Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
N 508-12-Т (опубликовано 3 декабря 2012 г.)
Резолютивная часть оглашена 28.11.2012
Решение в полном объеме 03.12.2012
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере размещения заказа (далее - Комиссия Белгородского УФАС России), созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 23.11.2012 N 386 "О создании комиссии по контролю в сфере размещения заказа для рассмотрения жалобы ООО "Лайт Саунд Мастер", в присутствии представителей от заказчика - Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, от уполномоченного органа - Управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, в отсутствии представителей заявителя - ООО "Лайт Саунд Мастер", надлежаще уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев материалы дела N 508-12-Т по жалобе ООО "Лайт Саунд Мастер" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения с департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области государственного контракта на оказание услуг по установке рабочих мест для детей инвалидов и педагогических работников, оборудования для центра по организации дистанционного образования детей-инвалидов на базе ГОУ "Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат", а также подключение компьютерного, телекоммуникационного и специализированного оборудования для организации дистанционного образования детей-инвалидов к сети Интернет и обучение педагогов и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования (извещение номер 0126200000412003704)
(далее - Открытый аукцион в электронной форме), проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергоресурс, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Белгородское УФАС России 21.11.2012 поступила жалоба ООО "Лайт Саунд Мастер" (далее - Заявитель) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении Открытого аукциона в электронной форме.
По мнению Заявителя, в документации об Открытом аукционе в электронной форме содержатся положения, противоречащие требованиям Закона о размещении заказов, а именно: в извещении о проведении Открытого аукциона в электронной форме неверно указан код продукции; срок исполнения обязательств, указанный в извещении о проведении аукциона и в документации об аукционе, содержит противоречивую информацию; пункты 14, 19, 23 документации об аукционе, приложение N2 к документации об аукционе, пункты 2.2 и 3.6 проекта государственного контракта не соответствуют требованиям Закона о размещении заказов.
Заказчик - Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области представил возражение на жалобу ООО "Лайт Саунд Мастер" от 27.11.2012 N 9-06/8662-АА, считает действия заказчика правомерными, жалобу необоснованной.
В возражении заказчик указал, что ни по одному из доводов, содержащихся в жалобе, заявитель не указал конкретных норм Закона о размещении заказов, которым не соответствуют положения документации об открытом аукционе в электронной форме.
Указанные в жалобе вопросы, по мнению заказчика, могли быть решены в рамках предоставления разъяснений документации об аукционе в соответствии со статьей 41.7 Закона о размещении заказов, за которыми Заявитель не обращался.
Уполномоченный орган - Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области представил возражение на жалобу ООО "Лайт Саунд Мастер" от 27.11.2012 N01-06/1741, считает жалобу необоснованной, т.к. уполномоченным органом при проведении аукциона не осуществлялись действия, нарушающие требования Закона о размещении заказов.
Комиссия Белгородского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО "Лайт Саунд Мастер", возражения заказчика 27.11.2012 N 9-06/8662-АА, уполномоченного органа от 27.11.2012 N01-06/1741, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 01.11.2012 размещены извещение о проведении Открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0126200000412003704) и документация об Открытом аукционе в электронной форме.
Предметом заказа является оказание услуг по установке рабочих мест для детей инвалидов и педагогических работников, оборудования для центра по организации дистанционного образования детей-инвалидов на базе ГОУ "Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат", а также подключение компьютерного, телекоммуникационного и специализированного оборудования для организации дистанционного образования детей-инвалидов к сети Интернет и обучение педагогов и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования.
Начальная (максимальная цена) контракта составляет 9 579 885,00 рублей.
Источник финансирования - областной бюджет.
Заказчиком является Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, уполномоченным органом - Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Лайт Саунд Мастер" государственный контракт не заключен, на участие в Открытом аукционе в электронной форме от участников размещения заказа подано две заявки.
Комиссия Белгородского УФАС России рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Лайт Саунд Мастер", считает жалобу необоснованной по следующим основаниям.
