Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 14 декабря 2011 г. N 387/12-Г3/Ж
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в составе <_>
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (приказ Смоленского УФАС России от 15.08.2012 N 113) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и во исполнение положений статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО "ТЭП" (исх. N 40 от 06.12.2012) на действия государственного заказчика - ОГБУЗ "Ельнинская ЦРБ", уполномоченного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении открытого аукциона в электронной форме N 3542-аэф на право заключить гражданско-правовой договор на поставку аппарата для суточного мониторинга ЭКГ по Холтеру и АД, выполнению работ по установке, пуско-наладке товара, осуществлению инструктажа медицинского и технического персонала работе с товаром для нужд ОГБУЗ "Ельнинская ЦРБ" (извещение N 0163200000312005649), установила:
В жалобе ООО "ТЭП" (далее - Заявитель, Общество), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов членом Комиссии, указано на нарушение государственным заказчиком, уполномоченным органом законодательства в сфере размещении заказов.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0163200000312005649 и документация об аукционе 30.11.2012 размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru.
В соответствии с требованиями п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, вторая часть заявки на участие в торгах должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 данного закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов документов и сведений, не допускается (ч. 7 ст. 41.8 данного закона).
В п. 5 Информационной карты аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в торгах должна содержать копию действующей лицензии, выданной участнику размещения заказа, на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники (товара), являющейся предметом данного открытого аукциона в электронной форме.
Согласно п. 4.4. Положения о лицензировании технического обслуживания медицинской техники (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 32) техническое обслуживание медицинской техники включает в себя действия по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению.
В разделе "Термины и определения" Методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники" (утв. Минздравом РФ и Минпромнауки РФ 24.09.2003, 10.10.2003), техническое обслуживание медицинской техники представляет собой комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.
ГОСТ 18322-78 устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области видов, методов и показателей технического обслуживания и ремонта изделий. Действия данного ГОСТ распространяется и на медицинскую технику, где в соответствии с п. 1 данного ГОСТ техническое обслуживание определяется как "комплекс операций или операцию по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании".
Предметом вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме, в соответствии с п. 3 Информационной карты аукционной документации, является поставка аппарата для суточного мониторинга ЭКГ по Холтеру и АД, выполнению работ по установке, пуско-наладке товара, осуществлению инструктажа медицинского и технического персонала работе с товаром для нужд ОГБУЗ "Ельнинская ЦРБ".
Деятельность по установке, пуско-наладке медицинской техники не может рассматриваться как вид технического обслуживания, поэтому и лицензирование деятельности по установке, пуско-наладке товара законодательством РФ не предусмотрено.
Таким образом, заказчик, уполномоченный орган, неправомерно установили в аукционной документации требования о наличии во второй части заявки копии действующей лицензии на техническое обслуживание медицинской техники, чем нарушили ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, ООО "ТЭП" просит Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в случае подтверждения доводов, изложенных в жалобе Общества выдать государственному заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители ответчиков в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов по сути жалобы пояснили следующее.
30.11.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru были размещены: извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и аукционная документация.
Предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка аппарата для суточного мониторинга ЭКГ по Холтеру и АД, выполнению работ по установке, пуско-наладке товара, осуществлению инструктажа медицинского и технического персонала работе с товаром для нужд ОГБУЗ "Ельнинская ЦРБ".
При этом работы по установке, пуско-наладке товара относятся к работам по техническому обслуживанию медицинской техники.
В п. 5 Информационной карты было предусмотрено, что в составе второй части заявки должна содержаться копия действующей лицензии, выданной участнику размещения заказа, на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники (товара), являющейся предметом данного открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензирвоании), техническое обслуживание медицинской техники подлежит лицензированию.
По данному вопросу также имеются соответствующие разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации.
Так, в соответствии с письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2008 N Д05-5658, требование о наличии лицензии на соответствующие виды работ предъявляются к участнику размещения заказа (головному исполнителю заказа), а не к соисполнителям. В письме Минэкономразвития от 12.08.2009 N Д05-4030 разъяснено, что участник размещения заказа в составе заявки на участие в торгах должен представить копию собственной лицензии, а не лицензии субподрядчика.
Кроме того, имеется судебная практика, подтверждающая правовую позицию заказчиков и Главного управления (решения Арбитражного суда Смоленской области от 22.02.2011 по делу N А62-6049/2011, от 14.10.2011 по делу N А62-3052/2011).
Таким образом, копию действующей лицензии на техническое обслуживание медицинской техники должен представить непосредственно участник размещения заказа.
На основании изложенного, представители ответчиков считают, что аукционная документация составлена в полном соответствии с действующим законодательством в сфере размещения заказов и просят Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в удовлетворении доводов, указанных в жалобе ООО "ТЭП", отказать.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "ТЭП" на действия государственного заказчика - ОГБУЗ "Ельнинская ЦРБ", уполномоченного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении открытого аукциона в электронной форме N 3542-аэф на право заключить гражданско-правовой договор на поставку аппарата для суточного мониторинга ЭКГ по Холтеру и АД, выполнению работ по установке, пуско-наладке товара, осуществлению инструктажа медицинского и технического персонала работе с товаром для нужд ОГБУЗ "Ельнинская ЦРБ" (извещение N 0163200000312005649), и проведенной в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки соблюдения законодательства в сфере размещения заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что размещение вышеуказанного заказа было осуществлено путем проведения открытого аукциона в электронной форме, что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и аукционная документация размещены 30.10.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru.
