Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области
N 04-06К/2015 (опубликовано 17 апреля 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена "17" апреля 2015 года
Полный текст решения изготовлен "17" апреля 2015 года
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии - ВРИО заместителя руководителя Калужского УФАС России \.\., главного специалист-эксперта Калужского УФАС России \.\, главного государственного инспектора Калужского УФАС России Минаева С.А.(далее - Комиссия Калужского УФАС России),
рассмотрев дело N04-06к/2015 по признакам нарушения ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (юридический адрес - 603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33, ИНН 5260200603) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
в присутствии представителя ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" \.\ (по доверенности от 25.12.2014), а так же заявителя \.\. установила:
В адрес Калужского УФАС России поступило заявление от гр-на \.\ (вх.N1104 от 06.03.2015) о нарушении ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (далее также Ответчик, Сетевая организация) сроков осуществления технологического присоединения к электрическим сетям объекта заявителя.
Из материалов дела следует, что 03.07.2013 между Заявителем и Сетевой организацией, заключен договор N13/6706-КЭ об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя: ответвление ВРУ-0,4кВ на земельном участке с кадастровым N40:07:023601:59 расположенного (которое будет располагаться) по адресу: Калужская область, Жуковский район, в районе д. Воробьи (далее договор N13/6706-КЭ от 03.07.2013).
Согласно пункту 5 данного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения договора. Аналогичные требования к срокам предусмотрены и пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861.
Согласно техническим условиям, являющимся приложением к соответствующему договору N 13/6706-КЭ от 03.07.2013, сетевая организация должна осуществить: проектирование и строительство ВЛ-04кВ проводом СИП-2 3х50+1х54,6 от РУ-0,4кВ КТП N247 "Воробьи" до границ земельного участка Заявителя~700-м; мероприятия по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства Заявителя.
На момент обращения гр-на \.\ (06.03.2015) в Калужское УФАС России мероприятия по технологическому присоединению, определенные техническими условиями, со стороны ОАО "МРСК Центра и Приволжья" выполнены не были.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Проанализировав представленные материалы, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела N 04-06к/2015 по признакам нарушения ОАО "МРСК Центра и Приволжья" части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения в установленные сроки своих обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя: ответвление ВРУ-0,4кВ на земельном участке с кадастровым N40:07:023601:59 расположенного (которое будет располагаться) по адресу: Калужская область, Жуковский район, в районе д. Воробьи.
ОАО "МРСК Центра и Приволжья" является сетевой организацией, т.е. осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии, что подтверждается Реестром субъектов естественной монополии (Приказ ФСТ России от 27.06.2008 N 236-э), а также Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 17.05.2011 N 55-эк "О долгосрочных тарифах на услуги по передаче электрической энергии, необходимой валовой выручке и долгосрочных параметрах регулирования для ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Калугаэнерго" применяющего метод доходности инвестированного капитала"
Согласно части 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Исходя из части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.
Таким образом, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности принадлежащих ему электрических сетей.
Вместе с тем процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
На основании части 2 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" и пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
По смыслу указанных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только одна единственная сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.
При этом наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельного рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора об осуществлении технологического присоединения сетевой организацией, в которую подана заявка, и обусловив возможность заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии необходимостью заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
С учетом положений, указанных выше, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и связанном с ним рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, к своим электрическим сетям.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России полагает, что действия (или бездействия) ОАО "МРСК Центра и Приволжья" по не исполнению своих обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств гр-на \.\, ответвление ВРУ-0,4кВ на земельном участке с кадастровым N40:07:023601:59 расположенного (которое будет располагаться) по адресу: Калужская область, Жуковский район, в районе д. Воробьи, повлекшие ущемление интересов гр-на \.\, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Так, согласно пункту 16 б) Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, физических лиц, не может превышать шести месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Указанный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен и пунктом 5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям 13/6706-КЭ от 03.07.2013), заключенным между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и гр-ом \.\.
Таким образом, применительно к вышеуказанному договору технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя должно быть осуществлено до 03.01.2014.
Согласно техническим условиям, являющимся приложением к соответствующему договору N 13/6706-КЭ от 03.07.2013, сетевая организация должна осуществить: проектирование и строительство ВЛ-04кВ проводом СИП-2 3х50+1х54,6 от РУ-0,4кВ КТП N247 "Воробьи" до границ земельного участка Заявителя~700-м; мероприятия по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства Заявителя.
В свою очередь, Заявитель, должен был осуществить ряд мероприятий, в том числе выполнить монтаж вводного распределительного устройства ВРУ-0,4 кВ на объекте электроснабжения; установку коммутационного аппарата в ВРУ-0,4кВ; строительство ответвления ЛЭП-0,4 кВ самонесущим изолированным проводом (СИП) или кабелем от ВРУ-0,4кВ объекта до точки присоединения к сетям сетевой организации. Мероприятия по реализации технических условий исполнить в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства Заявителя.
При этом конкретная точка присоединения в технических условиях не была определена, в связи с чем Заявитель не знал с какой стороны от его земельного участка будет построена ВЛ-0,4 кВ.
Таким образом, гр-ин \.\ мог выполнить свою часть технических условий только после проектирование и строительство ВЛ-04кВ проводом СИП-2 3х50+1х54,6 от РУ-0,4кВ КТП N247 "Воробьи" до границ его земельного участка~700-м.
По состоянию на 03.01.2014 данные мероприятия со стороны сетевой организации выполнены не были, что подтверждается договором подряда N2013/2173кэ от 16.12.2013, представленным ОАО "МРСК Центра и Приволжья" согласно которому срок начала строительно-монтажных работ определен - март 2014 г., а окончание - июнь 2014 г., т.е. за пределами срока осуществления технологического присоединения, установленного Правилами технологического присоединения.
Кроме того ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в материалы дела было представлено письмо соглашение о расторжении договора подряда N2013/2173кэ от 16.12.2013. Сведений о заключении иных договоров подряда, имеющихся технических заданий и разрешений Ростехнадзора, а так же иных документов указывающих на выполнение мероприятий, указанных в технических условиях N 13/6706-КЭ от 03.07.2013, Сетевой организацией представлены не были.
Так же в письме Сетевой организации направленной в адрес Калужского УФАС России N362/1225 от 15.04.2015 указано, что мероприятия, необходимые для присоединения заявителя, будут выполнены Сетевой организацией в максимально возможно короткие сроки.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в вышеуказанных действиях ОАО "МРСК Центра и Приволжья" злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.
Комиссия Калужского УФАС России не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия ОАО "МРСК Центра и Приволжья", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем неисполнения в установленные сроки своих обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств гр-на\.\: ответвление ВРУ-0,4кВ на земельном участке с кадастровым N40:07:023601:59 расположенного (которое будет распорлагаться) по адресу: Калужская область, Жуковский район, в районе д. Воробьи, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "МРСК Центра и Приволжья" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств гр-на \.\, ответвление ВРУ-0,4кВ на земельном участке с кадастровым N40:07:023601:59 расположенного (которое будет располагаться) по адресу: Калужская область, Жуковский район, в районе д. Воробьи.
Председатель Комиссии _______________ \.\
Члены Комиссии: _______________ \.\
_______________ \.\
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области N 04-06К/2015 (опубликовано 17 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016