Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 041-10-15/3 (опубликовано 10 апреля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 26 марта 2015 года. В полном объеме решение изготовлено 09 апреля 2015 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Мироненко Т.Г, начальник правового отдела, Гречищева В.П., ведущий эксперт управления, рассмотрела дело N 041-10-15, возбужденное в отношении открытого акционерного общества "МРСК Сибири" (ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции")
В адрес Красноярского УФАС России поступили заявления трех граждан на действия/ бездействие ОАО "МРСК Сибири" выразившиеся в неосуществлении мероприятий по технологическому присоединению, установленных действующим законодательством и договорами об осуществлении те6хнологического присоединения объектов заявителей к электрическим сетям.
По данным фактам приказом управления N 68 от 17.02.2015 возбуждено дело N 041-10-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 24.02.2015 рассмотрение дела назначено на 26.03.2015 в 15 часов 30 минут, в качестве ответчика привлечено ОАО "МРСК Сибири".
На заседании Комиссии присутствовали: от ОАО "МРСК Сибири" - представитель по доверенности, заявители.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
Гражданину принадлежит жилой дом, расположенный по указанному адресу (далее - объект).
В связи с необходимостью осуществления технологического присоединения объекта к электрическим сетям заявителем в адрес ОАО "МРСК Сибири" 14.12.2012 была направлена заявка на технологическое присоединение объекта максимальной мощностью энергопринимающих устройств - 15 кВт.
12 апреля 2013 года между гражданином и ОАО "МРСК Сибири" заключен договор об осуществлении технологического присоединения объекта (далее - договор).
В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет один год со дня заключения договора.
Согласно техническим условиям (приложение N 1 к договору) точкой присоединения объекта заявителя является ближайшая опора новой ЛЭП 0,4 кВ (от вновь установленной ТП 10/0,4 кВ), расположенная на расстоянии не далее 25 м от границы земельного участка заявителя.
Согласно пункту 10 технических условий ОАО "МРСК Сибири" осуществляет исполнение следующих мероприятий:
- подготовку и выдачу технических условий;
- проверку выполнения технических условий заявителя;
- фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя:
- проектирование схемы внешнего электроснабжения присоединяемого объекта на напряжении 10/0,4 кВ;
- строительство ЛЭП-10 кВ от ближайшей опоры ВЛ 10 кВ ф. 94-6 до РУ 10 кВ новой КТП 10/0,4 кВ;
- установку новой КТП 10/0,4 кВ;
- строительство ЛЭП 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ новой КТП 10/0,4 кВ до границы земельного участка заявителя.
В соответствии с пунктом 11 технических условий гражданин осуществляет:
- ввод в дом изолированным проводом от точки присоединения до низковольтного щита 0,4 кВ дома;
- установку н/в щита с автоматическим выключателем
- установку в узле учета счетчика коммерческого учета электроэнергии в соответствии с установленными требованиями.
Гражданину принадлежит дачный дом, расположенный по указанному адресу (далее - объект)
19.12.2012 гражданин направил в адрес ОАО "МРСК Сибири" заявку на технологическое присоединение объекта к электрическим сетям максимальной мощностью энергопринимающих устройств - 10 кВт.
08 апреля 2013 года между гражданином и ОАО "МРСК Сибири" заключен договор об осуществлении технологического присоединения объекта (далее - договор).
В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет один год со дня заключения договора.
Согласно техническим условиям (приложение N 1 к договору) точкой присоединения объекта заявителя является ближайшая опора новой ЛЭП 0,4 кВ (от вновь установленной ТП 10/0,4 кВ), расположенная на расстоянии не далее 25 м от границы земельного участка заявителя.
Согласно пункту 10 технических условий ОАО "МРСК Сибири" осуществляет исполнение следующих мероприятий:
- подготовку и выдачу технических условий;
- проверку выполнения технических условий заявителя;
- фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя:
- проектирование схемы внешнего электроснабжения присоединяемого объекта на напряжении 10/0,4 кВ;
- строительство ЛЭП-10 кВ от ближайшей опоры ВЛ 10 кВ ф. 94-6 до РУ 10 кВ новой КТП 10/0,4 кВ;
- установку новой КТП 10/0,4 кВ;
- строительство ЛЭП 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ новой КТП 10/0,4 кВ до границы земельного участка заявителя.
В соответствии с пунктом 11 технических условий гражданин осуществляет:
- ввод в дом изолированным проводом от точки присоединения до низковольтного щита 0,4 кВ дома;
- установку н/в щита с автоматическим выключателем
- установку в узле учета счетчика коммерческого учета электроэнергии в соответствии с установленными требованиями.
Гражданке принадлежит дачный дом, расположенный по указанному адресу (далее - объект).
24.12.2012 гражданка направила в адрес ОАО "МРСК Сибири" заявку на технологическое присоединение объекта к электрическим сетям максимальной мощностью энергопринимающих устройств - 10 кВт.
04 апреля 2013 года между гражданкой и ОАО "МРСК Сибири" заключен договор об осуществлении технологического присоединения объекта (далее - договор).
В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет один год со дня заключения договора.
Согласно техническим условиям (приложение N 1 к договору) точкой присоединения объекта заявителя является ближайшая опора новой ЛЭП 0,4 кВ (от вновь установленной ТП 10/0,4 кВ), расположенная на расстоянии не далее 25 м от границы земельного участка заявителя.