1. В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме N0126200000412003704 указаны сведения о коде оказываемых услуг 7230010 "Консультационные услуги по организации информационного обеспечения (систем сбора информации, входные и выходные формы нормативно-техническое и правовое обеспечение)", которые, по мнению Заявителя, не соответствуют предмету аукциона.
Согласно части 1 статьи 41.5 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, если иной срок не предусмотрен настоящей статьей.
Частью 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов установлен перечень сведений, которые необходимо указывать в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0126200000412003704 содержит все сведения, предусмотренные пунктом 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов, что свидетельствует о соблюдении указанной нормы закона. Обязанность заказчика, уполномоченного органа указывать в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме сведения о коде оказываемых услуг частью 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов не предусмотрено.
2. По мнению Заявителя, код оказываемых услуг 7230010 "Консультационные услуги по организации информационного обеспечения (систем сбора информации, входные и выходные формы нормативно-техническое и правовое обеспечение)" не входит в Перечень товаров (работ, услуг) размещение заказов соответственно на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляются путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р.
Согласно ч. 3 ст. 10 Закона о размещении заказов решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями указанного Закона.
Согласно части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи. В случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения открытого аукциона в иных случаях (в том числе в случае невключения этих товаров, работ, услуг в указанные перечни) такое размещение заказов осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи.
Согласно части 4.2 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Учитывая требования названных норм Закона о размещении заказов заказчиком, уполномоченным органом в данном случае правомерно принято решение о способе размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
3. В извещении N0126200000412003704 указан следующий срок оказания услуг: согласно приложению N4 к документации об открытом аукционе в электронной форме: "График оказания услуг".
Согласно приложению N4 к документации об Открытом аукционе в электронной форме доставка, пуско-наладка оборудования, подключение оборудования к сети Интернет должно быть осуществлено в срок до 24.12.2012 года.
В пункте 9 "Порядок формирования цены контракта" документации об Открытом аукционе в электронном виде указано, что в цену контракта включено: доставка, НДС, уплата таможенных пошлин, других налогов, сборов и обязательных платежей, учитываемых и взымаемых на территории РФ. Организация доступа к сети Интернет в течение 30 календарных дней и другие платежи.
Заявитель считает, что сроки, указанные в приложении N4 и в пункте 9 документации об Открытом аукционе в электронной форме содержат противоречивую информацию о сроке оказания услуг и не позволяют его определить.
По мнению Комиссии Белгородского УФАС России, срок по организации доступа к сети Интернет в течение 30 календарных дней, указанный в пункте 9 документации об Открытом аукционе в электронной форме является одной из составляющих цены контракта и не имеет отношения к сроку оказания услуг, указанному в приложении N4 к документации об Открытом аукционе в электронной форме.
4. В пункте 14 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об Открытом аукционе в электронной форме содержатся требования к составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, в том числе требование о наличии в составе второй части заявки копии лицензии на право ведения образовательной деятельности.
По мнению Заявителя, такое требование ограничивает круг потенциальных участников размещения заказа.
Согласно разделу IV Методических рекомендации по организации дистанционного образования детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации в 2011 - 2012 гг. от 11.07.2011, направленных Министерством образования и науки РФ в адрес субъектов РФ, торги при закупке оборудования для детей-инвалидов и педагогических работников проводятся в форме открытого аукциона в электронной форме.
В п. 1 раздела III методических рекомендаций указано, что на основании части 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов при размещении заказа выделить два лота:
1) приобретение оборудования для детей-инвалидов и педагогических работников;
2) приобретение услуг по доставке, монтажу, подключению к сети Интернет, обеспечению обучения педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению указанного обучения.
Во исполнение указанных методических рекомендаций заказчиком, уполномоченным органом определен предмет аукциона, включающий обучение педагогов и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного оборудования (Приложение N2 к документации), осуществление которого в соответствии с п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и п.2 ст.33.1 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" возможно при наличии лицензии на образовательную деятельность.
