Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 30 марта 2015 г. N 03/15-18.1/Ж
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> |
|
Члены Комиссии: |
<_> |
|
|
<_> |
|
|
|
|
В присутствии представителей:
от заявителя:
- Р. (доверенность, паспорт);
от организатора торгов:
-С. - начальник отдела городского дизайна Управления Архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска (доверенность, паспорт);
Ш.- главный специалист-юрисконсульт Управления Архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска (доверенность, паспорт).
рассмотрев жалобу ООО "Праймсайт" на действия Организатора торгов - Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска при проведении открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 27.02.2015 (извещение о проведении торгов размещено по адресу в сети Интернет: http://www.smoladmin.ru/news/index.phpcont=long&id=10897&vear=2015&todav= 27&month=02), руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Смоленского УФАС России установила:
Из жалобы ООО "Праймсайт", озвученной в ходе заседания Комиссии представителем Общества, следует, что в документации открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 27.02.2015 (извещение о проведении торгов размещено по адресу в сети Интернет: http://www.smoladmin.ru/news/index.phpcont=long&id=10897&vear=2015&today= 27&month=02) допущены нарушения порядка организации и проведения торгов, установленные Федеральным законом от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
По мнению ООО "Праймсайт" данное нарушение Закона о рекламе выразилось в том, что срок действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций превышает предельный срок, установленный решением Смоленского городского Совета от 30.09.2013 N949 "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Смоленска", что противоречит нормам части 5 статьи 19 Закона о рекламе и приводит к предоставлению победителю торгов необоснованных преимуществ, а также создает необоснованные препятствия для участия в торгах, связанные с увеличением стоимости права в два раза.
Иные доводы жалобы относятся к описанию положений конкурсной документации, которые, по мнению ООО "Праймсайт", содержат признаки нарушения статей 15, 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Представители Ответчика с доводами жалобы не согласились. Представили письменные возражения по сути жалобы.
С учетом доводов, изложенных в возражении, просили признать жалобу ООО "Праймсайт" необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Праймсайт" Комиссией установлено следующее.
27.02.2015 на сайте Администрации города Смоленска по адресу: http://www.smoladmin.ru/news/index.phpcont=long&id=10897&year=2015&today= 27&month=02 опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Согласно части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 данной статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Таким образом, проведение торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций обязательно в силу Закона о рекламе.
При этом, порядок проведения подобных торгов Законом о рекламе не урегулирован. В связи с этим, торги проводятся в соответствии с требованиями статей 447-449 Гражданского кодекса РФ.
Жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов и порядка заключения договоров, рассматриваются в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Решение о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, принимается комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, создаваемой антимонопольным органом для рассмотрения каждого дела в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Сформированная приказом Смоленского УФАС России от 26.11.2011 N243 и действующая на постоянной основе Комиссия Управления по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не является комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и не обладает полномочиями по принятию решений по установлению в действиях (бездействии) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов нарушений антимонопольного законодательства.
Таким образом, в ходе рассмотрения комиссией антимонопольного органа жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, данная жалоба рассматривается лишь на предмет соблюдения установленной законодательством Российской Федерации процедуры торгов и порядка заключения договоров.
При этом, порядок Исполнения государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации определен соответствующим административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 N339 (зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2012 N25125).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, одним из оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В целях всестороннего и объективного рассмотрения и анализа доводов ООО "Праймсайт" о наличии в документации рассматриваемого открытого конкурса признаков нарушения статей 15, 17 Закона о защите конкуренции, жалобу Общества надлежит рассмотреть в порядке статьи 44 данного закона.
В результате анализа довода жалоба о нарушении процедуры торгов, выразившемся в установлении в конкурсной документации срока действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, превышающего предельный срок, установленный решением Смоленского городского Совета от 30.09.2013 N949 "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Смоленска", что по мнению Заявителя противоречит части 5 статьи 19 Закона о рекламе, Комиссией установлено следующее.
Рассматриваемый открытый конкурс проводится в рамках реализации заключенного 20.05.2014 Соглашения о сотрудничестве между Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области и Администрацией города Смоленска при реализации мероприятий, предусмотренных частями 5.1 и 11 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
Позднее, 25.02.2015 в данное Соглашение о сотрудничестве вносились изменения, которые касались критериев определения победителя открытого конкурса.
Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами данного Федерального закона и гражданского законодательства.
Администрацией Смоленской области издано Постановление от 18.04.2014 N292 "Об утверждении предельных сроков при заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Смоленской области". Согласно данному правовому акту, предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Смоленской области, независимо от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, составляют не менее чем пять и не более чем десять лет.
Решением Смоленского городского Совета от 30.09.2013 N949 утверждены Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Смоленска.
Согласно пункту 5.3 данных Правил, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объектах муниципальной собственности заключается Администрацией города Смоленска.
В соответствии со справкой Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска от 30.03.2015 N23/1205-исх, предоставленной Комиссии Смоленского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы, все рекламные места по лотам NN1-15, указанные в приложении N1 к извещению о проведении конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций размещены на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске в соответствии со схемой размещений рекламных конструкций города Смоленска.
Таким образом, нормы пункта 5.3 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Смоленска в части сроков, на которые могут быть заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции к объектам, являющимся предметом конкурса, не применяются.
Документацией рассматриваемого открытого конкурса, утвержденной Заместителем главы Администрации города Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству <_> установлено, что договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций заключается с победителем на срок 10 (десять) лет.
Данный срок установлен в пределах, определенных частью 5 статьи 19 Закона о рекламе и Постановлением Администрации Смоленской области от 18.04.2014 N292 "Об утверждении предельных сроков при заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Смоленской области".
Исходя из изложенного, Комиссия Смоленского УФАС России признала данный довод жалобы необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Смоленского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "Праймсайт" на действия Организатора торгов - Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска при проведении открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 27.02.2015 (извещение о проведении торгов размещено на сайте в сети Интернет: http://www.smoladmin.ru) в части указанных в них признаков нарушений порядка организации и проведения торгов, необоснованной.
Предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции Организатору торгов не выдавать.
Жалобу ООО "Праймсайт" в части указанных в ней доводов о наличии в документации открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 27.02.2015 признаков нарушений статей 15, 17 Закона о защите конкуренции передать должностному лицу Смоленского УФАС России для рассмотрения в порядке статьи 44 данного закона.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 30 марта 2015 г. N 03/15-18.1/Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016