Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 28 апреля 2015 г. N 06-54/15
Я, заместитель руководителя - начальник отдела рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Т.В. Лопаткина, рассмотрев протокол N 06-54/15 от "17" апреля 2015 г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью "МИР" (ОГРН 1145476056901 от 29.04.2014 г., ИНН 5406780640, юридический адрес: г. Новосибирск, Красный проспект, дом 232/1), по части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ,
в присутствии "_" установил:
В Новосибирское УФАС России поступили обращения физического лица (вх. N 378э от 28.01.2014 г., N 1063 от 06.02.2015 г.) в котором указывалось, что на станции метро "Красный проспект" размещался рекламный плакат ООО "Пи Джей Новосибирск", который в своем содержании не содержит обязательных сведений: наименование, ОГРН, юридический адрес Общества, что свидетельствует о признаках нарушения ст. 8 Закона о рекламе.
По данному факту Новосибирским УФАС России была проведена проверка, по результатам которой установлено, что на путевой стене станции Новосибирского метрополитена "Красный проспект" размещалась следующая информация:
"Мы открылись. Назови пароль 2015 и получи пиццу бесплатно* _ * - Пицца "Пепперони" 23 см предоставляется бесплатно при покупке пиццы от 35 см. _ Акция действует для всех заказов. Срок проведения акции с 02.01.2015 г. по 28.02.2015 г._ Доставка "_" _ www.papajons.ru_ Пицца Папа Джонс _ Лучше ингредиенты. Лучше пицца", с изображением с изображением пиццы (Акт фиксации информации от 29.01.2015 г.).
Рассматриваемая информация является рекламной, т.к. привлекает внимание неопределенного круга лиц к заведению общественного питания, осуществляющему деятельность под наименованием "Папа Джонс", продуктам питания (пицце, изображенной на плакате), предлагаемой услуге по доставке (с указанием телефона и Интернет-сайта), что в полной мере соответствует определению, указанному в Законе о рекламе.
В соответствии с "Правилами продажи товаров дистанционным способом", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. N612, "продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В силу требований ст. 8 Федерального закона "О рекламе", в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В рассматриваемой рекламной информации отсутствуют сведения, указание которых обязательно в силу ст. 8 Закона о рекламе, что указывает на нарушение данной нормы Закона о рекламе.
В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ст.8 Закона о рекламе предусмотрена как рекламодателя, так и рекламораспространителя.
Согласно п.5,6, 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На запрос антимонопольного органа ООО "Мир" были представлены документы (вх. N 1303 от 13.02.2015 г.), согласно которым рассматриваемая рекламная информация размещалась на основании Договора N М1025 от 23.12.2014 г., заключенного с ООО "Пи Джей Новосибирск".
Также были представлены: согласованный макета рекламы, Акт N М25/1-1 от 31.01.2015 г., N М25/1/1П от 31.01.2015 г. заявка N 20 от 30.12.2014 г., эскиз-макет.
В свою очередь, ООО "МИР" заключен Договор N 31 о предоставлении места для размещения рекламы на станции Красный проспект МУП "Новосибирский метрополитен" от 29.12.2014 г., а так же представлен Акт на оказание услуг N 0031.0 от января 2015 г., п/п N 5 от 14.01.2015 г., N 9 от 19.01.2015 г.
С учетом изложенного, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Пи Джей Новосибирск", рекламораспространителем - ООО "Мир".
На рассмотрении дела представитель ООО "Пи Джей Новосибирск" по факту рекламы, размещенной в Новосибирском метрополитене указал, что 25.12.2014 г. с электронной почты директора по маркетингу ООО "Пи Джей Новосибирск" Ахмарова P.P. (рекламодатель) на почту менеджера по работе с клиентами ООО "МИР" "_" (рекламопроизводитель и рекламораспространитель в одном лице) был выслан рекламный макет с последующей его адаптацией для размещения в соответствии с законодательством о рекламе для размещения на станции метро Красный проспект.
За время долгосрочной работы с ООО "МИР" у ООО "Пи Джей Новосибирск" сложился определенный алгоритм работы. К моменту размещения рассматриваемой рекламы Общество пользовалось услугами ООО "МИР" достаточно продолжительное время. Представитель рекламодателя ООО "Пи Джей Новосибирск", в данном случае "_"., перед размещением рекламных макетов на станциях метро высылал макет рекламы с основной информацией о самой рекламе без указания сведений о наименовании, юридического адреса, ОГРН рекламодателя.
В процессе выполнения работы по размещению рекламно- информационного материала ООО "МИР" обязано было произвести работы по размещении РИМ, в т.ч. адаптацию рекламного макета, в соответствии со всеми предусмотренным договором требованиям РИМ, а также законодательством о рекламе (п. 5.6 Договора от 23.12.214 г.).
