках своей компетенции несет ответственность за организацию и контроль подготовки, согласования, подписания и исполнения договоров технологического присоединения по результатам рассмотрения заявок на технологическое присоединение.
Следовательно, должностным лицом ОАО "МОЭСК", ответственным за нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "МОЭСК", выразившегося в ущемлении интересов
<______> путем невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств расположенных по адресу: <______> в срок, установленный Правилами технологического присоединения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является директор филиала ОАО "МОЭСК" - Южные электрические сети Ежокин Михаил Анатольевич.
Факт совершения административного правонарушения
директором филиала ОАО "МОЭСК" - Южные электрические сети <______> подтверждается протоколом по делу N 05-21/97-15 об административном правонарушении от
27 апреля 2015 года, а также другими материалами дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Срок давности привлечения директора филиала ОАО "МОЭСК" - Южные электрические сети <______> к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В ходе рассмотрения дела N 05-21/97-15 об административном правонарушении в отношении директора филиала ОАО "МОЭСК" - Южные электрические сети <______> не выявлено обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность.
На основании изложенного, учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, руководствуясь ст.ст. 23.48, 29.1, 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Признать директора филиала ОАО "МОЭСК" - Южные электрические сети <______> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, что является минимальным размером штрафа, налагаемого в соответствии с ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 N 384 - ФЗ
"О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:
Получатель:
Банк получателя:
Назначение платежа:
ID начисления: |
ИНН 7703671069 КПП 773401001 УФК по Московской области (для Московского областного УФАС России) Отделение 1 Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва р/с 40101810600000010102 БИК 044583001 ОКТМО 46000000 КБК 161 1 16 02010 01 6000 140Административный штраф, зачисляемый за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации Ъ30cf5eAS04290153102
|
Согласно ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения в течение 10 (десяти) дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 1 ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя А.А. Азаренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 29 апреля 2015 г. N 05-21/97-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016