Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
N 12/11154 (опубликовано 19 сентября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Яковлев П.В. |
-- |
заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии; |
Мультановская В.В. |
-- |
начальник отдела контроля энергетики, член Комиссии; |
Бабурина М.С. |
-- |
главный специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии, |
рассмотрев дело NК12-54/12 по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом "Хлебтранс" (далее - ЗАО "Хлебтранс") (местонахождение: 196084, Санкт-Петербург, ул. Кондратенко, д.3, ИНН 7830001194) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в присутствии представителей:
от ОАО "Автотранспортное предприятие N39" (далее - ОАО "АТП-39") (заявитель):
отсутствовали;
от ЗАО "Хлебтранс" (заявитель):
Бешляга А.В. - представитель (доверенность 18.07.2012 N07/01/12);
Георгиев В.Л. - представитель (доверенность 18.07.2012 N07/02/12), установила:
1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) поступило заявление ОАО "АТП-39" от 19.01.2012 исх.N2 (вх.N603 от 19.01.2012) в связи с действиями ЗАО "Хлебтранс", выразившимися в ограничении подачи тепловой энергии объектам недвижимости ОАО "АТП-39", расположенным по адресу: 196084, Санкт-Петербург, ул. Заставская, д.4, а также при установлении платы за отпуск тепловой энергии.
ОАО "АТП-39" является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Заставская, д.4 (далее - объекты) (Свидетельства о государственной регистрации права: серия 78 - АА N650645; серия 78 - АА N650646; серия 78 - АА N650647; серия 78 - АА N933571).
ЗАО "Хлебтранс" является собственником котельной, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кондратенко, д.3, лит. Д (Свидетельство о государственной регистрации права: серия 78 - АГ N792156, Лицензия NВП-19-001824 (С) от 05.06.2009), с установленной мощностью 13,0 Гкал/час, от которой осуществляется теплоснабжение объектов ОАО "АТП-39".
2. В Управление поступило ходатайство от ОАО "АТП-39" о рассмотрении дела NК12-54/12, назначенное Определением Управления от 20.07.2012 N12/8552 на 11 сентября 2012 года, в отсутствии представителя ОАО "АТП-39" (письмо от 29.08.2012 исх.N97 (вх.N12698 от 29.08.2012).
3. Заявителем ОАО "АТП-39" представлена следующая информация и доказательства (письма: от 19.01.2012 исх.N2, вх.N603 от 19.01.2012; от 24.01.2012, вх.N892 от 24.01.2012; от 24.01.2012 исх.N6, вх.N882 от 24.01.2012; от 06.03.2012, вх.N3124 от 06.03.2012; от 19.04.2012 исх.N41, вх.N5767 от 19.04.2012; б/д б/н, вх.N10478 от 18.07.2012; от 29.08.2012 исх.N95, вх.N12698 от 29.08.2012).
3.1. ЗАО "Хлебтранс" в течение длительного времени оказывало услуги теплоснабжения ОАО "АТП-39". Между ЗАО "Хлебтранс" и ОАО "АТП-39" заключен договор теплоснабжения NА7/164 от 10.10.2007 (далее - Договор NА7/164 от 10.10.2007).
Письмом от 27.12.2011 исх.N180 ЗАО "Хлебтранс" направило на подписание в адрес ОАО "АТП-39" Договор теплоснабжения NД2-001, вступающий в силу с 01 января 2012 года, а также уведомило ОАО "АТП-39" о том, что в случае не подписания указанного договора услуги по отоплению с 01 января 2012 оказываться не будут.
24.01.2012 ЗАО "Хлебтранс" ограничило отпуск тепловой энергии ОАО "АТП-39" (Акт об ограничении подачи тепла от 24.01.2012).
В феврале 2012 года ЗАО "Хлебтранс" повторно на 2 дня ограничило теплоснабжение объекта ОАО "АТП-39" (письмо ОАО "АТП-39" в адрес ЗАО "Хлебтранс" от 10.02.2012 исх.N.16).
Письмами от 01.02.2012 исх.N12, от 07.02.2012 исх.N15 ЗАО "Хлебтранс" уведомило ОАО "АТП-39" о прекращении договорных отношений с ОАО "АТП-39" с началом отопительного сезона осень 2012-весна 2013.
