Должностное лицо, вынесшее постановление: Исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Плаксин Александр Владимирович.
Исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Плаксин А. В., рассмотрел материалы дела N 161-15-адм и протокол об административном правонарушении N 161-15-адм от 18.03.2015 г. (исх. N 03433-15) по части 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии "_", предъявлен паспорт серии 57 09 N 456777, выдан Отделением УФМС по Пермскому краю в Оханском районе 16.10.2009 г.,
Сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело:
Рыбальченко Ирины Владимировны
Должность: директор КГАСУСОН "Дубровский ПНИ"
Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела:
11.11.2014 г. Комиссией Пермского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) рассмотрена жалоба (вх. N 17768-14) ООО "ЭСККАС" (далее - заявитель) на действия Краевого государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения "Дубровский психоневрологический интернат" (далее - организатор закупки) при организации и проведении открытого конкурса на ремонт помещений (электроосвещение, электросиловое оборудование, перепланировка 2 этажа) здания Голубевского отделения КГАСУСОН "Дубровский ПНИ", расположенного по адресу: 618106, Пермский край, Оханский район, с. Дуброво, ул. Голубева, 19, извещение N 31401546065 опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru в сети "Интернет" (далее - закупка).
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
КГАСУСОН "Дубровский ПНИ" относится к виду юридических лиц, поименованных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон о закупках). Следовательно, при проведении закупок для собственных нужд обязано руководствоваться положениями Закона о закупках.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках информационная открытость закупки - один основополагающих принципов закупочной деятельности заказчиков.
Обязанностью заказчика, в соответствии с ч.2 ст. 4 Закона о закупках, является размещение в единой информационной системе плана закупки товаров, работ, услуг в порядке, сроки, форме, установленными Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила).
План закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров, работ, услуг (п. 5 Правил).
Внесение изменений в план при проведении закупки в форме конкурса осуществляется в срок не позднее размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений (п. 9 Правил).
Из анализа размещенной на официальном сайте закупок информации следует, что извещение о закупке опубликовано в первоначальной редакции 25.09.2014 г. Таким образом, изменения в план закупок заказчика должны были быть внесены не позднее указанной даты.
Комиссией Пермского УФАС России установлено, что план закупок учреждения на 2014 г. опубликован 17.06.2014 г. Закупки по извещению N 31401546065 указанный план не содержит, что заказчиком не оспаривается. Указанная закупка под исключения, предусмотренные п. 4 Правил, не подпадает.
С учётом изложенного антимонопольным органом было вынесено решение от 11.11.2014 г. (исх. N 16551-14) о признании в действиях Краевого государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения "Дубровский психоневрологический интернат" нарушение п. 1 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии со ст. 7 Закона о закупках за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 23.83 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 - 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ, рассматривает Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также его территориальные органы.
Контроль за соблюдением требований Закона о закупках в порядке, установленном законодательством Российской Федерации осуществляет антимонопольный орган (ст. 3, 6 Закона о закупках, ст. 23, 18.1 Закона о защите конкуренции).
Согласно п. 5, 13 ч. 1 ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.
Статья Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность:
В соответствии с частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пояснения и заявления лиц, участвующих в деле об административном правонарушении:
Директором КГАСУСОН "Дубровский ПНИ" Рыбальченко И.В. в материалы дела представлены письменные объяснения по факту совершенного нарушения (исх. N147 от 12.03.2015 г., вх. N 003733-15 от 13.03.2015 г.), в которых она указывает на исполнение со стороны Заказчика предписания об устранении выявленных нарушений (исх. N16552-14), выданного Комиссией Пермского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы.
Кроме того, просит учесть тот факт, что специалист по закупкам, ответственный за размещение информации, получила дисциплинарное взыскание, а также, что была проведена разъяснительная работа с комиссией по госзакупкам о недопустимости подобных нарушений.
Мотивированное решение по делу:
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (ст. 2.4 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В силу п. 1.1 Устава КГАСУСОН "Дубровский ПНИ", утвержденного приказом Министерства социального развития Пермского края от 30.01.2013 г. N СЭД-33-01-03-47, согласован приказом Министерства социального развития Пермского края от 27.12.2012 г. N СЭД-31-02-1295 (далее - Устав), КГАСУСОН "Дубровский ПНИ" - Автономное учреждение.
В силу ч.2 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе в отношении автономных учреждений.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также положением о закупке, т.е. документом который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках).
Выше указано, что включение в план закупок информации о закупке (конкурса) и её размещение на официальном сайте не позднее даты размещения извещения о такой закупке является обязанностью заказчика в силу прямого указания закона, а также нормативных правовых актов Правительства РФ.
Однако, обращает на себя внимание, что аналогичная норма содержится и в Положении о закупках КГАСУСОН "Дубровский ПНИ", т.е. правовом акте самого Учреждения (п. 7.1, в редакции от 17.07.2013 г.).
В силу ч.2 ст.13 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет его годовую бухгалтерскую отчетность наблюдательному совету для утверждения, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.
Разделом 6 (положения о директоре Автономного учреждения) Устава установлено, что к компетенции директора Автономного учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью учреждения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством или Уставом к компетенции Учредителя и Наблюдательного совета.
Пункт 6.4 Устава содержит дублирующее положение ст. 13 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" о том, что директор утверждает, в том числе, регламентирующие деятельность Автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Автономного учреждения.
