Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
от 9 ноября 2012 г. N 434-12-А3
Резолютивная часть решения оглашена 26.10.2012
В полном объеме решение изготовлено 09.11.2012
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 434-12-АЗ по признакам нарушения МУП "Горводоканал" п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Белгородское УФАС России 25.09.2012 поступила жалоба ЗАО "ТЕХСТРОЙ" (вх. N 343ф) о наличии признаков нарушения конкурсной комиссией МУП "Горводоканал" антимонопольного законодательства при проведении открытого конкурса на поставку полиэтиленовых труб и запорной арматуры (извещение N 2 размещено на сайте www.belwater.ru 16.08.2012).
Как следует из указанной жалобы, 16.08.2012 МУП "Горводоканал" на сайте www. belwater.ru было размещено извещение N 2 о проведении открытого конкурса на поставку полиэтиленовых труб и запорной арматуры для нужд МУП "Горводоканал" (далее - Заказчик).
Согласно Положению об организации закупок товаров, работ, услуг за счет собственных средств Заказчика, а именно пп. 10.2.9.10 - 10.2.9.15., оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется рабочей группой в соответствии с критериями оценки и порядком оценки, установленными в Конкурсной документации. Результаты рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе рабочей группой оформляются в виде компетентного заключения, которое подписывается всеми членами рабочей группы.
Заключение рабочей группы выносится на рассмотрение Комиссии по размещению заказов. Комиссия по размещению заказов, принимая во внимание заключение рабочей группы, принимает решение об отклонении заявок на участие в конкурсе, о допуске к участию в конкурсе и признании участников размещения заказа участниками конкурса, о присвоении заявкам участников конкурса номеров по мере уменьшения степени выгодности, содержащихся в заявках условий исполнения договора, о признании победителем конкурса участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Решение Комиссии по размещению заказов оформляется протоколом результатов конкурса.
В соответствии с п 5.3.2. Конкурсной документации, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными конкурсной документацией на основании Положения о закупке (Приложение 1 к Информационной карте).
Согласно п. 5.3.4. Конкурсной документации, Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке, на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Согласно Приложению N 1 к Информационной карте, оценка заявок должна была осуществляться по нижеуказанным критериям:
Номер критерия Критерии оценки заявок Для проведения оценки в документации необходимо установить: Значимость критериев в процентах.
Точная значимость критерия должна быть установлена заказчиком в документации
1. Цена договора Начальную цену договора Не менее 20%
2. Квалификация участника (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация) 1. Конкретный предмет оценки по критерию (например, оценивается опыт по аналогичным поставкам)
2. Формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки (например, таблица, отражающая опыт участника)
3. Требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (например, копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки) Не более 10%
3. Качество товара Наличие действующего сертификата системы качества по соответствию стандартам ИСО. Не более 30%
4. Срок поставки Максимальный приемлемый срок и минимальный приемлемый срок. Минимальный срок можно не устанавливать и тогда считать его равным 0 для расчета по формуле оценки Не более 30 %
5. Срок гарантии качества на товар Минимальный приемлемый срок
Не более 10%
Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на их значимость.
17 августа 2012 года в адрес Заказчика от Участника открытого конкурса - ЗАО "ТЕХСТРОЙ" было направлено письмо, с целью разъяснить отдельные положения конкурсной документации. В письме ЗАО "ТЕХСТРОЙ" просило разъяснить следующие положения: уточнить значения, на которые будут умножаться рейтинги по каждому критерию оценки заявки для расчета итогового рейтинга; уточнить от чего зависит максимальное количество баллов по критерию "квалификация участников", по критерию "качество товара"; уточнить значения максимального и минимального срока поставки, установленного Заказчиком в документации, в единицах измерения срока (периода) поставки с даты заключения договора.
Заказчиком были даны разъяснения по проведению открытого конкурса по лоту N1: поставка полиэтиленовых труб и фитингов. Относительно первого вопроса ЗАО "ТЕХСТРОЙ", были даны следующие пояснения "относительно цены договора - наименьшая цена договора составляет - 20%; относительно квалификации участника - предоставление максимального количества договоров - 10%; относительно качества товара - наличие сертификата качества по стандартам ИСО - 30%; относительно срока поставки - минимальный срок поставки - 30% и соответственно на понижение по приложениям 1,2; относительно срока гарантии - максимальный срок гарантии качества на товар - 10% и соответственно на понижение".
