Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 5 сентября 2014 г. N 1-00-1241/77-14
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ЭнергомашКапитал" на действия организатора конкурса - ОАО "Атомкомплект" при проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку задвижек клиновых и клапанов обратных ДУ800 для Смоленской АЭС (реестровый 31401169342), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭнергомашКапитал" (далее - Заявитель) на действия организатора конкурса - ОАО "Атомкомплект" (далее - Заказчик) при проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку задвижек клиновых и клапанов обратных ДУ800 для Смоленской АЭС (реестровый N 31401169342) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в следующем:
1. в неправомерном отказе в допуске к участию в Конкурсе;
2. в предоставлении преимущественных условий участия в торгах.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
11.01.2013 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО "КОНЦЕРН РОСЭНЕРГОАТОМ" (далее - Положение о закупках).
26.06.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена договора - 160 256 821,94 руб.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 26.06.2014 дата окончания подачи заявок - 11.06.2014, дата рассмотрения заявок - 04.07.2014, дата подведения итогов - 11.07.2014.
1. В соответствии с протоколом от 24.06.2014 N 2/101000199 заседания Конкурсной комиссии по рассмотрению заявок, Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании подпунктов "а", "г" пункта 14.9.4 ЕОСЗ подпунктов "а", "д" Конкурсной документации:
1.1 несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям подпункта 2.8 пункта 17 раздела 5 "Информационная карта конкурса" Том 1 Конкурсной документации в части предоставления в составе заявки на участие в конкурсе в случае поставки товаров импортного производства и/или применения импортного оборудования, комплектующих материалов и полуфабрикатов импортного оборудования, комплектующих материалов и полуфабрикатов в составе поставляемого товара - письма в адрес заказчика о выполнении требований РД ЭО 1.1.2.01.0958-2014 "Положения о согласовании технических требований и решений о применении импортной продукции, предназначенной для использования на атомных станциях" данный документ не представлен;
1.2 несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям пункта 16.2.2 раздела 5 "Информационная карта конкурса" Тома 1 Конкурсной документации, в части предоставления в составе заявки на участие в конкурсе документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в пункте 14.2.2 раздела 5 "Информационная карта конкурса" Тома 1 Конкурсной документации а именно, копии документов, указывающих на изготовителя и подтверждающих изготовление данным изготовителем, указанного оборудования, а именно: планы качества по НП-071-06, подписанные изготовителем, заказчиком и уполномоченной организацией с отметками о приеме оборудования заказчиком и уполномоченной организацией. Участником конкурса ООО "ЭнергомашКапитал" в составе заявки данные документы не представлены;
1.3 не соответствие товара требованиям подраздела 4.1 Основные параметры и размеры раздела 4. Технические требования Технического задания на поставку стандартного промышленного оборудования (задвижка клиновая Ду 800) приложения к Тому 2 "Техническая часть" Конкурсной документации в части предлагаемой марки стали, а именно: Материал корпуса задвижки - 15ГС (лист 25, лист 40в ТУ 3741-008-59162910-2007).
На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что согласно подпункту 2.8 пункта 17 раздела 5 "Информационная карта конкурса" Тома 1 Конкурсной документации письмо в адрес Заказчика о выполнении требований РД ЭО 1.1.2.01.0958-2014 требуется только в случае поставки товаров импортного производства и/или применения импортного оборудования, комплектующих материалов и полуфабрикатов в составе поставляемого товара. Товары предлагаемые ООО "ЭнергомашКапитал" к поставке, производятся в России и не имеют в своем составе импортных комплектующих. Таким образом, отклонение по его Заявки по данному основанию является неправомерным. Также Заявитель пояснил, что в соответствии с подпунктом 2.6 пункта 17 раздела 5 "Информационная карта конкурса Тома 1 Конкурсной документации непредставление копий документов и сведений, указывающих на изготовителя и подтверждающих изготовление данным производителем, не является основанием для отклонения заявки на отборочной стадии, в связи с чем Заявитель считает отклонение заявки на данном основании необоснованным. Заявитель полагает, что несоответствие состава его заявки требованиям Конкурсной документации в части письма о выполнении требований РД ЭО 1.1.2.01.0958-2014 и планов качества могло быть устранено путем направления ему уточняющего запроса. По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией нарушены принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации по отношению к участникам закпки. При это Заявитель утверждает, что определение в Крнкурсной документации конкретных марок стали: 22К (20, 22Ш импортный аналог) - предполагает введение ограничения в части предложения российских аналогов стали, при том обстоятельстве, что импортные аналоги допускаются. Таким образом, применение стали 15ГС по сравнению со сталью 22К, сталью 20, сталью 20Ш и их зарубежный аналогов следует рассмартивать как преимущество применения более качественного материала.
Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.
1.1 Согласно подпункту 2.7 пункта 17 "Информационной карты конкурса" Конкурсной документации в составе заявки на участие в конкурсе необходимо представить техническое предложение, подтверждающее выполнение каждого технического требования (том 2), в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Конкурсной документации (раздел 6, Форма 3), в том числе содержащее:
- указание изготовителя (юридического лица согласно подразделу 3.3), разработчика оборудования (юридического лица осуществляющего разработку оборудования) и страны происхождения предлагаемого оборудования;
-указание на зарегистрированные товарные знаки и (или) знаки обслуживания оборудования, патенты, полезные модели или промышленные образцы, которым будет соответствовать оборудование;
описание комплектации предлагаемого оборудования;
указание количества предлагаемого оборудования.
Для подтверждения требований, указанных в Томе 2 "Техническая часть" предоставляется ТЗ (ТУ) или проект ТЗ (ТУ) на оборудование, соответствующее техническим характеристикам, установленным в Томе 2 "Техническая часть".
В соответствии с подпунктом 2.8 пункта 17 "Информационной карты конкурса" Конкурсной документации в случае поставки товаров импортного производства и/или применения импортного оборудования, комплектующих материалов и полуфабрикатов в составе поставляемого товара - письмо в адрес заказчика о выполнении требований НП-071-06 "Правила оценки соответствия Оборудования, комплектующих, материалов и полуфабрикатов, поставляемых на объекты использования атомной энергии" с учетом требований РД 03-36-2002 "Условия поставки импортного оборудования, изделий, материалов и комплектующих для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения Российской Федерации" и РД ЭО 1.1.2.01.0958-2014 "Положения о согласовании технических требований и решений о применении импортной продукции, предназначенной для использования на атомных станциях".
В случае отсутствия поставки товаров импортного производства и/или применения импортных оборудования, комплектующих материалов и полуфабрикатов - письмо с информацией об отсутствии оборудования, изделий, материалов и комплектующих импортного производства в составе поставляемой продукции.
Таким образом, в целях исполнения требований подпункта 2.8 пункта 17 "Информационной карты конкурса" Конкурсной документации Заявителю в составе заявки необходимо было представить либо письмо о соответствии импортного оборудования, комплектующих материалов и полуфабрикатов вышеуказанным требованиям, либо о том что импортное оборудование использоваться не будет.
Согласно подразделу 4.1 Технического задания Конкурсной документации Заказчиком закупается задвижка, корпус которой должен быть изготовлен из стали марки 22К или 20, 22Ш и импортный аналог. Предлагаемый импортный аналог стали должен быть выбран в соответствии с требованиями Таблицы 1 Приложения 11 НП-068-05.
В соответствии с Таблицей 1 Приложения 11 НП-068-05 установлены требования к материалам зарубежных стран, в частности стали марки 20.
Изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что в составе заявки в части технического предложения с приложением спецификаций заявителем к поставке предлагается задвижка типа КНИГ 215-800-ЦЗ, изготавливаемая по ТУ 3741-008-59162910-2007, корпус которой изготавливается из стали марки 15ГС.
Согласно правилам ПНАЭ Г-7-008-89 сталь марки 15ГС является российской маркой стали.
На заседании Комиссия установила, что в составе заявке Заявителя представлено письмо ЗАО "Тяжпромрматара" о гарантиях выполнения требований НП-071-06 и РД 03-36-2002, из которого прямо не следует что Заявителем не предложены к поставке оборудование, изделия, материалы и комплектующие импортного производства в составе поставляемой продукции. При этом данное письмо не в полной мере выполняет требования подпункта 2.8 пункта 17 "Информационной карты конкурса" Конкурсной документации, а именно в письме не указано на гарантии соответствия РД 03-36-2002 "Условия поставки импортного оборудования, изделий, материалов и комплектующих для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения Российской Федерации" и РД ЭО 1.1.2.01.0958-2014 "Положения о согласовании технических требований и решений о применении импортной продукции, предназначенной для использования на атомных станциях".
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что отклонение заявки Заявителя в связи с непредоставлением письма, предусмотренного подпунктом 2.8 пункта 17 раздела 5 "Информационная карта конкурса" Том 1 Конкурсной документации, является правомерным.
