Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
N АМ3 -207/2014 (опубликовано 20 марта 2015 г.)
Решение изготовлено в полном объеме 17 марта 2015 года.
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании Комиссии
Калининградского УФАС России
03 марта 2015 года.
Комиссия Калининградского УФАС России (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
|
В.А. Грибко |
заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
|
|
члены Комиссии:
|
В.А. Файфер |
старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
|
|
|
В.В. Журавлевой |
ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России; |
|
с участием: |
|
|
|
заявителя |
Слезника Ю.М. |
на основании паспорта; |
|
представителя ответчика ОАО "Янтарьэнерго"
|
Бокова Ж.А. |
на основании доверенности, |
|
|
|
|
|
рассмотрев дело N АМЗ-207/2014 по признакам нарушения ОАО "Янтарьэнерго" (ул. Театральная, 34, г. Калининград, 236022, ИНН 3903007130) пункта 3 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
1. В Калининградское УФАС (далее - Управление) 29.10.2014 поступила жалоба вх. N 9051 Слезкиной Юлии Михайловны (далее - Заявитель) на невыполнение ОАО "Янтарьэнерго" (далее - Ответчик) условий договора от 20.01.2014 N 3584/13 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор).
В результате рассмотрения жалобы Управлением в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес ОАО "Янтарьэнерго" было направлено предупреждение от 06.11.2014 N 107 о прекращении не позднее 28.11. 2014 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем указания в технических условиях N 5193/13 от 23.12.2013 (приложение к договору от 20.01.2014 N 3584/13 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям) точки присоединения энергопринимающего устройства (индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, п. Муромское, кад. N39605:050602:172) к электрическим сетям ОАО "Янтарьэнерго".
Предупреждение было получено Ответчиком 13.11.2014, но в установленный срок не было исполнено.
По состоянию на 18.12.2014 продолжалось ущемление интересов Заявителя путем нарушения ОАО "Янтарьэнерго" законодательно установленных сроков технологического присоединения.
На основании изложенного в отношении ОАО "Янтарьэнерго" Управлением возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N АМЗ-207/2014 (приказ от 18.12.2014 N 650) по признакам нарушения ОАО "Янтарьэнерго" пункта 3 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Существо дела в изложении Заявителя
Заявителем 27.12.2013 подана заявка на технологическое присоединение к сетям ОАО "Янтарьэнерго". Сетевая организация предоставила проект договора на технологическое присоединение, условия которого Заявителя устроили и между ОАО "Янтарьэнерго" и Заявителем был подписан договор, выданы технические условия NZ - 27/12/2013.
Заявитель 09.10.2014 уведомила сетевую организацию о выполнении технических условий. 24 октября 2014 года со стороны сетевой организации был проведен осмотр и составлен акт осмотра о неготовноти электроустановки к эксплуатации по следующим основаниям: В ЩВУ отсутствует ограничитель мощности, питающий кабель не проложен от опоры N16 до ЩВУ, ВЩУ установлен в недоступном для сетевой организации месте.
Заявитель считает действия сетевой организации противоречат "Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденным Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, а также ущемляют ее интересы.
Кроме того, согласно пункту 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет четыре месяца. ОАО "Янтарьэнерго" на дату обращения в антимонопольный орган срок завершения мероприятий по технологическому присоединению не соблюден. Срок неисполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям ОАО "Янтарьэнерго" составил пять месяцев.
Заявитель в заявлении просит применить меры антимонопольного реагирования с целью понуждения ОАО "Янтарьэнерго" осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств к сетевому хозяйству ОАО "Янтарьэнерго" и привлечь виновных лиц к административной ответственности.