В ответ на запрос разъяснений по поводу минимальных и максимальных сроков поставки Заказчик ссылается на Приложения 1, 2 к Техническому заданию, согласно которому "минимальный срок поставки - максимальное количество баллов", т.е. не более 10 рабочих дней с момента заключения Договора по 1 этапу поставки, и не ранее 20 рабочих дней с момента заключения Договора поставки по 2 этапу.
Согласно п. 2.2.9. конкурсной документации разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять её суть.
ЗАО "ТЕХСТРОЙ" в своей заявке предложило следующие условия:
N п/п Наименование показателя (указываются критерии по конкретному конкурсу в соответствии с Приложением 1 части III "Информационная карта конкурса") Единица измерения Значение (цифрами и прописью) Примечание
1 Цена договора (с учетом НДС, всех налогов и сборов, всех затрат, издержек и иных расходов исполнителя, в том числе сопутствующих, связанных с исполнением договора) руб. По лоту N 1:
Форма 3
14 980 813,57 (Четырнадцать миллионов девятьсот восемьдесят тысяч восемьсот тринадцать рублей 57 коп)
2 Качество товара и квалификация участника конкурса Форма 4
3 Срок годности товара месяцев По лоту N 1:
60 (шестьдесят) месяцев
4 Сроки поставки Количество календарных дней
По лоту N 1:
2 (два) календарных дня после подписания договора поставки (I этап).
II этап - по согласованию с заказчиком согласно Приложению N2 к техническому заданию.
Итоговый рейтинг Участника открытого конкурса ЗАО "ТЕХСТРОЙ" согласно расчетам ЗАО "ТЕХСТРОЙ", в соответствии с критериями оценки установленными в Приложении 1 к "Информационной карте конкурса" и разъяснениями Заказчика, составляет:
R = Ra (рейтинг по цене договора, предложенной ЗАО "ТЕХСТРОЙ") * 20% + R (рейтинг ЗАО "ТЕХСТРОЙ" по квалификации участника) * 10% + R (рейтинг ЗАО "ТЕХСТРОЙ" по качеству товара) * 30% + Rb (рейтинг ЗАО "ТЕХСТРОЙ" срок поставки) * 30% + Rc (рейтинг ЗАО "ТЕХСТРОЙ" по сроку гарантии качества на товар) * 10%.
Рейтинг по цене договора, предложенной ЗАО "ТЕХСТРОЙ" составляет 1, 49. Ra = (16 184 000 - 14 980 813, 57) / 16 184 000 * 100 * 20%. Рейтинг по квалификации участника составляет 10, поскольку ЗАО "ТЕХСТРОЙ" представлено максимально возможное количество договоров и соответственно - 100 баллов. Рейтинг по качеству товара составляет 30, поскольку ЗАО "ТЕХСТРОЙ" представило сертификат ISO 9001, что согласно разъяснениям Заказчика дает 100 баллов. Рейтинг по сроку поставки (первому этапу) составляет 24. Rb = (10 -2) /10 *100 *30%. Рейтинг по сроку гарантии качества товара составляет 5, поскольку ЗАО "ТЕХСТРОЙ" указало срок гарантии 60 мес., превышающий более чем на половину минимальный срок предоставления гарантии качества товара, установленный в закупочной документации, что в свою очередь, дает максимальные баллы по этому критерию 50 баллов.
Таким образом, итоговый рейтинг ЗАО "ТЕХСТРОЙ" согласно формулам расчета, предложенным Заказчиком составляет 70, 49.
Протоколом N1/2 рассмотрения конвертов с заявками на участие в конкурсе от 17.09.2012 победителем открытого конкурса на поставку полиэтиленовых труб и запорной арматуры по лоту N1 поставка полиэтиленовых труб и фитингов признано ООО "Полипластик Центр.
Предложение победителя ООО "Полипластик Центр" согласно вышеуказанному протоколу следующее: цена договора 14 106 993,00 руб., срок поставки 30 календарных дней, что не соответствует условиям конкурсной документации, превышая максимально возможный срок поставки в 10 рабочих дней по 1 этапу. Таким образом, рейтинг победителя по критерию срок поставки составляет Rb = 0.
Согласно расчету ЗАО "ТЕХСТРОЙ" рейтинг по цене договора, предложенной ООО "Полипластик Центр" составляет 2,57. Ra = (16 184 000 - 14 106 993) / 16 184 000 * 100 * 20%. Рейтинг по квалификации участника составляет 10, при условии представления победителем максимально возможных договоров и соответственно - 100 баллов. Рейтинг по качеству товара составляет 30, при условии представления победителем сертификата ISO 9001, что согласно разъяснениям Заказчика дает 100 баллов. Рейтинг по сроку поставки (первому этапу) составляет 0. Рейтинг по сроку гарантии качества товара составляет 5, при условии, что победитель указал срок гарантии, превышающий более чем на половину минимальный срок предоставления гарантии качества товара, установленный в закупочной документации, что в свою очередь, дает максимальные баллы по этому критерию 50 баллов.
