Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 15 июля 2014 г. N Т14/91
Резолютивная часть объявлена 10.07.2014
Решение в полном объеме изготовлено 15.07.2014
г. Тюмень
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушениях при проведении торгов в составе:
Председатель Комиссии: Поткина И.В.- вр. и.о. заместителя руководителя управления,
Члены комиссии: Москвичева О.Н - начальник отдела,
Верзун Ю.Д.- начальник отдела.
в присутствии: рассмотрев дело NТ14/91 по признакам нарушения администрацией Нижнетавдинского муниципального района (626020, Тюменская область, Нижнетавдинский район, с. Нижняя Тавда, ул. Калинина, 54) действующего законодательства при проведении открытого аукциона N ОА 2/14 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка,
заявителя - директора ООО "Институт архитектуры и дизайна" Панова И.Г. (решение единственного учредителя о назначении директором N 1 от 30.01.2013)
представителей ответчика -администрации Нижнетавдинского муниципального района - Кузнецова В.В. (доверенность N 251 от 08.07.2014), Баяновой В.В. (доверенность N 250 от 18.06.2014) установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области 02.07.2014 г. поступила жалоба ООО "Институт архитектуры и дизайна" на действия администрации Нижнетавдинского муниципального района (далее - администрация) при проведении открытого аукциона N ОА 2/14 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (далее - аукцион).
Заявитель в своей жалобе ссылается на незаконность установления организатором торгов необоснованных ограничений по предназначению земельного участка, в том числе к количеству квартир в доме, для строительства которого предоставляется земельный участок, а также к материалам для строительства дома.
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте торгов http://www.torgi.gov.ru, официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/. В соответствии с ч.19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес организатора торгов направлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
В заседании комиссии по рассмотрению дела заявитель доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, пояснив, что в бюллетене N ОА 2/14 аукциона параметры разрешенного строительства определены следующие: жилые дома; этажность - 3 этажа; отступ от границ смежных участков - не менее 3 м до жилого дома и не менее 1 м до хозяйственных вспомогательных строений. Распоряжением администрации Нижнетавдинского муниципального района N 1185а-р от 30.05.2014, также размещенном на официальном сайте торгов http://www.torgi.gov.ru, внесены изменения в бюллетень о проведении торгов, а именно установлены следующие параметры: высота дома - 2 этажа; количество квартир - 16; фундамент - ленточный железобетонный; стены - керамзитные блоки, железобетонные плиты и перекрытия. Данное распоряжение, по мнению заявителя, незаконно, т.к. оно нарушает действующее законодательство, регламентирующее порядок проведения аукционов, а также положения земельного законодательства, что помешало обществу подать заявку на участие в аукционе.
Представители ответчика, пояснили, что считают доводы жалобы ООО "Институт архитектуры и дизайна" необоснованными в связи с тем, что в жалобе не указано, какая норма права была нарушена и не указано в чем были созданы препятствия для участия в аукционе заявителя. Кроме того, документацией по проведению торгов предмет аукциона определен как право на заключения договора аренды на земельный участок, а количество квартир, этажность застройки и элементы объекта строительства являются только пожеланиями заказчика к объекту строительства.
Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.
Порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства установлен статьей 38.1 Земельного кодекса РФ (далее также - ЗК РФ).
На основании п. 4 ст. 38.1 ЗК РФ в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка выступает орган местного самоуправления.
В соответствии с п. 6 ст. 38.1 ЗК РФ в качестве организатора торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка выступает продавец земельного участка или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
В целях реализации указанных полномочий администрацией Нижнетавдинского муниципального района было принято распоряжение N 902-р от 22.04.2014 о проведении торгов в форме аукциона по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка общей площадью 1 478 кв.м с кадастровым N 72:12:1203002:1743, с разрешением использования под строительство многоквартирного жилого дома.
Извещение N 300514/0091900/01 о проведении данного аукциона было размещено на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru 30.05.2014 и опубликовано в бюллетене N ОА 2/14, также размещенном на официальном сайте торгов.