3.2. У ОАО "АТП-39" отсутствуют альтернативные источники потребления тепловой энергии, кроме как от котельной ЗАО "Хлебтранс". Письмом от 13.08.2012 исх.N2023 ОАО "Автопарк N1 "Спецтранс" и письмом от 13.08.2012 исх.N916 ОАО "Совавто-С.Петербург" уведомили ОАО "АТП-39" об отсутствии технической возможности подключения ОАО "АТП-39" к тепловым сетям указанных организаций.
3.3. С момента заключения договора NА7/164, а именно с 10.10.2007, оплата за отпуск тепловой энергии осуществлялась по самостоятельно установленным ЗАО "Хлебтранс" тарифам.
ОАО "АТП-39" утверждает, что ЗАО "Хлебтранс" понудило ОАО "АТП-39" подписать Дополнительное соглашение от 29.12.2011 к Договору теплоснабжения NА7/164 от 10.10.2007, согласно которому тариф на отпускаемую тепловую энергию за 1 Гкал составляет 1 718, 80 руб. с учетом НДС 18%.
4. ЗАО "Хлебтранс" представило следующие обоснования своих действий (письма: от 28.02.2012 исх.N29, вх.N2700 от 28.02.2012; от 13.06.2012 исх.N78, вх.N8578 от 13.06.2012; от 30.08.2012 исх.N126, вх.N12844 от 31.08.2012).
4.1. Между ЗАО "Хлебтранс" и ОАО "АТП-39" заключен Договор NА7/164 от 10.10.2007, со сроком действия с 10 октября 2007 года по 10 октября 2012 года.
В целях установления иного порядка по заключению договоров теплоснабжения в горячей воде по сроку действия на отопительный сезон, ЗАО "Хлебтранс" письмом от 27.12.2011 N180 направило в ОАО "АТП-39" для рассмотрения и подписания Договор на теплоснабжение в горячей воде N Д2-001, вступающий в силу с 01 января 2012 года и действующий до конца отопительного сезона 30 апреля 2012 года.
ЗАО "Хлебтранс" утверждает, что ОАО "АТП-39" Договор на теплоснабжение в горячей воде NД2-001 не подписало, в связи с чем правоотношения между ЗАО "Хлебтранс" и ОАО "АТП-39" по теплоснабжению в горячей воде продолжаются на дату 28.02.2012 в рамках Договора N А7/164 от 10.10.2007.
ЗАО "Хлебтранс" утверждает, что за все время действия Договора NА7/164 от 10.10.2007 ЗАО "Хлебтранс" никогда не применяло в отношении ОАО "АТП-39" штрафные санкции в виде прекращения полностью или частично отпуска тепловой энергии, предусмотренные указанным договором (п.7.1. ДоговораNА7/164 от 10.10.2007). Данный факт подтверждается Отчетами о теплопотреблении в теплофикационной воде за ноябрь, декабрь 2011 года, январь 2012 года, из которых следует, что снижения подачи или прекращения тепла по ОАО "АТП-39" не было. Прибор учета, по показаниям которого производится распечатка Отчетов за месяц, является собственностью ОАО "АТП-39" и эксплуатируется непосредственно сотрудниками ОАО "АТП-39". Отчеты за месяц о теплоснабжении в теплофикационной воде распечатываются и предоставляются в ЗАО "Хлебтранс" абонентом - ОАО "АТП-39".
В связи с тем, что ЗАО "Хлебтранс" не имеет намерения заключать Договор
теплоснабжения в горячей воде с ОАО "АТП-39" на отопительный сезон осень 2012 - весна 2013, вопрос о наличии/отсутствии возможности возобновления теплоснабжения ОАО "АТП-39" Обществом не рассматривается и какими-либо действиями организационного характера не сопровождается.
Исходя из положений статьи 421 Гражданского кодекса РФ, по мнению ЗАО "Хлебтранс", Обществу предоставлено право свободы заключения договора, которое оно и реализует в отношении ОАО "АТП-39".
4.2. ЗАО "Хлебтранс" утверждает, что ОАО "АТП-39" имеет возможность подключения к альтернативному источнику теплоснабжения, минуя сети ЗАО "Хлебтранс".
