Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 15 января 2013 г. N 13-01-18.1-03/6
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
рассмотрев по правилам статьи 18.1 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу З-на (далее Заявитель) на действия организатора торгов - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее Организатор торгов) - при проведении аукциона, открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений о цене имущества по продаже земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимого имущества по адресу: г. Волгоград, ул. Самарская, д. 1, сообщение о торгах опубликовано в бюллетене "Государственное имущество" N70, от 16.11.2012, страницы 16-18, установила:
В Волгоградское УФАС России 09.01.2013 г. поступила жалоба З-на на действия организатора торгов - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области - при проведении аукциона, открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений о цене имущества по продаже земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимого имущества по адресу: г. Волгоград, ул. Самарская, д. 1, сообщение о торгах опубликовано в бюллетене "Государственное имущество" N70, от 16.11.2012, страницы 16-18 (далее Торги).
В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, уведомление о поступлении жалобы от 11.01.2013 N 03-8/69 направлено Заявителю 11.01.2013 посредством электронной почты по адресу @, направлено Организатору торгов 11.01.2013 посредством электронной почты по адресу tu34@rosim.ru и 14.01.2013 посредством факсимильной связи по номеру 38-50-00.
Рассмотрение дела N 13-01-18.1-03/6 состоялось 15 января 2013 г. в 15 часов 05 минут.
На рассмотрении жалобы присутствовал:
З-н - заявитель, паспорт;
- представитель организатора торгов, доверенность от 15.01.2013 года N 16;
- представитель организатора торгов, доверенность от 15.01.2013 года N 17.
Заявителем обжалуются торги - аукцион, открытый по составу участников и закрытый по форме подачи предложений о цене имущества по продаже земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимого имущества по адресу: г. Волгоград, ул. Самарская, д. 1.
По данным торгам заявителем обжалуются действия Организатора торгов, связанные с отказом в признании претендента - З-на - участником торгов:
1) необоснованный отказ в признании претендента - З-на - участником аукциона. Заявка З-на полностью соответствует законодательству. Невозможно определить причину несоответствия его заявки и представленных им документов требованиям законодательства.
2) информационное сообщение по продаже земельного участка является публичной офертой и регулируется статьями 437, 438 ГК РФ.
3) происходит запрещённое частью 2 статьи 17 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" ограничение доступа к участию в торгах.
Информационное сообщение о проведении данных торгов опубликовано в бюллетене "Государственное имущество" N70, от 16.11.2012, страницы 16-18, на сайте в сети Интернет для размещения информации о приватизации федерального имущества - www.rosim.ru и на сайте http://torgi.gov.ru.
В соответствии с данным информационным сообщением:
- Дата начала приема заявок на участие в аукционе - 16 ноября 2012 г.
- Дата окончания приема заявок на участие в аукционе - 14 декабря 2012 г.
- Время и место приема заявок - по рабочим дням с 09.00 до 14.00 по московскому времени по адресу: 400066, г. Волгоград, пр. Ленина, 15, каб.101.
- Дата и место определения участников продажи - 20 декабря 2012 г. по адресу: 400066, г. Волгоград, пр. Ленина, 15, каб.101.
- Дата, время и место подведения итогов аукциона (дата проведения аукциона) - 14 января 2013 г. в 11.00 по московскому времени по адресу: 400066, г. Волгоград, пр. Ленина, д.15, каб. 101.
Имеющаяся на момент поступления в Волгоградское УФАС России жалобы З-на на сайтах www.rosim.ru и http://torgi.gov.ru и в бюллетене "Государственное имущество" официальная информация о данных торгах не позволяет установить как дату подписания протокола о признании претендентов участниками торгов, так и сам факт составления данного протокола, то есть официальная информация не содержит каких-либо сведений о подписании протокола о признании претендентов участниками торгов. При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для возвращения З-ну его жалобы, поданной в Волгоградское УФАС России, на основании пункта 4 части 25 статьи 18.1 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Заявитель на рассмотрении жалобы 15 января 2013 года поддержал заявленные им в жалобе требования и обосновывающие их доводы, отметил, что отказ в признании его претендентом не обоснован, так как причина не указана, при приёме заявок на участие в аукционе ему не указали на возможные ошибки в оформлении документов.
Представители организатора торгов на рассмотрении жалобы 15 января 2013 года представили пояснения на жалобу З-на и запрошенные материалы, отметили, что считают жалобу необоснованной, поддержали доводы, изложенные в пояснениях, в соответствии с которыми:
1) В соответствии с п. 8 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" определено, что претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
- представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству.
2) Согласно ст. 16 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" одновременно с заявкой претенденты - физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность, или представляют копии всех его листов.
Все листы документов, представляемых одновременно с заявкой, либо отдельные тома данных документов должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью претендента (для юридического лица) и подписаны претендентом или его представителем.
3) Информационное сообщение о проведении торгов нельзя рассматривать в силу ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации как публичную оферту, поскольку согласно п. 1 названной статьи реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Вместе с тем, в информационном сообщении однозначно указано, что Территориальное управление проводит торги, порядок проведения и условия которых регулируются другими нормами законодательства Российской Федерации, но не ст. ст. 437, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
4) Территориальное управление не согласно с доводом З-на о том, что при подаче им на регистрацию заявки на участие в торгах лицо, регистрировавшее такую заявку, было обязано проверить документы и указать З-ну выявленные недостатки и предложить устранить их до времени окончания приема заявок. В проведении торгов Территориальное управление руководствуется исключительно нормами законодательства Российской Федерации и информационным сообщением, которое по своей форме и содержанию полностью соответствует законодательству Российской Федерации, из которых следует, что претендент обязан самостоятельно сформировать и оформить в установленном порядке комплект документов, а обязанность доказать свое право на участие в аукционе возлагается на претендента.