Положением о закупках КГАСУСОН "Дубровский ПНИ" установлено, что управление закупками в Учреждении и в соответствии с настоящим Положением осуществляется директором Учреждения и Комиссией по закупкам, создаваемой в Учреждении (п. 2.1). В свою очередь, персональный и количественный состав, кандидатура председателя Комиссии, утверждаются приказом директора Учреждения (абз. 2 п. 2.2). Кроме того, как следует из п. 2.4.1 Комиссией по закупкам принимает решения в соответствии с утвержденным директором Учреждения Планом-графиком закупок и настоящим Положением.
С учётом изложенного следует сделать однозначный вывод, что при размещении извещения о торгах N31401546065 директор Учреждения знал, и обязан был руководствоваться нормами Правил, т.е. им должны быть приняты все исчерпывающие меры по включению информации по данной закупке в план закупок на 2014 г.
В то же время, из анализа решения Комиссии Пермского УФАС России от 11.11.2014 г. (исх. N 16551-14), протокола об административном правонарушении N 160-15-адм от 18.03.2015 г. (исх. N 03432-15) следует, что таких мер директором Учреждением принято не было.
На момент совершения правонарушения обязанности директора КГАСУСОН "Дубровский ПНИ" были возложены на Ирину Владимировну Рыбальченко (принята на должность директора Приказом Агентства по управлению социальными службами Пермского края от 09.06.2011 г. N 243 у-к).
Следовательно, И.В. Рыбальченко является должностным лицом, который несет персональную ответственность за неправомерные действия КГАСУСОН "Дубровский ПНИ".
И.В. Рыбальченко, в силу возложенных на нее должностных обязанностей, обязана принимать все исчерпывающие меры для соблюдения антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, вина должностного лица - директора КГАСУСОН "Дубровский ПНИ" И.В. Рыбальченко в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, установлена.
Изложенное позволяет сделать вывод, что в бездействии директора КГАСУСОН "Дубровский ПНИ" И.В. Рыбальченко имеется состав административного правонарушения:
1) Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
2) Объективной стороной административного правонарушения является незаконное бездействие должностного лица - директора КГАСУСОН "Дубровский ПНИ" И.В. Рыбальченко, выразившееся в неразмещении в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
3) Субъектом данного административного правонарушения является директор КГАСУСОН "Дубровский ПНИ" И.В. Рыбальченко.
4) Субъективной стороной административного правонарушения является вина в форме умысла должностного лица - директора КГАСУСОН "Дубровский ПНИ" И.В. Рыбальченко, выразившаяся в неразмещении в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц при наличии возможности такого соблюдения.
Таким образом, состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в бездействии должностного лица КГАСУСОН "Дубровский ПНИ" И.В. Рыбальченко установлен.
В части доводов директора КГАСУСОН "Дубровский ПНИ" необходимо отметить, что заявляя их, директором не учтено, что такие обстоятельства, как, добровольное устранение последствий правонарушения не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п.18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Данное правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, может привести к формированию у юридических, физических лиц негативного мнения о деятельности заказчиков при осуществлении закупок, а также мнению заказчиков о необязательности соблюдения процедур, установленных законодательством о закупках. Не размещение на официальном сайте обязательной информации о закупках, явно не способствует обеспечению гласности и прозрачности закупки и не свидетельствует об информационной открытости закупки, т.е. является прямым противоречием целям и принципам законодательства о Закупках.
С учетом характера, совершенного И.В. Рыбальченко правонарушения, степени его общественной опасности, оснований, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, не установлено.
Не усматривая оснований для применения норм о малозначительности по настоящему делу, должностное лицо исходит также из позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 17.01.2013 N 1-П "По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт" (далее - Постановление КС РФ).
Из Постановления КС РФ следует, что освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности наказания, предусмотренного конкретной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеру административного правонарушения, противоречило бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания и не обеспечивало бы решение конституционно значимых задач законодательства об административных правонарушениях (статья 1.2 КоАП Российской Федерации).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, когда действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений (статья 2.9). В то же время административное правонарушение не может быть признано малозначительным исходя из личности и имущественного положения привлекаемого к административной ответственности лица, добровольного устранения последствий правонарушения, возмещения причиненного ущерба.
Данные выводы разделяются Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (пункты 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
При этом, к смягчающим относится привлечение И.В. Рыбальченко к административной ответственности по ч.5 ст. 7.32.3 впервые.
Срок давности привлечения к административной ответственности, по ч.5 ст. 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ не истек.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь по ч.5 ст. 7.32.3 и ч.1 ст. 29.9 КоАП РФ, постановил:
1. Признать должностное лицо - директора КГАСУСОН "Дубровский ПНИ" Ирину Владимировну Рыбальченко виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
2. Назначить Ирине Владимировне Рыбальченко административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Информация о получателе штрафа:
Сумму штрафа надлежит уплатить в бюджет:
Получатель: УФК по Пермскому краю (Пермское УФАС России) в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми
л/с 04561200470
БИК 045773001
р/с 40101810700000010003
ИНН 5902290360
КПП 590201001
код штрафа: 16111602010016000140
ОКТМО 57701000
В шестидесятидневный срок Ирине Владимировне Рыбальченко обязана представить в Пермское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающего уплату штрафа.
При неуплате штрафа в срок, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Срок и порядок обжалования постановления:
В соответствии со ст. 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования.
Исполняющий обязанности
Заместителя руководителя Управления А.В. Плаксин
Р16
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю N 161-15-АДМ (опубликовано 31 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016