Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
(опубликовано 19 сентября 2014 г.)
В соответствии с пунктом 33 Постановления Правительства N 808 от 08.08.2012 потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении" за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:
35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;
оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
Разделом 6. Договора предусмотрен более льготный для покупателя порядок оплаты тепловой энергии. Так, согласно пункту 6.1. оплата по Договору производиться Покупателем на основании Акта приема-передачи тепловой энергии до 20-го числа месяца следующего за расчетным", при этом в Протоколе разногласий в редакции Покупателя им прописан Раздел 6 п.6.3. "Расчетный период, установленный настоящим договором равен 2 календарным месяцам.".
Уренгойская ГРЭС сообщает, что, не смотря на все льготные условия, приводящие к убыткам и кассовым разрывам для Поставщика (убытки организации по реализации тепловой энергии за 2013 год составили 116,8 млн.руб.), Покупатель расчёты по Договору N 32Т в 2013 году не производил.
Далее в рамках организации работ по данному Договору в 2013 году в адрес Покупателя неоднократно направлялись письма о погашении дебиторской задолженности (N 3-1/2945 от 26.07.2013 года, N 3-1/3983 от 03.10.2013 года, N 3-1/4168 от 16.10.2013 года, N 3-1/4610 от 15.11.2013 года), о произведенном обследовании оборудования и оформлении Актов (N 3-1/5002 от 06.11.2013).
Филиал "Уренгойская ГРЭС" ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" также обращает внимание, что не принимал в отношении ОАО "УТГ-1" меры по отключению или ограничению поставки ресурсов, предусмотренные пунктом 76 Постановления Правительства РФ N 808 от 08.08.2012 года, несмотря на нарушение последним существенных условий договора теплоснабжения.
Постановлением Администрации муниципального образования г. Новый Уренгой от 06.12.2013 N 404 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования город Новый Уренгой на 2014 год и на перспективу до 2028 года" утверждена схема теплоснабжения МО города Новый Уренгой.
С 01.01.2014 года в качестве единой теплоснабжающей организации для района Лимбяяха определен Филиал "Уренгойская ГРЭС" - ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация".
В феврале 2014 года работниками филиала "Уренгойская ГРЭС" ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация", совместно с ОАО "УТГ-1" проводились замеры расходов теплоносителя на объектах ОАО "УТГ-1": ЦТП-1, ЦТП-2. В ходе данных замеров выявлены расхождения между договорным и фактическим объёмом потребления тепловой энергии для обеспечения нужд горячего водоснабжения. Представитель ОАО "УТГ-1", присутствующий при замерах, отказался в подписании актов замеров.
Предложение о проведении перерасчёта плановых значений потребляемой тепловой энергии, указанных в Приложении N 3 к Договору N 32 Т от 01.07.2014 ОАО "УТГ-1" оставлено без внимания.
Уренгойская ГРЭС" ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" сообщает, что решение о расторжении Договора было принято на основании следующих существенных условий данного Договора:
1. Необходимость приведения в соответствие с п. 2 cтатьи 13 Федерального закона N190-ФЗ "О теплоснабжении" наименование и предмет Договора.
2. Необходимость приведения договорных объёмов теплоснабжения и тепловых нагрузок по всем объектам теплопотребления (Приложение N3 к Договору) в соответствие с требованиями п. 21 "Правил организации теплоснабжения в РФ", утверждённых Постановлением РФ N 808 от 08.08.2012. Согласно п. 8.1 Типового проекта 903-435.85 Центрального теплового пункта для городских микрорайонов теплопроизводительностью 12 МВт Альбом 2строительства (ЦТП-1, ЦТП-2 и ЦТП-4) отопление зданий ЦТП осуществляется за счёт теплоизбытков помещения (за счёт тепловой энергии, выделяемой теплопотребляющими установками в помещениях ЦТП).
3. Необходимость приведения в соответствие перечня мест установки приборов учёта (Приложение N2 к Договору). В соответствии с требованиями п. 2 "Правил организации теплоснабжения в РФ", утверждённых Постановлением РФ N 808 точкой передачи тепловой энергии является место физического соединения теплопотребляющей установки и тепловых сетей теплосетевой организации. Так как в данном случае ОАО "УТГ-1" выступает с одной стороны как теплосетевая организация, а с другой стороны - в роли конечного потребителя тепловой энергии, то на теплопотребляющих установках в соответствии с п. 4 и п. 5 "Правил коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя", утверждённых Постановлением Правительства РФ N 1034 от 18.11.2013 должен быть организован учёт тепловой энергии.