Представители организатора торгов на рассмотрении жалобы 15 января 2013 года представили на обозрение аукционную документацию, в том числе, подлинник заявки З-на и приложенных к ней документов. Приложенные к заявке копии листов паспорта гражданина РФ не прошиты, не пронумерованы и не подписаны претендентом или его представителем.
На вопрос членов Комиссии З-н пояснил, что заявка и приложенные к ней документы подавались им в именно в таком виде. Уточнил, что при приёме документов ему было пояснено, что документы могут быть сданы в таком виде. Отметил, что одновременно с ним сдавалась заявка В-ой, оформленная таким как у него образом.
Комиссия обозрела подлинник заявки В-ой и отметила, что копии листов паспорта гражданина РФ, в данном случае, прошиты, пронумерованы и подписаны.
Исследовав имеющиеся сведения и документы в материалах дела, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Порядок проведения данных торгов определён Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 585.
Извещение о проведении данных торгов опубликовано в бюллетене "Государственное имущество" N70, от 16.11.2012, страницы 16-18, на сайте в сети Интернет для размещения информации о приватизации федерального имущества - www.rosim.ru и на сайте http://torgi.gov.ru.
Заявка З-на подана 12 декабря 2012 года.
Протоколом о признании претендентов участниками торгов N 20 от 20 декабря 2012 года З-н не допущен к участию в аукционе из-за несоответствия оформления документов законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 16 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", одновременно с заявкой претенденты представляют следующие документы: физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность, или представляют копии всех его листов.
Согласно пункту 5 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, для участия в аукционе претендент представляет продавцу (лично или через своего полномочного представителя) в установленный срок заявку по форме, утверждаемой продавцом, и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в информационном сообщении о проведении аукциона. Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у продавца, другой - у заявителя.
В информационном сообщении о проведении аукциона, опубликованном в бюллетене "Государственное имущество" N 70 за ноябрь 2012, было установлены следующие требования, предъявляемые к заявкам на приобретение реализуемого имущества, предоставляемым физическими лицами:
- заявка в двух экземплярах (каждый из которых распечатывается на одном листе с двух сторон) по форме, представленной в приложении к информационному сообщению;
- опись представленных документов, подписанная претендентом на участие в аукционе;
- копии всех листов документа, удостоверяющего личность.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", все листы документов, представляемых одновременно с заявкой, либо отдельные тома данных документов должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью претендента (для юридического лица) и подписаны претендентом или его представителем.
В данном случае, все листы документов, представленных одновременно с заявкой З-на не прошиты, не пронумерованы и не подписаны претендентом или его представителем.
В соответствии с п. 8 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" определено, что претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
- представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству.
Таким образом, при ненадлежащем исполнении претендентом требования о том, что все листы документов, представляемых одновременно с заявкой, или отдельные тома документов должны быть прошиты, пронумерованы и подписаны претендентом или его представителем, данное обстоятельство может рассматриваться как оформление указанных документов не соответствующим законодательству образом, что является одним из оснований для недопуска претендента к участию в аукционе.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В связи с чем, установление или неустановление факта того, что информационное сообщение о проведении торгов в силу ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичной офертой, не может повлиять на оценку обстоятельств данной жалобы, поскольку не может отменить действие п. 8 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 34 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", устанавливающего императивные нормы о случаях по не допуску претендента к участию в аукционе.
Необоснованным является довод Заявителя о том, что при подаче им на регистрацию заявки на участие в торгах лицо, регистрировавшее такую заявку, было обязано проверить документы и указать претенденту на выявленные недостатки и предложить устранить их до времени окончания приема заявок.
При проведении торгов Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области должно руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации и информационным сообщением, в соответствии с которыми претендент обязан самостоятельно сформировать и оформить в установленном порядке комплект документов, какая-либо помощь в формировании претендентом заявки Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 585, со стороны Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области не предусмотрена.
Кроме этого, в силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 585, и информационного сообщения о проведении торгов на этапе подачи и регистрации заявки оценка таких заявок на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации не производится.
Необоснованным является довод Заявителя о том, что в результате не допуска претендента к участию в аукционе произошло ограничение доступа к участию в торгах, запрещённое частью 2 статьи 17 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В данном случае, ограничение доступа к участию в торгах предусмотрено п. 8 ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", что не позволяет квалифицировать ограничение доступа к участию в торгах, как нарушение статьи 17 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Таким образом, действия организатора торгов - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области совершены в рамках полномочий, определённых ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и не нарушают Порядок продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, установленный Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 585.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать необоснованной жалобу З-на на действия организатора торгов - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области - при проведении аукциона, открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений о цене имущества по продаже земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимого имущества по адресу: г. Волгоград, ул. Самарская, д. 1, сообщение о торгах опубликовано в бюллетене "Государственное имущество" N70, от 16.11.2012, страницы 16-18.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 15 января 2013 г. N 13-01-18.1-03/6
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016