Согласно пункту 10 технических условий ОАО "МРСК Сибири" осуществляет исполнение следующих мероприятий:
- подготовку и выдачу технических условий;
- проверку выполнения технических условий заявителя;
- фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя:
- проектирование схемы внешнего электроснабжения присоединяемого объекта на напряжении 10/0,4 кВ;
- строительство ЛЭП-10 кВ от ближайшей опоры ВЛ 10 кВ ф. 94-6 до РУ 10 кВ новой КТП 10/0,4 кВ;
- установку новой КТП 10/0,4 кВ;
- строительство ЛЭП 0,4 кВ от РУ 0,4 кВ новой КТП 10/0,4 кВ до границы земельного участка заявителя.
В соответствии с пунктом 11 технических условий гражданка осуществляет:
- ввод в дом изолированным проводом от точки присоединения до низковольтного щита 0,4 кВ дома;
- установку н/в щита с автоматическим выключателем
- установку в узле учета счетчика коммерческого учета электроэнергии в соответствии с установленными требованиями.
ОАО "МРСК Сибири" не выполнило технические условия в своей части, не осуществило технологическое присоединение энергопринимающих устройств объектов заявителей в установленный договорами срок.
По информации ОАО "МРСК Сибири", поступившей в управление (вх. N 1607 от 30.01.2015, вх. N1608 от 30.01.2015, вх. N 1296 от 27.01.2015), для выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объектов заявителей необходимо разработать проект для строительства новых объектов, оформить разрешительные документы, изыскать денежные средства, по плану предусмотрено выполнение работ по проектированию на 4 квартал 2014 года, строительные работы - на 1 квартал 2015 года. К информации приложена копия технического задания на строительство объектов электросетевого хозяйства с разработкой проектно-сметной документации и проведением инженерно-геодезических изысканий.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы ответчика и заинтересованных лиц, Комиссия по рассмотрению дела N041-10-15 пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ "Об электроэнергетике").
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 14 Правил технологического присоединения заявитель является физическим лицом, направившим заявку на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, максимальная мощность которого составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которое используется для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения (в редакции, действующей на момент заключения договора) независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Положения подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения устанавливают, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям составляет 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.
То есть мероприятия по технологическому присоединению объектов заявителей к электрическим сетям должны были быть выполнены в апреле 2014 года.
Таким образом, бездействие ОАО "МРСК Сибири", выразившееся в неисполнении в установленный срок мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири" объектов граждан, расположенных по указанному адресу, возложенных на сетевую организацию действующим законодательством и договорами об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, являются неправомерными, нарушающими Правила технологического присоединения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В силу с части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года N179-э ОАО "МРСК Сибири", осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО "МРСК Сибири" электрических сетей.
ОАО "МРСК Сибири" не предоставило доказательств, подтверждающих совершение необходимых и достаточных мер для осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя.
Бездействие ОАО "МРСК Сибири", выразившееся в неисполнении мероприятий по технологическому присоединению объектов заявителей, ущемляет интересы граждан.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать ОАО "МРСК Сибири" нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" в части неисполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири" объекта гражданина, расположенного по указанному адресу, возложенных на сетевую организацию действующим законодательством и договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
2. Выдать ОАО "МРСК Сибири" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым ОАО "МРСК Сибири" надлежит осуществить мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта гражданина, расположенного по указанному адресу.
3. Признать ОАО "МРСК Сибири" нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" в части неисполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири" объекта гражданина, расположенного по указанному адресу, возложенных на сетевую организацию действующим законодательством и договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
4. Выдать ОАО "МРСК Сибири" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым ОАО "МРСК Сибири" надлежит осуществить мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта гражданина, расположенного по указанному адресу.
5. Признать ОАО "МРСК Сибири" нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" в части неисполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири" объекта гражданки, расположенного по указанному адресу, возложенных на сетевую организацию действующим законодательством и договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
2. Выдать ОАО "МРСК Сибири" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым ОАО "МРСК Сибири" надлежит осуществить мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта гражданки, расположенного по указанному адресу.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии Е.Л.Лужбин
Члены Комиссии Т.Г.Мироненко
В.П.Гречищева
ОАО "МРСК Сибири"
пр-т Свободный, 66а,
г. Красноярск, 660041
ПРЕДПИСАНИЕ N 041-10-15/3
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
09 апреля 2015 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Мироненко Т.Г., начальник правового управления, Гречищева В.П., ведущий эксперт управления, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.06.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), на основании своего решения от о9 апреля 2015 года по делу N 041-10-15 о нарушении открытым акционерным обществом "МРСК Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири") части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
ОАО "МРСК Сибири" прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с этой целью обществу надлежит в срок до 01.10.2015 осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта гражданки, расположенного по указанному адресу.
Об исполнении предписания ОАО "МРСК Сибири" надлежит сообщить в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (660017, г. Красноярск, пр. Мира, 81 "д") в срок до 10.10.2015, с приложением соответствующих документальных доказательств.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Т.Г.Мироненко
В.П.Гречищева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 041-10-15/3 (опубликовано 10 апреля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016