4. Необходимость проведения корректировки Приложения N1 к Договору. Действующий Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон не отвечает фактическому расположению эксплуатируемого оборудования, учёт тепловой энергии по данному Договору не может быть установлен на границе разделения балансовой принадлежности тепловых сетей.
По Акту сверки за I квартал 2014 года, по информации, представленной Уренгойской ГРЭС, задолженность ОАО "УТГ-1" по Договору составляет 12 803 388,34 рублей, по итогам за 1-полуголие 2014 года - 16 971 128,63 рублей.
Меры по расторжению действующего Договора были приняты с целью заключить договор поставки ресурса до начала нового отопительного периода, который бы соответствовал требованиям действующего законодательства и не нарушал экономических прав как Покупателя, так и Поставщика.
ОАО "УТГ-1" (исх. от 11.07.2014 N 2004) выразило несогласие с расторжением действующего Договора.
В этой связи Уренгойская ГРЭС 17.07.2014 направила в адрес ОАО "УТГ-1" предложение о заключении дополнительного соглашения к Договору с указанием существенных замечаний, которые требуют внесение изменений в договор, и направлением в адрес Уренгойской ГРЭС проекта Дополнительного соглашения.
Ответ от ОАО "УТГ-1" на вышеуказанное предложение не поступил. Письмом N УГ/2/184 от 25.07.2014 Уренгойская ГРЭС направила на рассмотрение ОАО "УТГ-1" проект нового Договора о теплоснабжении.
Рассмотрев представленные документы, Ямало-Ненецкое УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 432, 433, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Договор между сторонами может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Согласно разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации, данным в пункте 58 Постановления Пленума от 01.07.1996 N 6/8, при разрешении преддоговорных споров, а также споров, связанных с исполнением обязательств, необходимо иметь в виду, что акцептом, наряду с ответом о полном и безоговорочном принятии условий оферты, признается совершение лицом, получившем оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).
Правоотношения сторон в рассматриваемом случае регулируются нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ - энергоснабжение.
В соответствии с частью 1 статьи 539, 548, пунктом 4 статьи 454 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Между тем, договором от 01.07.2013 N 32Т/УГР-005311 о поставке тепловой энергии (мощности) установлена ответственность сторон за ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в частности - за несвоевременную оплату тепловой энергии (раздел 8 Договора). В разделе 8 договора отсутствует условие, согласно которому теплоснабжающая организация имеет право принять меры по одностороннему расторжению договора.
В соответствии с разделом 11 досрочное прекращение действия договора возможно только в случае заключения нового договора по заявке Покупателя.
Ямало-Ненецкое УФАС России считает, что действия ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация", в лице филиала "Уренгойская ГРЭС", выразившиеся в одностороннем расторжении договора от 01.07.2013 N 32Т/УГР-005311 о поставке тепловой энергии (мощности) неправомерны, ввиду их несоответствия условиям заключенного с ОАО "Уренгойтеплогенерация-1" договора от 01.07.2013 N 32Т/УГР-005311 о поставке тепловой энергии (мощности).
Под антимонопольное регулирование подпадают действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, если их результатом являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
Статьей 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в т.ч. на следующие действия (бездействие):
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В материалах, представленных в Ямало-Ненецкое УФАС России, отсутствует документально подтвержденная информация относительно того, что со стороны ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация", в лице филиала "Уренгойская ГРЭС" совершались вышеописанные действия либо предприняты меры по фактическому прекращению поставки тепловой энергии по договору от 01.07.2013 N 32Т/УГР-005311, что являлось бы нарушением антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч. ч. 8, 9, 10 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Ямало-Ненецкое УФАС России отказывает в возбуждении дела в отношении ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация", в лице филиала "Уренгойская ГРЭС", ввиду того, что вопросы, указанные в заявлении ОАО "Уренгойтеплогенерация-1", не относятся к компетенции антимонопольного органа.
Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (далее - арбитражные суды), путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание неправомерность действий ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация", в лице филиала "Уренгойская ГРЭС" по одностороннему расторжению договора (письмо от 08.07.2014 N УГ/1/1082), в нарушение условий, закрепленных договором от 01.07.2013 N 32Т/УГР-005311, Ямало-Ненецкое УФАС России рекомендует ОАО "Уренгойтеплогенерация-1" за защитой своих прав и интересов обратиться в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Вр.и.о. руководителя управления С.В. Подъячев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (опубликовано 19 сентября 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016