Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 11 марта 2015 г. N 27/15-Г3/Ж
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> |
|
Заместитель председателя Комиссии:
|
<_> |
|
Член Комиссии: |
<_>
|
|
При участии представителей:
от ответчика (государственного заказчика): <_> - представителя Департамента Смоленской области по здравоохранению (доверенность от 10.03.2015 б/н);
<_> - представителя Департамента Смоленской области по здравоохранению - без права голоса (паспорт <_>);
от заявителя - ООО "ГЕРОФАРМ" было уведомлено надлежащим образом, на заседание Комиссии представители заявителя не явились;
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) (приказ Смоленского УФАС России от 09.01.2014 N 01) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО "ГЕРОФАРМ" на действия государственного заказчика - Департамента Смоленской области по здравоохранению, уполномоченного органа - Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы, при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственного препарата для обеспечения на территории Смоленской области граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (извещение N 016320000031500765), установила:
Из жалобы ООО "ГЕРОФАРМ" (далее также - заявитель, Общество), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок членом Комиссии <_> следует, что документация, размещённая заказчиком на официальном сайте, составлена с нарушениями Закона о контрактной системе, а именно в документации об аукционе установлено, что предметом поставки является лекарственный препарат с конкретным торговым наименованием - "Протафан НМ Пенфилл" конкретного производителя - Ново Нордиск А\С Дания. При этом, документация не содержит указания международного непатентованного наименования. Так же, из жалобы ООО "ГЕРОФАРМ" следует, что государственным заказчиком не верно определён способ закупки. Заявитель полагает, что закупка лекарственных препаратов должна осуществляться методом запроса предложений, когда таковые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.
Представитель заявителя в поданной жалобе просит признать жалобу обоснованной и обязать государственного заказчика внести изменения в документацию, исключающие нарушения законодательства о контрактной системе.
Представитель ответчика с доводами жалобы не согласился и указал, что различные торговые наименования инсулинов несовместимы между собой и не взаимозаменяемы. Инсулин является биологически активным веществом и белковой молекулой. Производители биологической молекулы не могут 100% воспроизвести цикл производства, то есть получить идентичную копию. Так, в процессе многократного применения рекомбинантных препаратов в организме пациентов вырабатывают антитела, которые нейтрализуют препарат, что может привести к критическому состоянию пациента и аллергическим реакциям. Так же, способом определения поставщика не был выбран запрос предложений, в связи с тем, что объём закупаемых лекарственных препаратов очень большой, необходим для назначения многим пациентам.
Согласно пояснениям представителя Департамента Смоленской области по здравоохранению (которые также были представлены в письме исх. N03254 от 11.03.2015), государственный заказчик, при разработке аукционной документации, руководствовался Письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 31.10.2007 N16811-АП/Д04, Письмом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию от 15.10.2007 N1003/048743П и Письмом ФАС России от 16.10.2007 NАЦ/19080.
Представитель государственного заказчика, на основании изложенного, просит признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "ГЕРОФАРМ" и проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация размещены 24.02.2015 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальна) цена контракта - 1 154 820 руб., 00 коп.
Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о том, что извещение о проведении электронного аукциона и документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям.
Документация об электронном аукционе, согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной службе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 данного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров.
Как установлено Комиссией Смоленского УФАС России, Приложением N1 к Информационной карте электронного аукциона установлено следующее наименование и описание объекта закупки с указанием количества товара:
N п/п |
МНН |
Лекарственная форма с указанием дозировки, фасовки |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наименование страны происхождения товара (указать) |
1 |
Протафан НМ Пенфил |
Суспензия для подкожного введения, 100 МЕ/мл/3 мл N5 |
уп. |
1500 |
|
В соответствии с государственным реестром лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx) "Протафан НМ Пенфил" является торговым наименованием инсулинового препарата с международным непатентованным наименованием "Инсулин-изофан [человеческий генно-инженерный]".
Таким образом, государственным заказчиком установлено требование к поставке лекарственного препарата с конкретным торговым наименованием - Протафан НМ Пенфил, производителем которого является Ново Нордиск А/С - Дания. При этом, в документации об аукционе не содержится указания на международное непатентованное наименование закупаемого лекарственного средства.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 31.10.2007 N16811-АП/Д04, Письмом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию от 15.10.2007 N1003/048743П различные торговые наименования инсулинов, а также циклоспорина несовместимы между собой и не взаимозаменяемы. В Письме ФАС России от 16.10.2007 NАЦ/19080 содержатся разъяснения о том, что по указанным основаниям размещение заказа на поставку циклоспорина и инсулинов может производится с указанием торговых наименований без сопровождения их словами "или эквивалент" в соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов. Таким образом, размещение заказа на поставку лекарственных средств должно осуществляться по международным непатентованным наименованиям. Однако, инсулины и циклоспорин составляют исключение, размещение заказов на поставку которых может осуществляться по торговым наименованиям.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о том, что государственный заказчик правомерно применил данный порядок закупки инсулинов при его закупке в соответствии с Законом о контрактной системе.
Также, доводы заявителя о том, что государственный заказчик вправе указывать торговое наименование лекарственного средства только при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе являются необоснованными. В своих доводах заявитель ссылается на Письмо ФАС России от 21.07.2014 NАЦ/29219/14. Однако, в данном Письме ФАС России даёт общие разъяснения порядка применения Законодательства о контрактной системе. В указанном письме, отсутствуют разъяснения, касающиеся закупки инсулиновых препаратов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Смоленского УФАС России также пришла к выводу о том, что документация, размещённая на официальном сайте государственным заказчиком, не содержит нарушений Законодательства о контрактной системе.
Относительно доводов заявителя о выборе заказчиком не правильного способа определения поставщика Комиссией Смоленского УФАС России установлено следующее.
Согласно ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с ч. 3 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 данной статьи перечни.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам.
Согласно документации электронного аукциона и пояснениям представителя государственного заказчика, данная закупка осуществляется для обеспечения лекарственными препаратами не одного пациента, а нескольких сотен.
Таким образом, проведение государственным заказчиком закупки, являющейся предметом рассмотрения жалобы, путём проведения электронного аукциона не является нарушением Законодательства о контрактной системе.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок нарушений не установлено.
Изучив все материалы по жалобе, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, решила:
Признать жалобу ООО "ГЕРОФАРМ" на действия государственного заказчика - Департамента Смоленской области по здравоохранению, уполномоченного органа - Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы, при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата для обеспечения на территории Смоленской области граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (извещение N 0163200000315000765) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 11 марта 2015 г. N 27/15-Г3/Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016