Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 06-16-25/2015 (опубликовано 27 апреля 2015 г.)
Я, заместитель руководителя Оренбургского УФАС России <<__>> изучив материалы дела об административном правонарушении N 06-16-25/2015, возбужденного в отношении должностного лица: главы города Орска <<__>>(паспорт серии <<__>> выдан <<__>> дата рождения <<__>> г., место рождения: <<__>> зарегистрирован по адрес: <<_>> ИНН <<__>>) действующего на основании Устава м/о г.Орск, Решения избирательной комиссии м/о г.Орск N 01-07/22-3 от 11.10.2010 г., Распоряжения администрации города Орска от 11.10.2010 г. N 867-р "О вступлении в должность <<__>>) по факту административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установил:
Решением Комиссии Оренбургского УФАС России по делу N 06-06-03/2014 (исх. N 5895 от 16.05.2014 г.) администрация м/о г.Орск признана нарушившей ч.1 ст.15, п.4 ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции"; МУП "Орскгортранс" признано нарушившим п.4 ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Нарушение выразилось в осуществлении согласованных действий, направленных на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по осуществлению деятельности автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (код по ОКВЭД - 60.21.1) в границах муниципального образования г.Орск Оренбургской области (договоры о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования N 03 от 01 января 2012 г., N 02 от 01.01.2013 г.).
В ходе рассмотрения дела должностным лицом было установлено следующее.
Согласно п.7 ст. 14, п.7 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Отношения, возникающие в связи с деятельностью автомобильного пассажирского транспорта в Оренбургской области, регулируются законами Российской Федерации, Законом Оренбургской области от 04.03.2011 г. N4326/1015-IV-03 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области", Постановлением Правительства Оренбургской области от 01.08.2011 г. N695-п "О порядке организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" и иными нормативно-правовыми актами.
Согласно ст.4 закона Оренбургской области от 04.03.2011 N4326/1015-IV-03 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира, доставить багаж в пункт назначения и выдать багаж управомоченному на его получение лицу.
Согласно ст. 7 указанного закона орган местного самоуправления создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования, между поселениями муниципального района, городского округа; обеспечивает безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, принимает муниципальные правовые акты в пределах своей компетенции, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.12 указанного закона конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным маршрутам (конкурс) является способом обеспечения безопасных и качественных перевозок пассажиров и багажа путем выбора перевозчиков, способных обеспечить лучшие условия транспортного обслуживания населения. Предметом конкурса является право заключения договоров на обеспечение перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок по одному расписанию или нескольким расписаниям движения, включенным в состав одного или нескольких лотов, с соблюдением требований, указанных в конкурсной документации. Допуск перевозчиков к конкурсу производится организатором конкурса.
В соответствии со ст.13 закона Оренбургской области от 04.03.2011 г. N4326/1015-IV-03 по итогам конкурса с победителем заключается договор, предметом которого является обеспечение перевозок пассажиров по нескольким, одному маршрутам регулярных перевозок или по отдельным, включая единичное, расписаниям движения транспортных средств по этим маршрутам согласно условиям конкурса. Договор заключается сроком до 5 лет.
Согласно ст.14 вышеуказанного закона перевозчик имеет право принимать участие в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным маршрутам.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 01.08.2011 г. N695-п "О порядке организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" утверждён Порядок организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области (далее - Порядок).
Основными принципами, на которых базируются положения Порядка, являются:
а) доступность для населения услуг автомобильного транспорта по маршрутам регулярных перевозок;
б) обеспечение на территории области единой транспортной политики за счет применения единых требований и норм транспортной деятельности, не нарушающей единой транспортной политики Российской Федерации;
в) равенство прав и обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении транспортной деятельности;
г) развитие предпринимательства и добросовестной конкуренции;
д) соблюдение передовых требований к качеству обслуживания пассажиров;
е) уменьшение нагрузки на маршрутную сеть в муниципальных образованиях;
ж) использование современных информационных технологий на транспорте;
з) обеспечение защиты прав потребителей транспортных услуг (ст.3 Порядка).
В соответствии со ст.7 Порядка организатором конкурса по муниципальным маршрутам регулярных перевозок является уполномоченный орган местного самоуправления.
Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области N 47-810 от 10 марта 2009 г. утверждены правила организации транспортного обслуживания населения на автомобильном пассажирском транспорте общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории муниципального образования "город Орск" (далее "Правила").
Согласно п.3.1 ст.3 Правил к функциям администрации г.Орска относятся: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования "город Орск", на территории муниципального образования выполняет функции заказчика пассажирских перевозок; привлекает на конкурсной и договорной основе в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации к транспортному обслуживанию населения организации всех организационно- правовых форм и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; утверждает паспорта автобусных маршрутов с заключением договоров на обеспечение пассажирских перевозок; в установленном порядке размещает муниципальный заказ на пассажирские перевозки (транспортное обслуживание) населения на территории муниципального образования.
01 января 2012 г. между Администрацией г.Орска (Заказчик) и МУП "Орскгортранс" (Перевозчик) заключен договор N 03 о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам г.Орска.
В соответствии с п.1.1 договора настоящий договор регулирует взаимоотношения сторон при осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам: N 2, N 2 "А", N 3, N 4, N 6, N 89, N 10, N 11, N 12, N 13, N 15, N 15 "А", N 28, N 30.
Согласно п.2.1.1. договора Заказчик обязуется предоставить Перевозчику возможность использования объектов городской инфраструктуры для осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городскому (муниципальному) автобусному маршруту, указанному в п.1.1 настоящего договора.
Перевозчик обязуется предоставлять услуги по перевозке пассажиров _(п.2.2.1).
Срок действия настоящего договора до 31 декабря 2012 г. (п.6.2 Договора.).
2.01 января 2013 г. между Администрацией г.Орска (Заказчик) и МУП "Орскгортранс" (Перевозчик) заключен договор N 02 о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок.
В соответствии с п.1.1 договора настоящий договор регулирует взаимоотношения сторон при осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным автобусным маршрутам: N 2, N 2 "А", N 3, N 4, N 6, N 8, N 11, N 12, N 13, N 15, N 15 "А", 15П, N 28, N 30.
Согласно п.2.1.1. договора Заказчик обязуется предоставить Перевозчику возможность использования объектов городской инфраструктуры для осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам, указанным в п.1.1 настоящего договора.
Перевозчик обязуется осуществлять перевозки пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок _(п.2.2.1).
Срок действия настоящего договора до 31 декабря 2013 г. (п.6.2 Договора.).
Как установлено в ходе проверки конкурс на право осуществления пассажирских перевозок Администрацией муниципального образования г.Орск не проводился.
Согласно п.5 ст.4 Федерального закона "О защите конкуренции" хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Согласно положениям (ч. 1 ст. 2, ст. 3, ст. 7) Федерального закона от 14.11.2001 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, является юридическим лицом, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Таким образом, унитарные предприятия, являясь хозяйствующими субъектами и полноправными участниками товарного рынка, равно как и другие его участники воздействуют на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст.16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (п.4).
Согласно информации из ЕГРЮЛ дополнительным видом деятельности МУП "Орскгортранс" является деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (ОКВЭД 60.21.1.).
Следовательно, МУП "Орскгортранс" являются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на конкурентном рынке услуг по перевозке пассажиров.
Рынок по осуществлению пассажирских перевозок является конкурентным. Администрация в ходе процедуры заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок должна обеспечить равные возможности всем заинтересованным в их заключении лицам. Обеспечением равных возможностей является проведение конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Заключение договора невозможно без волеизъявления обеих сторон.
Заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений.
С учетом вышеизложенного, действия Администрации м/о г.Орск и МУП "Орскгортранс" по заключению вышеуказанных договоров фактически были направлены на уклонение от исполнения требований действующего законодательства и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по осуществлению внутригородских автомобильных (автобусных) пассажирских перевозок (ОКВЭД 60.21.11) на территории м/о г.Орск и созданию преимущественных условий в осуществлении хозяйственной деятельности МУП "Орскгортранс".
Таким образом, в действиях Администрации м/о г.Орск факт нарушения ч.1ст.15, п.4 ст.16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", МУП "Орскгортранс" - п.4 ст.16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" признан доказанным.