По мнению ЗАО "Хлебтранс" альтернативными источниками теплоснабжения ОАО "АТП-39" являются организации, сети которых находятся в непосредственной близи от ОАО "АТП-39", а именно:
- ОАО "Совавто-Санкт-Петербург", местонахождение: 196105, Санкт-Петербург, Витебский пр., д.3, тел.: (812) 702-25-50;
- ОАО "Автопарк N 1 Спецтранс", местонахождение: 196105, Санкт-Петербург, Люботинский пр., д.7, тел.: (812) 388-36-64;
- ООО "Матрален", местонахождение: 196105 Санкт-Петербург, Люботинский пр., д.5, тел.: (812) 388-12-94;
- ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга". Дирекция по перспективному развитию (технологическое присоединение к тепловым сетям новых абонентов, местонахождение: Санкт-Петербург, ул. Белоостровская, д.6, т. 334-70-88), Филиал тепловых сетей, местонахождение: Санкт-Петербург, ул. Днепропетровская д.69, т. 766-36-53.
Кроме существования альтернативных источников теплоснабжения, ЗАО "Хлебтранс" считает, что ОАО "АТП-39" имеет возможность установить свою собственную котельную (или иной источник теплоснабжения).
4.3. Помимо ОАО "АТП-39" ЗАО "Хлебтранс" оказывает услуги теплоснабжения следующим абонентам:
ООО "УМ-4" - Договор NА7/163 теплоснабжения в горячей воде от 10.10.2007;
ООО "Агентство по реализации подшипников" и ООО "ЭЙРКУЛ - Договор NА7/166 теплоснабжения в горячей воде от 10.10.2007;
ООО "Милар-М" - Договор NА7/165 теплоснабжения в горячей воде от 10.10.2007.
Письмом от 14.08.2012 исх.N113 ЗАО "Хлебтранс" известило ООО "Агентство по реализации подшипников" и ООО "ЭЙРКУЛ" о том, что ЗАО "Хлебтранс" не намерено продлевать Договор NА7/166 от 10.10.2007.
Письмом от 23.08.2012 исх.N120 ЗАО "Хлебтранс" направило в ООО "Агентство по реализации подшипников" и ООО "ЭЙРКУЛ" Договор теплоснабжения NД2-079 от 23.08.2012 на отопительный сезон 2012-2013 гг. со сроком действия с 01 сентября 2012 года по 31 мая 2013 года.
Письмом от 14.08.2012 исх.N114 ЗАО "Хлебтранс" уведомило ООО "Милар-М" о том, что ЗАО "Хлебтранс" не намерено продлевать Договор NА7/165 от 10.10.2007.
Письмом от 23.08.2012 исх.N119 ЗАО "Хлебтранс" направило в ООО "Милар-М" Договор теплоснабжения NД2-078 от 23.08.2012 на отопительный сезон 2012-2013 гг. со сроком действия с 01 сентября 2012 года по 31 мая 2013 года.
Письмом от 14.08.2012 исх.N115 ЗАО "Хлебтранс" уведомило ООО "УМ-4" о том, что ЗАО "Хлебтранс" не намерено продлевать Договор NА7/163 от 10.10.2007.
Письмом от 23.08.2012 исх.N121 ЗАО "Хлебтранс" направило в ООО "УМ-4" Договор теплоснабжения NД2-080 от 23.08.2012 на отопительный сезон 2012-2013 гг. со сроком действия с 01 сентября 2012 года по 31 мая 2013 года.
ЗАО "Хлебтранс" не обращалось в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга за
установлением индивидуального тарифа на отпуск тепловой энергии.
4.3. На 2012 год котел N1 и котел N2 - проходят чистку, а также
техническую экспертизу на предмет дальнейшей возможной эксплуатации, согласованной
с Госгортехнадзором. Согласно Заключению экспертизы промышленной безопасности котла ДКВР 10-13 ст.N1 зав. N3857, составленного подрядной организацией ЗАО НПП "КОНТЭК" (осуществляющая деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности на основании Лицензии от 27.05.2008 N00-ДЭ-001350 (КС)) N56-ТУ-195077 от 2002, котел N1 выдержал гидравлические испытания и признан годным к эксплуатации.
В соответствии с Техническим отчетом по техническому диагностированию котла ДКВр 10/13 зав.N2801, составленного подрядной организацией ЗАО НПП "КОНТЭК" N98 от 12.08.2012, котел не выдержал гидравлического испытания и подлежит ремонту.
Котел N3 имеет деформацию и глубокую коррозию внутренних водогрейных барабанов и труб вследствие чего котел N3 восстановлению не подлежит и выведен из
эксплуатации. В соответствии с Заключением экспертизы промышленной безопасности котла ДКВР 10-13 ст.N3 зав. N2088, составленного подрядной организацией ЗАО НПП "КОНТЭК" (N56-ТУ-195077 от 2002, его эксплуатация запрещена. Актом от 06.08.2002 ЗАО "Хлебтранс" списало котел N3 с дальнейшей его разборкой.
