Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
N 7-1/348 (опубликовано 6 ноября 2012 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов в присутствии представителей ООО "Устой-М", ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства", рассмотрев материалы дела N 7-1/384 о нарушении комиссией по размещению заказа ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Дальуправатодор") Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Устой-М" на действия аукционной комиссии ФКУ "Дальуправтодор" при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, автомобильная дорога Петропавловск-Камчатский-морской порт; автомобильный подъезд до аэропорта от г.Петропавловск-Камчатский на участке км 12+000 - км 14+000 в Камчатском крае (восстановление изношенных покрытий).
Суть жалобы сводится к следующему. Первая часть аукционной заявки ООО "Устой-М" отклонена по причине предоставления недостоверных сведений о товарном знаке краски для разметки и микростеклошариков. По мнению заявителя, сведения, указанные в графе 4 заявки, не могут быть отнесены к недостоверным сведениям, поскольку заполнение данной графы носит рекомендательный характер.
В рамках рассмотрения поступившей жалобы, на основании статьи 17 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка действий ФКУ "Дальуправтодор" на предмет соблюдения требований законодательства о размещении заказов, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0322100004512000104 на выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, автомобильная дорога Петропавловск-Камчатский-морской порт; автомобильный подъезд до аэропорта от г.Петропавловск-Камчатский на участке км 12+000 - км 14+000 в Камчатском крае (восстановление изношенных покрытий) размещено ФКУ "Дальуправтодор" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 15 августа 2012 года.
31.08.2012, 12.09.2012, 21.09.2012, 01.10.2012 и 04.10.2012 года (5 раз) вносились изменения в документацию об аукционе, в последней редакции N 6 от 04.10.2012 года изменена, в том числе, начальная цена контракта, заменен календарный график производства работ и ведомость объемов и стоимости работ.
Начальная (максимальная) цена контракта в последней редакции - 128 551 450 рублей.
Согласно протоколу N 104-12/РД-ар от 22.10.2012 года рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме представлено две заявки и комиссией принято решение об отклонении заявки N 2 с указанием причин отказа в допуске к участию в аукционе: представлены недостоверные сведения о конкретных товарных знаках предлагаемого товара, вместо товарного знака по краске в материалах для разметки указан производитель ООО "Полифан-Л", в сертификате производителя краски для разметки автомобильных дорог ООО "Полифан-Л" указывается товарная марка краски - АК 511; представлен недостоверный товарный знак по предлагаемым микростеклошарикам, ООО "Полифан-Л" не является производителем микростеклошариков и такого товарного знака на микростеклошарики не существует.
По результатам подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, в соответствии с протоколом N 103-1/РД-итог от 24.10.2012 года, данный аукцион признан несостоявшимся, вторая часть заявки ОАО "Камчатавтодор" признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, контракт решено заключить с единственным участником ОАО "Камчатавтодор" по начальной (максимальной) цене контракта в 128 551 450.
ФКУ "Дальуправтодор" предоставило в Хабаровское УФАС России мотивированный отзыв по существу жалобы, в котором пояснено следующее. Участник размещения заказа, заявка которого зарегистрирована под N 2, прописал в своей заявке конкретные показатели товара и товарный знак на предлагаемые товары. Заказчик сделан запрос в ООО "Полифан-Л" и по представленной информации определено, что представленные в заявке N 2 сведения являются не достоверными. Вследствие чего данная заявка отклонена комиссией заказчика.
Представитель заявителя на рассмотрении дела доводы жалобы поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что заявка второго участника также не соответствует требованиям Закона о размещении заказов, поскольку не прописаны конкретные значения показателей товара, вместе с тем, заявка данного участника допущена до участия в аукционе.
На рассмотрении дела Комиссией Хабаровского УФАС России представители Заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве. А также приобщили к материалам дела дополнение к мотивированному отзыву с приложением подтверждающих документов, в котором даны следующие пояснения. Производителю краски для разметки дорог ООО "Полифан-Л" направлен запрос (письмо от 30.10.2012 года N 12/6552) на предоставление технических условий производимой краски. Из полученного ответа установлено, что данная организация производит краску АК-511, которая выпускается по ТУ, то есть с отступлением от ГОСТа, имеет не все параметры, требуемые заказчиком в техническом задании, то есть предложенная участником под N 2 краска не удовлетворяет требованиям ГОСТа и аукционной документации. Одновременно, представлена информация, что ООО "Полифан-Л" не является производителем микростеклошариков для разметки дорог. Из всего вышеописанного сделан вывод, что участником в заявке представлены недостоверные сведения о товаре.
В результате изучения документации о проведении открытого аукциона в электронной форме и иных материалов дела, исходя из конкретных обстоятельств размещения заказа, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с протоколом N 104-12/РД-ар от 22.10.2012 года рассмотрения первых частей заявок на участие в отрытом аукционе в электронной форме, заявке под N 2 (ООО "Устой-М") отказано в допуске к участию в аукционе: представлены недостоверные сведения о конкретных товарных знаках предлагаемого товара.