1.2 В соответствии с подпунктом 14.2.2 пункта 14 "Информационной карты конкурса" Конкурсной документации изготовитель должен обладать опытом изготовления оборудования, выраженным в наличии в рамках заключенных договоров завершенных в 2011-2014 гг. работ по изготовлению арматуры трубопроводной для систем, важных для безопасности 1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности атомных станций по ОПБ - 88/97 (НП- 001 -97), на общую сумму не менее 45 млн. руб. без учета НДС.
Согласно подпункту 16.2.2 пункта 16 "Информационной карты конкурса" Конкурсной документации в составе заявки необходимо представить справки об опыте изготовления оборудования по форме 4 раздела 6 Документации с указанием сведений о наличии в рамках заключенных договоров завершенных в 2011-2014 гг. работ по изготовлению арматуры трубопроводной для систем, важных для безопасности 1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности атомных станций по ОПБ - 88/97 (НП-001-97), с обязательным приложением копий договоров с приложениями, подтверждающими номенклатуру оборудования по договору (спецификации и т.п.), копий документов, подтверждающих стоимость изготовленного оборудования (акты приемки-передачи, ТОРГ-12 и т.п.), а также копий документов, подтверждающих изготовление данным изготовителем оборудования, а именно: планы качества по НП-071-06, подписанные изготовителем, заказчиком и уполномоченной организацией с отметками о приемке оборудования заказчиком и уполномоченной организацией.
На заседании Комиссия установила, что в составе заявки Заявителя представлена справка об опыте изготовления оборудования, согласно которой в 2008-2013 гг. ЗАО "Тяжпромарматура" изготовлена трубопроводная арматура на сумму 448,8 млн. руб., а также копии товарных накладных, подтверждающих факт поставки ЗАО "Тяжпромарматура" трубопроводной арматуры. При этом, в составе заявки ООО "ЭнергомашКапитал" отсутствуют копии планов качества, подтверждающих изготовление ЗАО "Тяжпромарматура" указанной продукции.
Согласно подпунктам "а", "г" пункта 14.9.4 Положения о закупках к основаниям для отказа в допуске к участию в Конкурсе относятся несоответствие состава заявки и
изготовителей предлагаемой к поставке продукции требованиям
документации процедуры закупки. Аналогичные основания для отказа участнику процедуры закупки в допуске к участию в конкурсе установлены пунктами 4.14.2.4 "а", "в" Документации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 14.9.6 Положения о закупках протокол по рассмотрению заявок на отборочной стадии должен содержать решение о допуске участника к конкурсу либо об отказе ему в допуске с указанием положений конкурсной документации, которым не соответствует участник конкурса или его заявка, а также самих несоответствующих положений такой заявки.
Согласно подпункту 2.6.2 пункта 17 "Информационной карты конкурса" Конкурсной документации планы качества относятся к документам, необходимым только для целей оценки заявки и их непредставление не является основанием для отклонения заявки на отборочной стадии.
На заседании Комиссия установила, что в утвержденном Заказчиком Положении о закупках и Конкурсной документации имеются расхождения в части оснований отказа в допуске к участию в Конкурсе. В связи с данным обстоятельством, Комиссией принято решение трактовать требования документации в пользу Заявителя.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что не представление плана качества предусмотренного подпунктом 16.2.2 пункта 16 "Информационной карты конкурса" Конкурсной документации не является основанием отказа заявки на отборочной стадии, данное требование необходимо только для целей оценки заявки в соответствии с подпунктом 2.6.2 пункта 17 "Информационной карты конкурса" Конкурсной документации.
На основании изложенного, Комиссия считает отказ в допуске к участие в Конкурсе вследствие не представления планов качества является необоснованным, но не повлиявшим на результаты процедуры закупки, поскольку у Комиссии имелось иное основание для отказа заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
1.3 Согласно подразделу 4.1 Технического задания Конкурсной документации Заказчиком закупается задвижка, корпус которой должен быть изготовлен из стали марки 22К или 20, 22Ш и импортный аналог. Предлагаемый импортный аналог стали должен быть выбран в соответствии с требованиями Таблицы 1 Приложения 11 НП-068-05.
В соответствии с таблицей 1 Приложения 11 НП-068-05 установлены требования к материалам зарубежных стран, допущенных к применению для основных деталей арматуры, в частности указаны импортные аналоги российской марки стали 20.
Изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что в составе заявки в части технического предложения с приложением спецификаций заявителем к поставке предлагается задвижка типа КНИГ 215-800-ЦЗ, изготавливаемая по ТУ 3741-008-59162910-2007, корпус которой изготавливается из стали марки 15ГС.