Проверка технического освидетельствования котлов N1 и N2 была проведена на основании Предписания об устранении выявленных нарушений N08-427-415/ПР от 27.02.2012, выданного Северо-Западным Управлением Ростехнадзора.
5. Рассмотрев информацию по делу NК12-54/12, Комиссия отмечает следующее.
5.1. ЗАО "Хлебтранс" является собственником котельной, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кондратенко, д.3, лит. Д. В течение длительного времени с 2007 года ЗАО "Хлебтранс" осуществлял поставку тепловой энергии объектам недвижимости ОАО "АТП-39" с подключенной тепловой нагрузкой 0,733316667 Гкал/ч, о чем свидетельствуют заключенный между указанными организациями Договор NА7/164 от 10.10.2007.
Определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках отнесено к числу полномочий территориального антимонопольного органа, закрепленных в пункте 10 части 1 статьи 23 Закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пункте 4.3 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 26.01.2011 N30.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.
В перечне видов продукции и услуг Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N454-ст, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007, утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст выделена группа 40.30.1 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии), которая включает виды деятельности, связанные с производством, сбором и распределением тепловой энергии в виде пара и горячей воды для целей отопления, производства других видов энергии и для прочих целей. В состав этой группы входит производство тепловой энергии следующими способами: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) тепловыми электростанциями (40.30.11); производство пара и горячей воды (тепловой энергии) атомными станциями (40.30.12); производство пара и горячей воды (тепловой энергии) прочими электростанциями и промышленными блок-станциями (40.30.13); производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (40.30.14).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении):
теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Энергетическим ресурсом для обеспечения отопления и горячего водоснабжения зданий, кроме тепловой энергии в паре или горячей воды, может служить электроэнергия или природный газ. Выбор теплоисточника (энергетического ресурса) для абонента (потребителя) осуществляется на стадии проектирования объекта недвижимости абонента и энергопринимающее устройство последнего рассчитано на определенный ресурс. Для потребителей, получающих тепловую энергию от определенного источника теплоснабжения, переход к иному источнику теплоснабжения требует выполнения комплеска работ по технологическому присоединению путем прокладки новых тепловых сетей.
Согласно статье 4 закона о защите конкуренции, товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
Получение тепловой энергии от источника теплоснабжения до энергопринимающего устройства потребителя возможно только через присоединенную сеть. ОАО "АТП-39" не имеет иной технической возможности получения тепловой энергии, кроме как от котельной ЗАО "Хлебтранс".
В силу изложенного, по своему функциональному назначению тепловая энергия, используемая для обогрева объектов недвижимости ОАО "АТП-39", не имеет заменителей.
Организация альтернативного источника теплоснабжения объектов недвижимости ОАО "АТП-39" потребует значительных временных и финансовых затрат.
Согласно распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2011 N449-р плата за подключение к системе теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2012-2014 годы подключенной тепловой нагрузкой до 3 Гкал/ч составит 6 290 000,00 руб. за 1 Гкал/час.
Согласно распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.11.2010 N304-р плата за подключение к системе теплоснабжения открытого акционерного общества "Теплосеть Санкт-Петербурга" тепловых сетей государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2011-2013 годы" подключенной тепловой нагрузкой до 3 Гкал/ч составит 4 210 751 руб. за 1 Гкал/час.
Согласно распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2011 N 450-р платы за подключение к системе теплоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" на территории Санкт-Петербурга на 2012-2014 годы подключенной тепловой нагрузкой до 3 Гкал/ч составит 5 174 656,60 руб. за 1 Гкал/час.
В соответствии с пунктом 3.7. Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России 28.04.2010 N220 (далее - Порядок N220) товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях, услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход (см. п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно пункту 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях - субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1.4. Порядка N220, не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
В силу указанных обстоятельств ЗАО "Хлебтранс" занимает доминирующее положение в отношении теплоснабжения объектов недвижимости ОАО "АТП-39" в границах присоединенных тепловых сетей, что требует соблюдения ограничений, установленных частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" (запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением).
Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
5.2. Согласно материалам дела NК12-54/12 установлено, что между ЗАО "Хлебтранс" и ОАО "АТП-39" заключен Договор NА7/164 от 10.10.2007 со сроком действия с 10 октября 2007 года по 10 октября 2012 года.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам).