Согласно п.1 ч.1 ст.11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
С учетом изложенного, требование о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности установлено в документации об Открытом аукционе в электронной форме правомерно.
5. В пункте 23 "Размер обеспечения исполнения государственного контракта, срок и порядок его предоставления" документации об Открытом аукционе в электронной форме установлен размер обеспечения контракта, который составляет 957988,50 рублей (10%) начальной (максимальной) цены контракта.
Заявитель считает, что п. 23 документации об Открытом аукционе в электронной форме противоречит Закону о размещении заказов.
Обеспечение заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме установлено в п. 12 документации об Открытом аукционе в электронной форме в соответствии с п. 5 ст. 41.1. Закона о размещении заказов.
В пункте 23 документации об Открытом аукционе в электронной форме установлен размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его внесения. Указанное требование соответствует п. 1 ч. 3 ст. 41. Закона о размещении заказов.
Обеспечение исполнения гарантийных обязательств на товар установлено в п. 19 документации об Открытом аукционе в электронной форме в соответствии с п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, согласно которой "Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых составляет пятьдесят миллионов рублей и более, поставок медицинского оборудования обязаны определить такие обязательства (в том числе обязательства о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика на товар) и обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от двух до десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота)".
Обеспечение исполнения гарантийных обязательств на товар установлено в документации об Открытом аукционе в электронной форме в соответствии с требованиями п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
6. В Приложении N2 "Техническое задание" документации об Открытом аукционе в электронной форме установлено, что все действия, осуществляемые Исполнителем по оказанию услуг, должны соответствовать п. 4-7 Приказа Министерства образования и науки РФ от 21 сентября 2009 года N341 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. N525".
Согласно п. 5 Приказа Министерства образования и науки РФ от 21 сентября 2009 года N341 услуга по обеспечению доступа детей-инвалидов, педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов к информационным сервисам сети "Интернет" должна предусматривать, в том числе обеспечение доступа до ресурсов центров дистанционного образования с использованием установленных программно-технических средств для детей-инвалидов и педагогических работников на скорости не ниже 512 Кбит/с, для детей-инвалидов и педагогических работников, проживающих в труднодоступных районах, подключаемых к сети Интернет с использованием спутниковых каналов связи, скорость прямого канала должна быть не ниже 512 Кбит/с, обратного - не ниже 128 Кбит/с.
В п.2 Технического задания установлено, что скорость обратного доступа к сети Интернет для детей инвалидов и педагогических работников, проживающий в труднодоступных районах, подключаемых к сети Интернет с использованием спутниковых каналов связи, - не ниже 256 Кбит/с, что, по мнению Заявителя, не соответствует требованиям пунктов 4 -7 Приказа Министерства образования и науки РФ от 21 сентября 2009 года N341, и действующему законодательству.
Такой довод является необоснованным, т. к. скорости обратного доступа, установленная в документации об Открытом аукционе в электронной форме в размере не ниже 256 Кбит/с, не выходит за пределы скорости обратного доступа, установленной Приказом Министерства образования и науки РФ (не ниже - 128 Кбит/с).
7. В п. 1 Приложения N2 "Техническое задание" документации об Открытом аукционе в электронной форме установлены требования к краткому начальному ознакомлению с базовыми навыками использования Оборудования, проводимому после установки данного Оборудования, в объеме "не более 2 часов".
В п. 3 Приложения N2 "Техническое задание" документации об Открытом аукционе в электронной форме установлены требования к услуге по краткому начальному обучению базовым навыкам использования Оборудования детей-инвалидов, обучающихся на дому, предоставляемой после установки Оборудования и подключения их к сети Интернет, - в объеме "не менее 5 часов".
В Приложении N4 "График оказания услуг" документации об Открытом аукционе в электронной форме содержится требование о кратком начальном обучении базовым навыкам использования оборудования - не более 2 часов.