Таким образом, Заявителем в составе заявки предлагается задвижка, корпус которой изготавливается из материала, прямо не указанного в Конкурсной документации в качестве допустимого материала корпуса и не являющегося импортным аналогом в соответствии с НП-068-05.
На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что согласно ПНАЭ Г-7-008-89 "Правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок" сталь марки 15ГС допущена к применению на АЭС и вместе со сталью марки 22К входит в единую группу сталей перлитного класса, запрета на применение этой стали для трубопровода контура многократной принудительной циркуляции (ЦМПЦ) АЭС нет.
Согласно пояснения Заказчика, применение материала из стали 22К продиктовано потребностями Заказчика и техническим обоснованием безопасности Смоленской АЭС, в соответствии с которым задвижки подлежат изготовлению из стали 22К. При этом применение арматуры Ду 800 КМПЦ из стали марки 15 ГС вместо 20К или 22К потребует подготовки технического решения и его согласования с Ростехнадзором. Кроме того, обосновывающих замену материалов расчетов на прочность, потребуется подтверждение характеристик сварных соединений арматуры к трубопроводам и качества металла с наплавкой, что повлечет проведение длительных экспериментальных исследований.
На основании изложенного, Комиссия установила, что предложенная Заявителем марка стали 15ГС не является аналогом марки стали, предусмотренной Конкурсной документацией в соответствии с данными Таблицы 1 Приложения 11 НП-068-05, марка стали 15ГС таковым не является. Материал корпуса задвижки, предлагаемой заявителем, не соответствует требованию подраздела 4.1 Технического задания Конкурсной документации.
При этом довод Заявителя, о возможности представления участником Конкурса предложения превосходящего по качеству товар, указанный в технических условиях (аналоги) не обоснован, в связи с тем, что данное положение Конкурсной документации применимо только к тем характеристикам закупаемой продукции, которые указаны в документации в виде диапазона или с открытым диапазоном с предельным значением (минимальным или максимальным). Заказчиком в Конкурсной документации в части Технического задания установлено конкретное требование, соответствующее потребностям Заказчика.
Таким образом, Заявитель на заседании Комиссии не смог подтвердить преимущество применения предлагаемого им товара к поставке в соотношении с установленным в Конкурсной документации.
Учитывая изложенное, материал корпуса задвижки, предлагаемой Заявителем, не соответствует требованию подраздела 4.1 Технического задания Конкурсной документации. Таким образом, отказ в допуске Заявителю к участию в Конкурсе вследствие несоответствия товара требованиям подраздела 4.1 Основные параметры и размеры Раздела 4 Технические требования технического задания является правомерным.
2. Согласно подпункту 14.8.4.3 Положения о закупках предусмотрено принятие конкурсной комиссией решения об уточнении заявки в случае, если в заявке имеются разночтения или положения, допускающие неоднозначное толкование, не позволяющие определить соответствие заявки на участие в конкурсе или участника конкурса требованиям конкурсной документации или осуществить оценку и сопоставление заявок допущенных участников конкурса.
В соответствии с подпунктом 14.8.4.3 Положения о закупках не направляются участнику запросы согласно пункту 14.8.4., если в соответствии с пунктом 14.9.4 имеются иные основания для отказа в допуске к участию в конкурсе такого участника.
На заседании Комиссии Заказчика пояснил, что 30.06.2014 в адрес ЗАО "Римера" был направлен дополнительный запрос для уточнения информации в части письма о подтверждении срока поставки товара, о выполнении РД и подтверждения технических требований технического задания. При этом Конкурсной Комиссий при рассмотрении заявки ЗАО "Римера" не были выявлены иные основания отказа в допуске к участию в Конкурсе, по причине чего запрос и был направлен участнику.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что довод Заявителя о взможности Заказчика уточнения непредставленной информации в составе его заявки требованиям документации в части письма о выполнении требований РД ЭО 1.1.2.01.0958-2014 и планов качества, посредством направления ему уточняющего запроса, является необоснованным, поскольку у Конкурсной комиссии имелось иное основание для отказа Заявителю в допуске к участию в Конкурсе, в связи с чем запрос предусмотренный пунктом 14.8.4.3 ЕОСЗ не мог быть направлен Заявителю.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, решила
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной.
Снять ограничения на размещение закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 01.09.2014 N ИК/25960.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 сентября 2014 г. N 1-00-1241/77-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016