Указанные действия администрации г.Орска и МУП "Орскгортранс" являются недопустимыми согласно ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Ответственность за совершение данного правонарушения предусмотрена ч. 3 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 3 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 22 Устава города Орска структуру органов местного самоуправления города Орска составляют:
- представительный орган города Орска - городской Совет депутатов;
- глава муниципального образования - глава города Орска;
- исполнительно-распорядительный орган города Орска - администрация города Орска;
- контрольно-счетный орган города Орска - контрольно-счетная палата города Орска.
В соответствии с ч.4 ст.24 Устава Главы города Орска исполняет полномочия главы администрации города Орска. Все отраслевые (функциональные), территориальные органы администрации города находятся в подчинении главы города Орска, а их руководители подотчетны ему и ответственны перед ним за свою деятельность.
Согласно ч.2 ст.25 Устава Глава города Орска руководит деятельностью администрации города Орска на принципах единоначалия, разрабатывает и представляет в городской Совет структуру администрации города Орска, определяет штаты, организует работу с кадрами администрации города Орска.
Администрация города Орска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, правовых актов городского Совета, обеспечивающим при этом законные права и интересы всего городского населения и отдельных граждан, органов местного самоуправления города, а также является органом, осуществляющим муниципальный контроль. Администрация города Орска осуществляет свою деятельность на основании Положения об администрации города Орска, утверждаемого городским Советом (ч.1 ст. 31 Устава города Орска).
На момент совершения правонарушения главой города Орска являлся <<__>> действующий на основании решения избирательной комиссии муниципального образования город Орск Оренбургской области N 01-07/22-3 от 11.10.2010 г., Распоряжения администрации города Орска N 867-р "О вступлении в должность <<_>>"., устава города Орска.
Договоры N 03 от 01 января 2012 г., N 02 от 01 января 2013 г о транспортном обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам г.Орска заключенные с МУП "Орскгортранс" со стороны администрации города Орска подписаны главой города <<__>>
С учетом изложенного, должностным лицом - Главой города Орска Оренбургской области <<__>> допущено нарушение ч.3 ст.14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом, должностному лицу - главе города Орска <<__>> было известно о требованиях законодательства и в то же время не были предприняты все зависящие от него меры по организации исполнения и исполнению требований действующего законодательства, что повлекло нарушение ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям при совершении данного правонарушения заключается в пренебрежительном отношении <<__>> к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства РФ. Данное правонарушение содержит угрозу интересам государства в сфере осуществления антимонопольной политики и затрудняет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства РФ.
В связи с изложенным, правонарушение совершено должностным лицом виновно. Факт правонарушения и наличие вины <<__>> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждаются материалами дела.
В действиях должностного лица присутствует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.32 Кодекса об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении N 25 от 10.04.2015 г. составлен в присутствии представителя должностного лица - <<__>> (доверенность N 1 от 09.04.2015 г.).
На составлении протокола представитель должностного лица -главы города Орска <<__>> - <<__>> нарушение не признал.
О дате, времени и месте рассмотрения дела N 06-16-25/2015 об административном правонарушении уведомлен представитель по доверенности - <<__>>
На рассмотрении дела об административном правонарушении N 06-16-25/2015 присутствовал представитель должностного лица -главы города Орска <<__>> - <<__>> действующий на основании доверенности N 2 от 23.04.2015 г.
Характер и степень общественности опасности конкретного деяния позволяет сделать вывод о наличии оснований для привлечения должностного лица - главы города Орска <<__>> к административной ответственности.
Согласно статье 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор). Предписание по делу N 06-06-03/2014 исполнено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что срок привлечения должностного лица к административной ответственности не истек, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.
Согласно ч.1 ст. 1.7 Кодекса РФ об административной ответственности, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" и статьями 3.1, 4.1, 4.2, 23.48, 29.9, 29.10 кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании ч. 3 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановил:
Признать должностное лицо - главу города Орска <<__>> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Заместитель руководителя <<__>>
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Получатель: ИНН 5610042191 КПП 561001001 УФК по Оренбургской области (для Оренбургского УФАС России)
КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 ОКТМО 53701000001
Банк получателя: Отделение по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации.
БИК 045354001 расчетный счет 40101810200000010010
Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд либо в суд общей юрисдикции в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 06-16-25/2015 (опубликовано 27 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016