Итоговый рейтинг ООО "Полипластик Центр" согласно подсчету ЗАО "ТЕХСТРОЙ" составляет: 47, 57.
При таких обстоятельствах, ООО "Полипластик Центр" не могло быть признано победителем открытого конкурса по лоту N1, поскольку итоговой рейтинг победителя ниже итогового рейтинга Участника ЗАО "ТЕХСТРОЙ".
В связи с этим, ЗАО "ТЕХСТРОЙ" обратилось к Заказчику с письмом о предоставлении расчетов итогового рейтинга по каждой заявке к Лоту N1: Поставка полиэтиленовых труб и фитингов (письмо от 20.09.2012 исх. N734). Ответа на данное письмо до момента составления жалобы не поступило.
Таким образом, по мнению ЗАО "ТЕХСТРОЙ", в действиях Заказчика, выраженных в признании ООО "Полипластик Центр" победителем открытого конкурса на поставку полиэтиленовых труб и запорной арматуры для нужд МУП "Горводоканал" (Лот N1) имеет место нарушение положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), в частности принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Также по мнению заявителя, данные действия Заказчика содержат признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку создают дискриминационные условия.
Белгородским УФАС России в связи с поступлением вышеуказанного жалобы и на основании ст. 44 Закона о защите конкуренции, 11.10.2012 возбуждено настоящее дело.
Как следует из письменного пояснения, предоставленного представителями ответчика на заседании Комиссии (исх. N 2176 от 23.10.2012), при расчете итоговых рейтингов открытого конкурса на поставку полиэтиленовых труб и запорной арматуры, комиссия МУП "Горводоканал" руководствовалась конкурсной документацией открытого конкурса "Поставка полиэтиленовых труб и запорной арматуры", Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставку товаров, выполнения работа, оказания услуг для нужд заказчика", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 (далее - Правила). Согласно п. 55 Правил, в случае если конкурсная документация не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 54 настоящих Правил, оценка заявок по критерию "сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг" не производится, а его значимость суммируется со значимостью критерия "цена контракта" ("цена контракта за единицу товара, работы, услуги"). Оценка заявок производится по критерию "цена контракта" ("цена контракта за единицу товара, работы, услуги") с новой значимостью этого критерия.
В связи с тем, что конкурсная документация по данному конкурсу не соответствовала требованиям, предусмотренных п. 54 Правил, а именно не был установлен максимальный срок поставки по второму периоду поставки, а так же не соответствует требованиям п. 54 Правил заявленный минимальный срок поставки, расчет итоговых рейтингов участников данного открытого конкурса, комиссией МУП "Горводоканал" производился в соответствие с п. 55 Правил. На основании данного расчета наилучшее предложение по данному конкурсу представлено участником открытого конкурса ООО "Полипластик Групп" с рейтингом 96,41.
Кроме того, по мнению ответчика, заявленный срок поставки ЗАО "ТЕХСТРОЙ" искусственно занижен и не соответствует фактическим возможностям. С учетом требований, предусмотренных пунктами 7-8 ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия", минимальный срок приемки партии трубы ПЭ100 SDR 17-170х42.1 составляет не менее 25 часов с момента изготовления, испытания проводят не ранее чем через 15 часов после изготовления трубы, включая время кондиционирования. С учетом затраченного времени на доставку продукции по маршруту г. Казань - г. Белгород (время в пути 25 часов 07 минут), общий срок поставки трубы заказчику составляет 50 часов 07 минут, таким образом, данное время значительно превышает заявленный срок поставки.
На заседании Комиссии представители ЗАО "ТЕХСТРОЙ" поддержали доводы, изложенные в вышеуказанной жалобе и, кроме того, сообщили, что по мнению Заявителя, положения Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722, не должны были применяться при определении победителя открытого конкурса, т.к. открытый конкурс проводился на основании Закона о закупках.
Представители МУП "Горводоканал" поддержали доводы, изложенные в письменного пояснения (исх. N 2176 от 23.10.2012) и пояснили, что первый этап поставки на на сумму 9 000 000 рублей уже завершен.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей заявителя, ответчика, пришла к следующим выводам.