3. Существо дела в изложении Ответчика
По вопросу невыполнения ОАО "Янтарьэнерго" обязательств по договору N3584/13 от 20.01.2014 о технологическом присоединении к электрическим сетям энергопринимающих устройств индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, п. Муромское, кад. N39:05:050602:172 Ответчик пояснил, что согласно ТУ, которые являются неотъемлемой частью договора, обязательства ОАО "Янтарьэнерго" по строительству новых электросетевых объектов отсутствовали. Заявителю было направлено 18.11.2014 уведомление о готовности выполнить технологическое присоединение энергопринимающих устройств индивидуального жилого дома. Согласно акта осмотра электроустановки от 21.10.2014 выдано заключение о неготовности электроустановки к эксплуатации.
Заявитель 21.11.2014 обратилась с требованием об изменении технических условий N Z-5193/13 в части возложения обязательств на сетевую организацию. ОАО "Янтарьэнерго" принято решение о подготовке новых технических условий. Новые технические условия N Z-46601/14 подготовлены 27.11.2014. Для выполнения обязательств по строительству ВЛ 0,4 кВ сетевой организации необходимо пройти предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации процедуру по выбору подрядной организации на выполнение проектных, затем строительно-монтажных работ посредством проведения публичного конкурса, что требует временных затрат.
4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 N 127/8 "Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I "Услуги по передаче электрической и тепловой энергии" ОАО "Янтарьэнерго" включено в Реестр естественных монополий по позиции "Передача электроэнергии". Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 10-1/100 ОАО "Янтарьэнерго" включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии).
Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года N 6057/09).
Также в соответствии с пунктом 3.2 устава ОАО "Янтарьэнерго" к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.
Согласно пункту 1.4 "Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок) не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта, если он осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV "Определение географических границ товарного рынка" Порядка при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг.
Согласно приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области N08-02э/15 от 28.01.2015 "О согласовании границ зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Янтарьэнергосбыт", зона деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "Янтарьэнергосбыт" определена территорией Калининградской области, за исключением границ зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт".
Электрическая энергия является товаром. Энергосбытовая функция является логическим продолжением сетевой функции, поскольку распределение и сбыт электроэнергии происходит одномоментно.
Принимая во внимание вышеизложенное, зона деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "Янтарьэнергосбыт" определена территорией Калининградской области (за исключением границ зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт"), является зоной деятельности ОАО "Янтарьэнерго".
Таким образом, географические границы товарного рынка определены территорией Калининградской области.
Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми ОАО "Янтарьэнерго" рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Согласно пункту 16 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать шесть месяцев, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Как следует из представленных документов 20.01.2014 между Слезкиной Ю.М. и ОАО "Янтарьэнерго" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 3584/13 (ЗЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств индивидуального жилого дома (далее - ИЖД), расположенного по адресу: Калининградская обл., Зеленоградский район, п. Муромское, кад. N39:05:050602:172.
По настоящему договору согласно пункту 1 сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя ЩВУ объекта, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство и реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца.
Неотъемлемой частью договора являются технические условия NZ-5193/13 без обязательств ОАО "Янтарьэнерго" по строительству новых сетевых объектов.
На момент подачи Заявителем жалобы в антимонопольный орган, т.е. на 29.10.2014 Заявитель уведомил ОАО "Янтарьэнерго" о выполнении технических условий и попросил осуществить проверку соответствия параметров оборудования и проведенных мероприятий требованиям технических условий, допуск приборов учета в эксплуатации выдать документы о технологическом присоединении.
Согласно акту осмотра от 24.10.2014 Заявителю выдано заключение - электроустановка к эксплуатации не готова: в ЩВУ отсутствует ограничитель мощности, питающий кабель не проложен от опоры 16 до ВЩУ, ВЩУ установлен в недоступном для сетевой организации месте.
Согласно пункту 11.2 ТУ NZ- 5193/13 Заявитель обязан установить приборы учета для расчетов за электроэнергию в соответствии с требованиями ПУЭ и обеспечивающее контроль величины максимальной мощности.
При этом шестым изданием "Правил устройства электроустановок" (ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (ред. от 20.06.2003), установлено, что требования ПУЭ являются обязательными для всех ведомств, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, занимающихся проектированием и монтажом электроустановок. Физические лица, указанные в пункте 14 Правил, в этом перечне отсутствуют.