Порядок заключения, изменения и расторжения договора энергоснабжения регулируется нормами ГК РФ. При этом непрерывность отношений в сфере энергоснабжения предусмотрена особыми нормами ГК РФ (параграф 6 - Энергоснабжение).
В соответствии со статьей 540 ГК РФ, договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон внесено предложение о заключении нового договора энергоснабжения, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.
Письмом от 27.12.2011 исх.N180 ЗАО "Хлебтранс" направило на подписание в адрес ОАО "АТП-39" Договор теплоснабжения NД2-001, вступающий в силу с 01 января 2012 года, а также уведомило ОАО "АТП-39" о том, что в случае не подписания указанного договора услуги по отоплению с 01 января 2012 оказываться не будут.
24.01.2012 ЗАО "Хлебтранс" ограничило отпуск тепловой энергии ОАО "АТП-39" (Акт об ограничении подачи тепла от 24.01.2012).
В феврале 2012 года ЗАО "Хлебтранс" повторно на 2 дня ограничило теплоснабжение объекта ОАО "АТП-39" (письмо ОАО "АТП-39" в адрес ЗАО "Хлебтранс" от 10.02.2012 исх.N.16).
Письмами от 01.02.2012 исх.N12, от 07.02.2012 исх.N15 ЗАО "Хлебтранс" уведомило ОАО "АТП-39" о прекращении договорных отношений с ОАО "АТП-39" с началом отопительного сезона осень 2012-весна 2013.
В соответствии с частью 1 статьи 546 ГК РФ расторжение договора энергоснабжения со стороны энергоснабжающей организации допускается лишь в случаях существенного нарушения абонентом условий договора. Под существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Доказательства существенного нарушения ОАО "АТП-39" условий Договора NА7/164 от 10.10.2007, Комиссии не представлено.
Согласно пункту 2 статьи 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно пункту 3 статьи 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Иные основания для прекращения подачи энергии нормами ГК РФ не предусмотрены.
Аргументы ЗАО "Хлебтранс", приведенные в качестве оснований в ограничении подачи тепловой энергии ОАО "АТП-39" а также с не возможностью теплоснабжением ОАО "АТП-39" на отопительный сезон осень 2012 - весна 2013, являются необоснованными и не соответствуют нормам действующего законодательства.
5.3. Согласно пункту 23 статьи 2 Закона о теплоснабжении под тарифами в сфере теплоснабжения понимаются - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
Согласно части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
1) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;
2) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;
3) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;
4) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
6) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
7) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;
8) плата за подключение к системе теплоснабжения.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о теплоснабжении перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.
В соответствии со статьей 13 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 8).
Cогласно Положению о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N1346, уполномоченным на установление тарифов на тепловую энергию исполнительным органом государственной власти является Комитет по тарифам Санкт-Петербурга.
Согласно информационному письму Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.01.2012 N01-14-208/12-0-0, на основании части 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. Исходя из изложенного всем организациям, деятельность которых подлежит государственному регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом, следует обратиться в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга с заявлением об открытии дела об установлении тарифов на регулируемый вид деятельности в области теплоснабжения.
Согласно материалам дела NК12-54/12 у ЗАО "Хлебтранс" отсутствует индивидуальный тариф на отпуск тепловой энергии, установленный Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, что не соответствует нормам действующего законодательства.
Таким образом, в действиях ЗАО "Хлебтранс", выразившихся в ограничении подачи тепловой энергии ОАО "АТП-39", а также при взимании (установлении) за отпуск тепловой энергии не соответствуют нормам действующего законодательства и ущемляют интересы ОАО "АТП-39", что запрещено нормами части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41,статьей 47.1, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ЗАО "Хлебтранс", выразившихся в ограничении подачи тепловой энергии ОАО "АТП-39", а также при взимании (установлении) платы за отпуск тепловой энергии по тарифам, не утвержденным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.
2. Выдать ЗАО "Хлебтранс" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего:
- восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства, путем осуществления действий, направленных на возобновление теплоснабжения объектов недвижимости ОАО "АТП-39", расположенных по адресу: 196084, Санкт-Петербург, ул. Заставская, д.4;
- применять тариф на тепловую энергию, поставляемую ЗАО "Хлебтранс" потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, оплачивающим производство и передачу тепловой энергии, в соответствии с установленным для ЗАО "Хлебтранс" индивидуальным тарифом на тепловую энергию, согласно распоряжениям Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.
predpisanie.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу N 12/11154 (опубликовано 19 сентября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016