В пункте 1 "Требования к содержанию и составу заявки" документации об аукционе определено, что первая часть заявки участника размещения заказа должна содержать, в том числе, конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак используемого товара (инструкция по заполнению сведений о конкретных показателях используемого товара приведена в рекомендуемом приложении 5 к документации об аукционе).
В приложении 5 "Инструкция по заполнению сведений о конкретных показателях используемого товара" к документации об аукционе установлены требования к товару, необходимому для использования при производстве работ, указаны требуемые значения и величины параметров.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с пп. "б" п.3 ч.4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Частью 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов определено, что Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Согласно ч.4 ст.41.9 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
При анализе первой части заявки N 2 установлено следующее. Строка 5 "Материалы для разметки" в столбце 4 "Товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования при производстве работ товара" заполнена участником размещения заказа - ООО "Полифан-Л", г.Коломна; в столбце 2 "Требования к товару" прописаны все необходимые показатели товара, установленные заказчиком в документации об аукционе.
На заседании комиссии представитель заказчика пояснил следующее.
Из полученного от ООО "Полифан-Л" ответа и приложенных к нему документов установлено, что ТУ выпускаемой краски определены с отступлением от ГОСТ Р 52576-2006. В соответствии с п. 4.5. ГОСТ Р 52576-2006 г., производитель обязан в своих ТУ определить стойкость краски к статическому воздействию следующих реагентов:
1. 3%-ого водного раствора хлорида натрия при температуре (0+-2)° С;
2. Насыщенного водного раствора хлорида натрия при температуре (0+-2)°С;
3. Воды при температуре (20+-2)0 С;
4. 10%-ого водного раствора щелочи гидроксида натрия при температуре (20+-2)°С.
Методы определения стойкости краски указаны в ГОСТ 9.403. ГОСТом 51256-99 установлено, что показатели стойкости краски к вышеперечисленным реагентам должны быть не менее 48 часов. ООО "Полифан-Л", выпускающий краску для разметки автомобильных дорог АК-511, в своих ТУ указывает только один параметр из требуемых заказчиком и ГОСТ Р 52576-2006 - это устойчивость сухой пленки краски к статическому воздействию 3%-ого водного раствора хлорида натрия. Все остальные параметры, производитель краски АК-511 в технических условиях не указал. Следовательно, поставляемая ООО "Полифан-Л" краска АК-511 не удовлетворяет требованиям ГОСТ и аукционной документации заказчика.
Поскольку заказчиком доказано, что ООО "Устой-М" в своей заявке предоставило недостоверную информацию о товарном знаке предлагаемого товара, а также недостоверные сведения о краске для разметки автомобильных дорог, Аукционная комиссия, на основании п.1 ч.4 ст.41.9 Закона о размещении заказов, правомерно отказала в допуске к участию в аукционе заявителю.
Таким образом, в действиях Заказчика и Аукционной комиссии нарушений Закона о размещении заказов не установлено.
По результатам анализа первой части аукционной заявки под N 1 - ОАО "Камчатавтодор" установлено, что все технические показатели предлагаемого товара указаны не в конкретных значениях, а в максимальных и минимальных пределах, установленных техническим заданием документации об аукционе.
Согласно ч.1 ст.41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Частью 4 ст.41.9 Закона о размещении заказов определено, что участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений, и несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Поскольку первая часть заявки ОАО "Камчатавтодор" не содержала конкретных показателей предлагаемого товара, следовательно, подлежала отклонению в соответствии с ч.4 ст.41.8, в порядке п.1 ч. 4 ст.41.9 Закона о размещении заказов.
При указанных обстоятельствах, действия аукционной комиссии ФКУ "Дальуправтодор" по допуску к участию в аукционе ОАО "Камчатавтодор" противоречат положениям части 1, 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с п.3.32 Приказа ФАС России N 498, Комиссия при рассмотрении жалобы осуществляет в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы. Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы. При этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) Заказчика, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
Согласно ч.5 ст.17 Закона о размещении заказов, внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, а также в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с частью 9 настоящей статьи. При этом рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка осуществляется на основании жалобы участника размещения заказа, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения указанной жалобы принимается единое решение.
На основании п.3.32 Приказа ФАС России N 498 и ч.5 ст.17 Закона о размещении заказов, комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п.4 ч.4 ст. 41.5 Закона о размещении заказов, в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В части 5 статьи 41.5 Закона о размещении заказов указано, что заказчик, уполномоченный орган вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Изменение предмета открытого аукциона в электронной форме не допускается.
В пункте 2.1 раздела 2 "Требования к качеству, техническим характеристикам работ, их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели" прописано, что работы выполняются в соответствии с проектом и условиями, изложенными в проекте государственного контракта и его приложениях, с требованиями ведомости объемов работ и стоимости работ (приложения NN 1, 2, 4 к документации об аукционе соответственно) и Календарным графиком производства работ (приложение N 1 к проекту государственного контракта).