МУП "Горводоканал" 16.08.2012 МУП на сайте www. belwater.ru было размещено извещение N 2 о проведении открытого конкурса на поставку полиэтиленовых труб и запорной арматуры для нужд МУП "Горводоканал". Согласно протоколу N 1/2 от 17.09.2012 рассмотрения конвертов с заявками на участие в конкурсе, участниками данного конкурса по лоту N 1 являлись ЗАО "Техстрой", ООО "Полипластик Центр" и ООО "Комтрансстрой". Муниципальный контракт на поставку полиэтиленовых труб и запорной арматуры по лоту N 1 был заключен с ООО "Полипластик Центр", как с участником, набравшим по итогам открытого конкурса наибольшее количество баллов.
Как следует из конкурсной документации, письменного пояснения МУП "Горводоканал" (исх. N 2176 от 23.10.2012), письма Заказчика в адрес ЗАО "ТЕХСТРОЙ" с разъяснением отдельных положения конкурсной документации (исх. N 85 от 25.09.2012), комиссия МУП "Горводоканал" при определении победителя указанного открытого конкурса (по лоту N 1) руководствовалась Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722.
Однако, согласно ч. 4 ст. 8 Закона о закупках, в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик (за исключением заказчиков, указанных в частях 5-8 настоящей статьи) не разместил в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ N "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" до дня размещения утвержденного положения о закупке. Кроме того, Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 применяются при оценке заявок в случае проведения конкурса в соответствие с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ N "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
МУП "Горводоканал" на сайте www. belwater.ru было размещено Положение об организации закупок товаров, работ, услуг за счет собственных средств МУП "Горводоканал", утвержденное приказом МУП "Горводоканал" от 30.03.2012 N 63/1. Следовательно, при определении победителя вышеуказанного открытого конкурса комиссия МУП "Горводоканал" должна была руководствоваться исключительно Положением об организации закупок товаров, работ, услуг за счет собственных средств МУП "Горводоканал", утвержденное приказом МУП "Горводоканал" от 30.03.2012 N 63/1, применение комиссией МУП "Горводоканал" Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 при определении победители указанного открытого конкурса (по лоту N 10) является неправомерным.
Кроме того, довод ответчика о том, что заявленный срок поставки ЗАО "ТЕХСТРОЙ" искусственно занижен и не соответствует фактическим возможностям в связи с особенностями изготовления и поставки полиэтиленовых труб, является несостоятельным, т.к. ответственность за выполнение условий контракта в срок лежит на участнике конкурса, признанном победителем и заключившим муниципальный контракт с заказчиком.
На основании изложенного, Комиссия по рассмотрению дела пришла к выводу, что комиссией МУП "Горводоканал" при определении победителя открытого конкурса на поставку полиэтиленовых труб и запорной арматуры (по лоту N 1 согласно извещению N 2 от 16.08.2012) были нарушены требования п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ст.ст. 49, 50 Закона о защите конкуренции Комиссия Белгородского УФАС России, решила:
1. Признать факт нарушения Белгородским муниципальным унитарным предприятием - Городским водопроводно-канализационным хозяйством (МУП "Горводоканал") п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении порядка определения победителя торгов.
2. Выдать Белгородскому муниципальному унитарному предприятию - Городскому водопроводно-канализационному хозяйству (МУП "Горводоканал") предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства (представить в Белгородское УФАС России доказательства о выполнении комиссиями МУП "Горводоканал" положений законодательства Российской Федерации при проведении торгов).
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Белгородское муниципальное унитарное предприятие - Городское водопроводно-канализационное хозяйство (МУП "Горводоканал")
ул. 3-го Интернационала, д. 40, г. Белгород, 308001
ПРЕДПИСАНИЕ N 165
(извлечение)
09 ноября 2012 года г. Белгород
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании своего решения от 09.11.2012 по делу N 434-12-АЗ о нарушении Белгородским муниципальным унитарным предприятием - Городским водопроводно-канализационным хозяйством (МУП "Горводоканал") п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, предписывает:
3. Белгородскому муниципальному унитарному предприятию - Городскому водопроводно-канализационному хозяйству (МУП "Горводоканал") в срок до 09 февраля 2013 года принять меры по недопущению действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства (представить в Белгородское УФАС России доказательства о выполнении комиссиями МУП "Горводоканал" положений законодательства Российской Федерации при проведении торгов);
4. О выполнении настоящего предписания сообщить в Белгородское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 9 ноября 2012 г. N 434-12-А3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016