По мнению Заявителя, указанные требования противоречат друг другу и не позволяют определить объем обязательств необходимых к исполнению.
В Приложении N4 "График оказания услуг" содержится требование о кратком начальном обучении базовым навыкам использования оборудования в объеме не более 2 часов ограничено условием - на момент установки оборудования, оставшееся время в объеме 3 часов таким условием не ограничено.
Таким образом, в рассматриваемом случае в приложениях документации об Открытом аукционе в электронной форме не содержится противоречивых требований.
8. В п. 3.1 Приложения N2 "Техническое задание" документации об Открытом аукционе в электронной форме содержится требование о проведение курсов повышения квалификации педагогических работников (в количестве не менее 103 человек) общим объемом не менее 144 часов, проводимые в очной и дистанционной форме, из них не менее 36 часов в очной форме.
Заявитель считает, что указанное требование противоречит действующему законодательству, т.к. не соответствует п. 7 Приказа Министерства образования и науки РФ от 21 сентября 2009 года N341.
Согласно п. 7 "Требования к обеспечению методической поддержки педагогических работников по использованию поставленных комплектов программно-технических средств и возможностей сети "Интернет" для организации дистанционного образования детей-инвалидов" Приказа Министерства образования и науки РФ от 21.09.2009 N341, подготовка педагогических работников основным навыкам использования поставленных программно-технических средств и возможностей сети "Интернет" в центрах дистанционного образования детей-инвалидов должна осуществляться в объеме не менее 72 часов обучения в очной форме.
В требованиях, установленных приказом Министерства образования и науки РФ, установлено общее требование к минимальному сроку обучения в очной форме. Обязанности по размещению заказа единовременно на 72 часа очного обучения в приказе не содержится. Заказчику действующим законодательством не запрещено продолжить обучение педагогов в очной форме по необходимой образовательной программе в недостающем объеме.
Таким образом, противоречия действующему законодательству в рассматриваемом случае отсутствуют.
9. В п. 2.2 проекта государственного контракта (Приложение N 6 документации об Открытом аукционе в электронной форме) содержится следующее положение: "Необходимое для оказания услуг по настоящему Контракту дополнительное оборудование Исполнитель безвозмездно передает в собственность Государственному заказчику, что подтверждается Актом приемки передачи, подписанным Государственным заказчиком и Исполнителем, которое потом передается на ответственное хранение Пользователям".
По мнению Заявителя, указанное требование противоречит действующему законодательству.
Согласно ч.1 ст.1 Закона о размещении заказов настоящий закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Из ч.1 ст.2 Закона о размещении заказов следует, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о размещении заказов не содержат запрета на передачу в собственность безвозмездно (дарение) заказчику дополнительного оборудования.
В силу п.4 ч.1 ст. 575 ГК РФ дарение запрещено только между коммерческими организациями.
10. В п. 3.6 проекта государственного контракта (Приложение N 6 документации об Открытом аукционе в электронной форме установлено, что срок гарантийных обязательств составляет один месяц с момента приемки услуг Государственным заказчиком. Объем гарантийных обязательств указан в техническом задании (Приложение N1 к настоящему Контракту).
В Приложении N1 к государственному контракту не содержатся требования к объему гарантийных обязательств.
В связи с этим, по мнению Заявителя, п.3.6 государственного контракта содержит недостоверную информацию.
Право заказчика устанавливать в документации об открытом аукционе в электронной форме требования к объему гарантийных обязательств предусмотрено в п.6 ч.4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Объем гарантийных обязательств указан в п. 5.2. проекта государственного контракта, что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
Некорректная ссылка на Приложение N1 к государственному контракту, содержащаяся в п. 3.6 проекта государственного контракта не является нарушением Закона о размещении заказов.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 17 и 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Белгородского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Лайт Саунд Мастер" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области N 508-12-Т (опубликовано 3 декабря 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016