Согласно "Правилам устройства электроустановок", утвержденным Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 187, требования этих правил обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Ответчик не представил доказательств того, что электроснабжение энергопринмающих устройств необходимо Заявителю для осуществления им предпринимательской деятельности. Сам Заявитель также отрицает, что он занимается предпринимательской деятельностью.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 25(1) Правил "мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией".
Опора N 16 находится на земельном участке, находящемся в пользовании третьего лица. Таким образом, возложение обязательств в части прокладки кабеля от опоры N16 до ВЩУ противоречит подпункту "г" пункта 25(1) Правил.
В пункте 7 технических условий N Z-5193 указано, что точка присоединения к электрической сети находится на опоре N16, расположенной на границе земельного участка Заявителя. В этой связи выполнение обязательств указанных в этих ТУ, относятся к мероприятиям по технологическому присоединению за пределами границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства Заявителя. Ответчик неправомерно возложил выполнение мероприятий по прокладке кабеля от опоры N16 на Заявителя.
В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 06.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Управлением в адрес ОАО "Янтарьэнерго" было направлено предупреждение от 06.11.2014 N 107 о прекращении не позднее 28.11.2014 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем составления договора об осуществлении технологического присоединения и приложений к нему в соответствии с требованиями Правил. Предупреждение Ответчиком было получено, но в установленный срок выполнено не было.
Включение в технические условия положений, ущемляющих права Заявителя по сравнению с тем, как они определены федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, при отсутствии у него возможности выбора или отказа от предложенного является нарушением антимонопольного законодательства в виде навязывания невыгодных для контрагента условий договора.
Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
К Заседанию Комиссии 03.03.2015 Ответчик и Заявитель подтвердили, что технологическое присоединение не осуществлено. Таким образом, с момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (т.е. с 20.05.2014) до момента принятия решения антимонопольным органом (т.е. до 03.03.2015) срок не исполнения Ответчиком обязательств составил почти 10 месяцев.
Ответчик не представил доказательств отсутствия возможности выполнить перечисленные мероприятия в законодательно установленный срок, что свидетельствует о его неправомерном бездействии.
ОАО "Янтарьэнерго" не представило доказательства о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших ему своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенного договора при соблюдении баланса интересов заявителя и сетевой организации, в том числе таких, как совершение заявителем действий, способствовавших затягиванию сроков на осуществление технологического присоединения, невыполнение в установленный срок требований технических условий по монтажу энергопринимающих устройств на своем земельном участке.
Роль сетевой организации при осуществлении возложенной на нее обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя предполагает ее активное поведение во взаимодействие как с обратившимся к ней лицом, так и иными хозяйствующими субъектами, тем самым обеспечивая права такого лица в установленном законодательством порядке и сроки.
Именно бездействие Общества в части непринятия своевременных и разумных мер по осуществлению технологического присоединения индивидуального жилого дома Заявителя привело как к ущемлению интересов Заявителя, так и нарушению императивных требований, установленных Правилами.
Пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калининградского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия ОАО "Янтарьэнерго" (ИНН 3903007130) нарушением пункта 3 части 1 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части навязывания невыгодных условий договора и нарушения срока технологического присоединения энергопринимающего устройства (ЩВУ объекта расположенного по адресу: Калининградская обл., Зеленоградский район, пос. Муромское, кад.39:05:050602:172) Слезкиной Юлии Михайловны к электрическим сетям ОАО "Янтарьэнерго", установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, повлекшие ущемление интересов Заявителя.
2. Выдать ОАО "Янтарьэнерго" предписание по делу N АМЗ-207/2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Контроль за исполнением предписания возложить на ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Журавлеву Викторию Владимировну.
4. Передать материалы дела N АМЗ-207/2014 в правовой отдел Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Председатель комиссии |
|
|
В.А. Грибко |
||
Члены комиссии: |
|
|
В.А. Файфер |
||
|
|
|
|
||
|
|
|
В.В. Журавлева |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области N АМ3 -207/2014 (опубликовано 20 марта 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016