Приложением N 2 к аукционной документации является ведомость объемов и стоимости работ.
В разделе 1 "Предмет контракта" проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации, установлено, что подрядчик обязуется выполнить все работы по ремонту объекта в соответствии с условиями контракта и проекта.
В п.6.1 раздела 6 "Обязательства подрядчика" проекта государственного контракта прописано, что необходимо выполнить все работы по ремонту в объеме и сроки, предусмотренные в контракте и приложениях к нему.
В п.7.1 раздела 7 "Сроки выполнения работ" проекта государственного контракта указано, что календарные сроки выполнения работ и сроки завершения отдельных этапов работ определяются календарным графиком производства работ (приложение 1 к контракту).
В разделе 18 проекта государственного контракта перечислены приложения к контракту, в том числе, приложение 1 - календарный график производства работ и финансирования, приложение 5 - ведомость объемов и стоимости работ.
Приказом N 410/1 от 04.10.2012 в документацию об аукционе внесены изменения, в том числе, изменена начальная цена контракта, заменены календарный график производства работ и ведомость объемов и стоимости работ.
При сравнении условий календарного графика производства работ и ведомости объемов и стоимости работ, изначально размещенных на официальном сайте, и документов, в соответствии с которыми размещены изменения в документацию, установлено, что наименования, объемы и стоимость выполнения отдельных видов работ, наименования строительных материалов, необходимых для выполнения работ, значительно изменены. В частности, дополнены виды работ на 2012 год, при условии, что объемы указанных изначально работ на 2013 год не изменились. Например, в ведомости объемов и стоимости работ от 15.08.2012 глава 5 содержит работы по установке бордюрного камня, тогда как в редакцию от 04.10.2012 введены работы по устройству пересечения и устройству примыкания - устройство выравнивающего слоя и устройство покрытия; раздел 6.3 изначально содержал работы по восстановлению тротуаров, тогда как в редакции от 04.10.2012 в данный раздел введены работы по устройству покрытия.
Сравнительный анализ представленных документов показал, что вышеуказанные приложения документации об аукционе (первоначальная редакция от 15.08.2012 и редакция от 04.10.2012) отличаются по отдельным позициям предусмотренных к выполнению работ, обозначенных ведомостью объемов работ, являющейся неотъемлемой частью аукционной документации.
Таким образом, изменив "Календарный график выполнения работ" и "Ведомость объемов и стоимости работ", которые являются неотъемлемой частью документации об аукционе и государственного контракта, определяют виды и объем выполняемых работ предмета контакта, заказчик нарушил положения п.4 ч.4, ч.5 ст.41.5 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 17, 60 Федерального Закона от 21.07.2006 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, решила:
1. Признать жалобу ООО "Устой-М" на действия Заказчика - ФКУ "Дальуправтодор" при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, автомобильная дорога Петропавловск-Камчатский-морской порт; автомобильный подъезд до аэропорта от г.Петропавловск-Камчатский на участке км 12+000 - км 14+000 в Камчатском крае (восстановление изношенных покрытий) необоснованной;
2. Признать в действиях заказчика - ФКУ "Дальуправтодор" нарушения п.4 ч.4, ч.5 ст.41.5 Закона о размещении заказов (изменение предмета аукциона);
3. Признать в действиях аукционной комиссии ФКУ "Дальуправтодор" нарушение частей 1, 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии ФКУ "Дальуправтодор" предписание об устранении допущенных нарушений путем аннулирования торгов и повторного размещения заказа с учетом требований Законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 79
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов на основании своего решения от 02.11.2012 года N 304 по делу N 7-1/384 о нарушении ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, автомобильная дорога Петропавловск-Камчатский-морской порт; автомобильный подъезд до аэропорта от г.Петропавловск-Камчатский на участке км 12+000 - км 14+000 в Камчатском крае (восстановление изношенных покрытий) требований Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов), предписывает:
1. Заказчику - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" и аукционной комиссии устранить нарушения норм Закона о размещении заказов (п.4 ч.4, ч.5 ст.41.5; 1, 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов), допущенное при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, автомобильная дорога Петропавловск-Камчатский-морской порт; автомобильный подъезд до аэропорта от г.Петропавловск-Камчатский на участке км 12+000 - км 14+000 в Камчатском крае (восстановление изношенных покрытий), для чего необходимо:
1.1. аннулировать результат открытого аукциона в электронной форме путем отмены протокола N 104-12/РД-ар от 22.10.2012 года рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме и протокола подведения итогов N 104-1/РД-итог от 24.10.2012 года;
1.2 привести в соответствие аукционную документацию согласно требованиям законодательства о размещении заказов и с учетом замечаний, изложенных в решении N 304 от 02.11.2012 года;
1.3 повторно провести данный открытый аукцион в электронной форме по вышеуказанному предмету.
2. Исполнить предписание до 23.11.2012 года. Уведомить Хабаровское УФАС России об исполнении предписания в пятидневный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 7-1/348 (опубликовано 6 ноября 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016