Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 5 декабря 2012 г. N 83/12-Р3
Резолютивная часть решения оглашена 30 ноября 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 5 декабря 2012 года
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе <_>
рассмотрев дело N 83/12-РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы медицинского - оздоровительного центра "Радуга" об оказании медицинских услуг, в тексте которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представителя ООО "ЦентрСервис" (по доверенности от 20.11.2012 N 81), установила:
в результате осуществления полномочий по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении рекламы, должностными лицами Смоленского УФАС России 23.10.2012 и 07.11.2012 было выявлено, что в г. Смоленске, ул. Крупской, дом
N 61 В, распространялись, путем раскладывания в почтовые ящики, рекламные листовки следующего содержания:
"Медицинский-оздоровительный центр "РАДУГА"
стоматология, косметология, сауна (инфракрасная), массаж, криотерапия, душ шарко, восходящий душ, подводный массаж, тренажерный зал, вертикальный солярий
ул. Шевченко, 73а 31-71-31
-криокамера 600 руб.
- инфракрасная сауна 250 руб.
-спа капсула 400 руб.
ПЕРВЫМ ПОСЕТИТЕЛЯМ СКИДКИ!!!"
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"): "Реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама".
Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к медицинскому - оздоровительному центру "Радуга" и оказываемым в нем медицинским услугам.
В тексте рекламы содержатся сведения об оказании медицинских услуг: "массаж, подводный массаж и криотерапия".
В соответствии с Отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг", к простым медицинским услугам (раздел "А") отнесены следующие виды услуг:
А 20.30.010 поводный душ-массаж,
А 21.01.001 общий массаж,
А 21.01.002 массаж лица,
А 21.01.003 массаж шеи,
А 21.01.004 массаж рук,
А 21.01.005 массаж волосистой части головы,
А 21.01.006 пилинг-массаж,
А 21.01.007 вакуумный массаж кожи,
А 21.01.009 массаж ног,
А 24.01.005.001 криотерапия общая (криокамера).
Класс "А" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
Массаж - это активный метод лечения, смысл которого заключается в дозированном механическом раздражении обнаженного тела больного разнообразными, методично проводимыми специальными приемами, осуществляемыми рукой массажиста или с помощью специальных приспособлений.
Криотерапия (или лечение холодом) - это лечебная и общеоздоровительная процедура, основанная на кратковременном контакте поверхности кожи с охлажденным до 150 - 130 °C (градусов Цельсия) газом. Такое переохлаждение не приводит к повреждению тканей, но оказывает мощное раздражающее действие на ЦНС, которое вызывает ряд положительных сдвигов в иммунной, эндокринной, кровеносной и д.р. системах организма.
Таким образом, массаж, подводный массаж и криотерапия относятся к медицинским услугам.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе": "Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства)".
В размещаемой рекламе медицинских услуг (массаж, подводный массаж и криотерапия) отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалистов, что указывает на признаки нарушения требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе", на основании части 6 статьи 38 Закона "О рекламе", несет рекламодатель; на основании части 7 статьи 38 данного Закона - рекламораспространитель.
Деятельность в медицинском-оздоровительном центре "Радуга" осуществляет ООО "ЦентрСервис" (место регистрации: 215710, Смоленская обл., Дорогобужский р-н., г. Дорогобуж, ул. Карла Маркса, д. 20; местонахождение медицинского-оздоровительного центра "Радуга": 214020, г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 73а).
На рассмотрении дела N 83/12-РЗ представитель ООО "ЦентрСервис" признал, что допущено нарушение Закона "О рекламе" и пояснил следующее. Нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе допущены ООО "ЦентрСервис" неумышленно. Листовки с ненадлежащей рекламой являлись рабочим вариантом и не были предназначены для распространения, но по невнимательности сотрудников центра рабочий вариант листовок попал к утвержденному макету и в дальнейшем был распространен, путем раскладывания их в почтовые ящики жилых домов. На сегодняшний день изготовлен новый макет рекламы, соответствующий законодательству о рекламе, который и распространяется на сегодняшний день.
Комиссии Смоленского УФАС России ООО "ЦентрСервис" был представлен новый макет рекламы, который соответствует требованиям законодательства о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей распространяемую г. Смоленске,
ул. Крупской, дом N 61 В, путем раскладывания в почтовые ящики рекламных листовок, рекламу медицинского - оздоровительного центра "Радуга" об оказании медицинских услуг (массаж, криотерапия и подводный массаж), в тексте которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию или необходимости получения консультации специалиста, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "ЦентрСервис" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, в связи с добровольным устранением нарушения до рассмотрения дела по существу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 5 декабря 2012 г. N 83/12-Р3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016