В извещении о проведении аукциона, в том числе описаны порядок и условия проведения аукциона, указаны следующие параметры разрешенного строительства: жилые дома; этажность - 3 этажа; отступ от границ смежных участков - не менее 3 м до жилого дома и не менее 1 м до хозяйственных вспомогательных строений.
Распоряжением администрации Нижнетавдинского муниципального района N 1185а-р от 30.05.2014 были внесены изменения в извещение о проведении аукциона, согласно которым установлены следующие параметры разрешенного строительства: высота дома - 2 этажа; количество квартир - 16; фундамент - ленточный железобетонный; стены - керамзитные блоки, железобетонные плиты и перекрытия.
Однако, ст. 38.1 ЗК РФ не предусмотрена процедура внесений изменений в извещение о проведении аукциона, в связи с чем действия администрации Нижнетавдинского муниципального района по внесению таких изменений являются неправомерными.
В соответствии с п. 10 ст. 38.1 ЗК РФ извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение (технологическое присоединение).
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) иные показатели.
Таким образом, в извещении о проведении аукциона должны указываться только предельные значения параметров разрешенного строительства. Включение в извещение требований по количеству квартир и этажей в доме, а также конкретных материалов для строительства является недопустимым.
Кроме того, необходимо отметить противоречивость информации по данному аукциону, размещенной на официальном сайте торгов относительно параметров разрешенного строительства: непосредственно в извещении о проведении аукциона указано количество этажей - 3, а в распоряжении от 30.05.2014 N1185а-р, также размещенном на сайте торгов - 2.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, при этом частью 1 указанной статьи закреплено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Так, в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что 26.06.2014 конкурсной комиссией составлен протокол приема заявок на участие в аукционе на право заключения договора арены (по продаже) земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, с. Нижняя Тавда, ул. Советская, 1А, из которого следует, что на участие в аукционе была подана одна заявка, допущенная до участия в аукционе.
02.07.2014 конкурсной комиссией составлен протокол об итогах аукциона на право заключения аренды земельного участка, в котором единственный участник аукциона был признан победителем.
Согласно журналу приема заявок на проведение открытого аукциона по продаже права аренды земельных участков, проводимого в Нижнетавдинском районе, ООО "Институт архитектуры и дизайна" заявку на участие в открытом аукционе N ОА 2/14 не подавало. Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что администрацией Нижнетавдинского муниципального района был нарушен порядок размещения информации, выразившейся в неправомерном внесении изменений в извещение о проведении открытого аукциона N ОА 2/14, а также в установлении требований к предмету лота, не предусмотренных земельным законодательством.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Институт архитектуры и дизайна" на действия администрации Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области при проведении открытого аукциона N ОА 2/14 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (извещения N300514/0091900/01) обоснованной.
2. Выдать администрации Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области обязательное для исполнение предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения открытого аукциона N ОА 2/14 путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения открытого аукциона N ОА 2/14, а также извещения о проведении открытого аукциона N ОА 2/14 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка N300514/0091900/01.
Председатель Комиссии И.В. Поткина
Члены Комиссии: О.Н. Москвичева
Ю.Д. Верзун
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
Предписание по делу N Т14/91
15.07.2014 г. Тюмень
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению жалоб при проведении торгов в составе:
Председатель комиссии: Поткина И.В. - вр. и.о заместителя руководителя управления,
Члены комиссии: Москвичева О.Н.- начальник отдела,
Верзун Ю.Д.- начальник отдела.
руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 15.07.2014 по делу N Т14/91 о нарушении администрацией Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области, пп. 9,10 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ при проведении открытого аукциона N ОА 2/14 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, предписывает:
1. Администрации Нижнетавдинского муниципального района в срок до 22.07.2014 устранить нарушения ст. 38.1 Земельного кодекса РФ путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения открытого аукциона N ОА 2/14, а также извещения о проведении открытого аукциона N ОА 2/14 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии И.В. Поткина
Члены Комиссии: О.Н. Москвичева
Ю.Д. Верзун
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 июля 2014 г. N Т14/91
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016