Частью 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 данного закона.
Пункт 1 ч. 4 ст. 41.6 и ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов предусматривают, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установила, что заказчиком во исполнение вышеуказанных правовых норм сформировано Техническое задание, содержащее требования к закупаемым аппаратам для суточного мониторинга ЭКГ по Холтеру и АД в соответствии с потребностями заказчика.
Согласно п. 6 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными ч. 3 данной статьи сведениями должна содержать требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
Требование о выполнении работ по установке, пуско-наладке товара, осуществлению инструктажа медицинского и технического персонала работе с товаром включены заказчиком как в предмет контракта, так в разделах 3 и 4 проекта муниципального контракта.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.10.2003 N 293-22/233, введенные с 01.01.2004 в действие утвержденные Минздравом России и Минпромнауки России Методические рекомендации "Техническое обслуживание медицинской техники" (далее - Методические рекомендации) предназначены для применения на территории Российской Федерации медицинскими учреждениями, эксплуатирующими медицинскую технику.
Из изложенного следует, что данными рекомендациями должны руководствоваться медицинские учреждения, находящиеся на территории Российской Федерации.
Согласно определениям, данным в Методических рекомендациях
- медицинская техника - это медицинские изделия: приборы, аппараты, оборудование, устройства, установки, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, приспособления, механизированные и другие инструменты, предназначенные для применения в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой, для которых эксплуатационной документацией предусмотрено их техническое обслуживание при эксплуатации;
- ввод медицинской техники в эксплуатацию - это процедура проведения комплекса регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по подготовке к эксплуатации приобретенной медицинским учреждением медицинской техники, завершающаяся передачей медицинской техники медицинскому персоналу для использования по назначению;
- техническое обслуживание медицинской техники - это комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.
Кроме того, согласно п. 5.2. Методических рекомендаций, техническое обслуживание медицинской техники включает в себя следующие виды работ:
- ввод в эксплуатацию;
- контроль технического состояния;
- периодическое и текущее техническое обслуживание;
- текущий ремонт.
Таким образом, работы по вводу медицинской техники в эксплуатацию являются частью работ по техническому обслуживанию данной техники.
При этом ввод в эксплуатацию изделий медицинской техники охватывает комплекс работ по их распаковке, расконсервации, установке, монтажу, сборке, настройке и регулировке, сдаче-приемке в эксплуатацию (п. 5.3.1 Методических рекомендаций).
Кроме того, согласно п. 18 ГОСТ 18322-78, техническое обслуживание при использовании товаров, включает в себя техническое обслуживание при его подготовке к использованию по назначению. При этом подготовка к использованию по назначению товара включает в себя, в том числе, работы по установке, пуско-наладке товара.
В этой связи, довод заявителя, касающийся того, что работы по установке, пуско-наладке товара не относятся к техническому обслуживанию медицинской техники признан Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов несостоятельным.
Как указывалось выше, предметом торгов является поставка аппарата для суточного мониторинга ЭКГ по Холтеру и АД, выполнению работ по установке, пуско-наладке товара, осуществлению инструктажа медицинского и технического персонала работе с товаром для нужд ОГБУЗ "Ельнинская ЦРБ".
Данный комплекс, согласно информации содержащейся в регистрационных удостоверениях на данное оборудование (находящихся в открытом доступе в сети "Интернет"), относится к изделиям медицинского назначения (медицинской технике).
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит лицензированию.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, при размещении заказа путем проведения торгов к участникам размещения заказа устанавливается обязательное требование соответствия участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 данного закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
При этом требования п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов распространяются только на участников торгов. Таким образом, участник размещения заказа в составе заявки на участие в торгах должен представить копию собственной лицензии, а не лицензию соисполнителя.
Данной позиции придерживается Минэкономразвития РФ в своем письме N 13150-АП/Д05 от 12.08.2009.
Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что заказчиком, уполномоченным органом в пп. 3 п. 5 Информационной карты правомерно установлено требование о наличии у участника размещения заказа документов, подтверждающих его соответствие требованию, предъявляемому законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, являющихся предметом аукциона, в частности копии действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что положения аукционной документации не влекут незаконного ограничения количества участников размещения заказа.
В этой связи жалоба ООО "ТЭП" признана необоснованной.
В ходе камеральной проверки установлено, что от участников размещения заказа на участие в открытом аукционе в электронной форме заявок подано не было. В связи с чем, в протоколе рассмотрения заявок от 10.12.2012 на участие в открытом аукционе правомерно внесена информация о признании открытого аукциона несостоявшимся.
Таким образом, изучив все материалы по жалобе, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, решила:
Признать жалобу ООО "ТЭП" на действия государственного заказчика - ОГБУЗ "Ельнинская ЦРБ", уполномоченного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении открытого аукциона в электронной форме N 3542-аэф на право заключить гражданско-правовой договор на поставку аппарата для суточного мониторинга ЭКГ по Холтеру и АД, выполнению работ по установке, пуско-наладке товара, осуществлению инструктажа медицинского и технического персонала работе с товаром для нужд ОГБУЗ "Ельнинская ЦРБ" (извещение N 0163200000312005649), необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 14 декабря 2011 г. N 387/12-Г3/Ж
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016