03.01.2015 г. рекламодатель ООО "Пи Джей Новосибирск" сообщил рекламораспространителю ООО "МИР" о том, что на станции метро Красный проспект был размещен баннер не соответствующий ФЗ "О рекламе", в макете отсутствовала административная информация ООО "Пи Джей Новосибирск", его юридический адрес и ОГРН.
О данном обстоятельстве свидетельствует подписанное сторонами приложение к договору N2/1П от 16.01.2015 г., которое по сути является приложением N1/1П от 23.12.2014 г. в новой редакции, соответствующей требованиям законодательства о рекламе.
Общество не ожидало от ООО "МИР" размещения рекламы с нарушением законодательства, поскольку ранее такого не происходило.
В аналогичный период с 01.01.2015 г. по 31.01.2015 г. ООО "Пи Джей Новосибирск" размещало тот же самый рекламный макет на станции метро площадь Маркса, где рекламопроизводителем и рекламораспространителем выступало ООО "Медиа Решения". Макет размещаемый на станции "площадь Маркса" полностью соответствовал ФЗ "О рекламе" и содержал всю необходимую информацию, в том числе административную информацию рекламодателя (приложение N3 к настоящему отзыву).
Кроме того, все предыдущие и последующие размещения РИМ через ООО "МИР" полностью соответствовали ФЗ "О рекламе". Данный факт, по мнению Общества, лишний раз подтверждает то, что нарушение, произошедшее в период с 01.01.2015 г. по 31.01.2015 г., не являлось нарушением со стороны рекламодателя - ООО "Пи Джей Новосибирск", а произошло по причине ненадлежащего исполнения своих обязанностей рекламораспространителем, в данном случае - ООО "МИР".
Согласно пояснениям ООО "МИР", с одной стороны произошло недоразумение, сработал человеческий фактор, а с другой стороны подписывается акт, по которому передаются оказанные услуги по размещению рекламного макета.
Также, согласно представленному отзыву (вх. N 2727 от 25.03.2015 г.) рекламный макет ООО "Пи Джей Новосибирск" формально не содержит указания на возможность приобретения товара дистанционным способом, объект рекламирования направлен на формирование интереса в приобретении товара в результате предоставления возможности получить второй товар в подарок, для чего потребитель должен был позвонить (а не зайти на сайт) и назвать пароль.
Кроме того, потребитель, при должном интересе к данной рекламе, имеет возможность установить, какое именно юридическое лицо предоставляет указанную услугу, его ОГРН и место нахождение.
ООО "Мир" признало факт нарушения ст. 8 Закона о рекламе при размещении рекламной информации в метрополитене на станции "Красный проспект".
ООО "Пи Джей Новосибирск" также указало, что за размещение такой информации не подписаны акты выполненных работ за январь 2015 г. и Обществом решается вопрос о предъявлении в установленном порядке претензий за ненадлежащее исполнение обязанностей ООО "МИР".
На основании материалов дела Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что факт нарушения требований п.п. 3,4 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе не подтвержден.
Решением Комиссии от 16.04.2015 г. рассматриваемая рекламная информация, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования:
- ст. 8 Закона о рекламе: в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Время совершения административного правонарушения - январь 2015 г.
Место совершения административного правонарушения - г. Новосибирск.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ч. 3 ст. 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В ходатайстве от 17.04.2015, вх. N 3592 от 17.04.2015, ООО "МИР" указывает на то, что минимальный штраф, предусмотренный частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, составляет 100000 тысяч рублей и превышает в данном случае сумму дохода за ненадлежащую рекламу (44000 рублей) более чем в два раза, что указывает на несоответствие критериям пропорциональности. В связи с указанным обстоятельством, а также в связи с отсутствием существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений просит признать нарушение малозначительным, применив нормы статьи 2.9 КоАП РФ.
Должностное лицо не находит оснований для снижения штрафа, так как штраф на минимальной границе 100 000 рублей в данном случае наиболее соответствует целям предупреждения новых нарушений.
Каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, не установлено.
Учитывая характер правонарушения, наличие смягчающих обстоятельств (нарушение совершено впервые, приняты меры по устранению нарушения), при отсутствии отягчающих обстоятельств, установленных ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 14.3, 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью "МИР" (ОГРН 1145476056901 от 29.04.2014 г., ИНН 5406780640, юридический адрес: г. Новосибирск, Красный проспект, дом 232/1) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
2. Применить к ООО "МИР" меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях на р/с 40101810900000010001 в Сибирское ГУ Банка России по НСО в г. Новосибирске, БИК 045004001, получатель: УФК по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России), ИНН 5405116098 / КПП 540501001, код БК 161 1 16 26000 01 6000 140, ОКТМО 50701000 назначение платежа: административный штраф за нарушение законодательства о рекламе.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 28 апреля 2015 г. N 06-54/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016